Урок 23 Тема: «Естественный отбор и его формы»

1. Цели урока:

1. Углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции.

2. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.

4. Этапы урока:

Изучение нового материала:

В тетрадь записали тему урока.

Учение о естественном отборе разработал Ч. Дарвин:

«Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции». Чарлз Дарвин разработал учение о естественном отборе.

Естественный отбор – это результат борьбы за существование, а его предпосылкой является наследственная изменчивость организмов. Благодаря естественному отбору избирательно сохраняются в популяции определенные генотипы.

Понятие о естественном отборе расширилось и углубилось благодаря развитию генетики и работам отечественных учёных: И. И. Шмальгаузена, С. С. Четверикова, А. С. Северцова, Н. И. Вавилова. Создана Систематическая теория эволюции.

Под действие отбора могут попасть как отдельные особи, так и целые популяции. В любом случае отбор сохраняет наиболее приспособленных к данным условиям существования организмы.

В ходе естественного отбора порождаются удивительные и многообразные биологические адаптации (приспособления) организмов к условиям внешней среды.

«Некоторые формы приспособленности у животных»:

1.Покровительственные окраска - насекомое палочник.

2. Мимикрия (внешнее сходство незащищенных животных с защищенными):

- муха-журчалка похожа на пчелу;

- безобидные тропические ужи похожи на ядовитых змей.

3. Предостерегающая окраска:- божья коровка

4. Отпугивающее поведение: гремучие змеи, скунс

Факторами естественного отбора служат условия внешней среды. В зависимости от этих условий отбор действует в разных направлениях.

Приводит к неодинаковым эволюционным результатам. Различают три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный (разрывающий).

Движущий отбор — естественный отбор, который действует при направленном изменении условий внешней среды.

Особи с признаками, которые соответствуют изменяющейся среде, получают преимущества. При этом другие проявления признаков не сохраняются. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг среднего значения признака в определённом направлении. Формируется новая средняя норма вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.

 

Схема действия движущего отбора

 

В результате движущего отбора одни признаки исчезают, а другие формируются. Если отбор действует в одном направлении длительное время, то он может привести к превращению популяции в новый вид.

 

Примеры:

· изменение окраски у берёзовой пяденицы в промышленных районах (промышленный меланизм);

· редукция глаз у крота, пищеварительной системы у паразитических ленточных червей;

· увеличение длины корня у склерофитов;

· превращение передних конечностей в роющие у разных групп животных при освоении почвы как среды обитания;

· формирование у бактерий устойчивости к антибиотикам;

· снижение чувствительности паразитических грибов к ядохимикатам;

· изменение строения конечностей у предков лошади в связи с освоением открытых пространств.

 

Изменение конечностей у предков лошади

Стабилизирующий отбор — естественный отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Действует в постоянных условиях среды.

Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

 

Схема действия стабилизирующего отбора

 

Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков.

 

Примеры:

· гибель во время сильной бури птиц, имеющих слишком короткие и слишком длинные крылья;

· более частая гибель при рождении или в первые недели жизни новорожденных млекопитающих с очень низким и очень высоким весом;

· сохранение в популяциях зайцев особей с оптимальной длиной конечностей;

· сохранение у растений, опыляющихся насекомыми, определённого строения цветка, соответствующего размерам насекомых;

· существование реликтовых видов организмов, сохранившихся в неизменном виде на протяжении миллионов лет (кистепёрая рыба латимерия, гинкго, гаттерия и др.).

 

Кистепёрая рыба латимерия

Дизруптивный (разрывающий) отбор — естественный отбор, при котором сохраняются крайние варианты признака, а убираются его средние значения.

 

Схема действия дизруптивного отбора

 

В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной. Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию разнообразия популяций. Он приводит к дивергенции (расхождению признаков) и образованию нескольких видов из одного исходного.

 

Примеры:

· формирование на сенокосных лугах двух рас погремка — раннецветущей и позднецветущей;

· существование весенних и осенних форм и видов грибов из-за повторяющейся в середине лета засухи;

· возникновение разных подвидов и видов синиц в связи с пищевой специализацией;

· возникновение разных видов клевера.

ВЫВОДЫ УРОКА:

1. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Приспособленность является одним из результатов исторического развития органического мира.

2. У животных в процессе эволюции выработались разнообразные формы приспособленности: покровительственная окраска, маскирующая форма тела, предостерегающая окраска, отпугивающее поведение, мимикрия и т.д.

3. Несмотря на свое совершенство, конкретное приспособление эффективно только в данных условиях среды, т.е. оно носит относительный характер. Универсальных или абсолютных приспособлений, эффективных в любых условиях, не существует.

Задание

1. Повторить по тетради изученный на уроке материал о формах естественного отбора.

2. Объясните, почему каждое приспособление, возникшее у организма в процессе эволюции, носит относительный характер.

3. Найдите у растений пустынь, болот и водных растений признаки приспособленности к природной среде обитания.

4. Выполнить практическую работу

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: