О чем разговаривали кошки

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.

Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004. - 112 с, ил. — (Популярная логопедия).

Книга предлагает подборку материала, который может быть ис­пользован как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражне­ния включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звукобуквенного анализа. Цель пособия - помочь детям развить навыки диалоги­ческой речи в различных ситуациях общения. Задания рассчитаны на детей разных возрастных групп.

Книга рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

 

 

Быстрова Галина Аркадьевна, Сизова Эльза Александровна

Шуйская Тамара Анатольевна

 

ЛОГОПЕДИЯ В ДИАЛОГАХ

Иллюстрации и верстка Д.Г. Майстренко

Редактор О.Ю. Крашакова,

Дизайн обложки Д.Г. Майстренко, АЛ. Прасоловой

 

Лицензия ЛР № 065644

 

Издательство «КАРО». 195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 88.

Подписано в печать 25.06.2004. Формат 70X90 бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,19. Тираж 5000:>k:i. Заказ N° 2874.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор»

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникации.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.



Предисловие

В книге «Логопедия в диалогах» собраны прозаические и стихотворные диалоги, которые помогут детям не только рас­ширить знания об окружающем мире, улучшить мыслительную деятельность, но и преодолеть недостатки речи различного характера.

Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т. д.

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

1.лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);

2. грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).

А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

Книга предлагает подборку материала как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель этой книги - помочь детям разных возрастных фупп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

 

ЛИСТОПАД

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с клёнов...

- Мы с яблонь...

- Мы с вязов...

- Мы с вишен...

- С осинок...

- С черёмухи...

- С дуба...

- С берёзы...

- Везде листопад:

На пороге морозы.

 

1. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?

2. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают... (что? - листья)

3. Какое слово лишнее и почему: дуб - рябина -осень - осина {осень, потому что остальные слова - названия деревьев).

4. Чего в лесу больше - деревьев или листьев?

5. Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т).

НЕ ГЛАСНАЯ, НЕ СОГЛАСНАЯ

Заскучали буквы в алфавите.

- Споем? - сказала одна своей соседке.

- Я не умею. А ты попробуй. Пой, как я: И - И - И

- И...Й-Й-Й-....

- И правда не умеешь. Странно: все глас­ные поют, а ты нет.

- Я не гласная.

- Согласная, что ли?

- И не согласная.

- Кто же ты? -Я...я- полугласная.

- А такие разве бывают?

- Одна я такая.

- Ну, и кому же ты, полугласная, нужна?

- Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.

- Стои - жалко, что ли.

- Не «стои», а «стой». Вот я и пригодилась!

- Ну хорошо, стой.

А зачем у тебя этот знак?

- Сама догадайся.

Ю. Капотов

 

1. Назови гласные звуки в слове РЫБА (ы, а).

2. Подними руку, когда услышишь слово со звуком Й: МАЙКА, ЯБЛОКО, ЛЕЙКА, ТРАМВАЙ, ЮЛА, ЮГ, ЧАЙ (майка, лейка, трамвай, чай).

3. Придумай слова, в которых есть звук Й.

 

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди щи хлебать.

- А где моя большая ложка?

А. Шибаев

 

1. Как ты понимаешь слово МОЛОТИТЬ?

2. Вспомни интересные имена: ТИТ, ФРОЛ,...

3. Замени в слове ТИТ звук И на У. Какое слово получилось? (тут)

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

-Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

-Ну, футбол...

А я ответил:

- Во, ФУТБОЛ!

Г. Сапгир

 

1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).

2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).

3. Какой первый слог, какой второй слог?

4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

 

ОТЕЦ И МАТЬ

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.

- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.

- Спеть! Спеть! - отвечает она.

- Свить! Свить! - это он про гнездо.

Через некоторое время у них появляются птенцы.

- Пять! Пять! Точь-в-точь! Точь-в-точь! - поёт отец. А дети пищат:

- Есть! Есть! Пить! Пить!

Принёс отец червяка, спрашивает у матери:

- Дать? Дать?

А дети хором:

- Дать.

- Жуть, - говорит отец.

Выросли птенцы и полетели из гнезда.

- Вернуть? - спрашивает отец.

- Пусть... Пусть...- тихо ответила мать.

Г.Юдин

 

1. Скажи выразительно: СПЕТЬ? - СПЕТЬ! ДАТЬ? - ДАТЬ! СВИТЬ? - СВИТЬ!

2. Какими словами разговаривали птицы? (спеть, свить, пять, есть, пить, дать, пусть)

3. Сколько слогов в этих словах?

4.Посчитай птенцов: 1 птенец, 2...,3...,4..., 5 птенцов.

СОРОКА И МЫШЬ

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же тогда ты боишься?

- Да тихого шороха...

Н. Сладкое

 

1. Изобрази шорох, топот, рёв.

2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).

3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере­дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

НЕВЕРОЯТНЫЙ СЛУЧАЙ

- Какая история!

Случай какой!

- Какая? Какой?

Не тяни, дорогой!

- Ужасный!

Кошмарный,

Неслыханный случай!

-Да ты говори,

Говори же,

Не мучай.

О нём рассказал мне

Мой дядя родной.

Вернее, не мне,

А старушке одной.

А та рассказала

Какому-то деду.

Случайно

Подслушал я

Эту беседу.

Вернее, не я,

А девчонка одна.

Уж если я вру,

Значит, врёт и она!

- Да ну говори же,

Пора бы теперь уж...

- Э, что говорить,

Все равно не поверишь...

А. Шибаев

 

1. Можно ли понять, о чём говорят мальчики?

Почему?

2.В каких словах встречается звук С? (история, случай, ужасный, рассказал, старушка, случайно, подслушал...)

НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ

- Здравствуй!

- Привет!

- Что ты несёшь?

- Несу разные вещи.

- Почему они несуразные?

- Сам ты несуразный. Разные вещи я несу. Понял? Вот несу мел.

- Что не сумел?

- Слушать надо. Несу мел Мишке.

- Вот оно что.

- А ещё новость для Мишки приятная. Нашлась та марка, которую он ищет.

- Тамарка?

- Ага, красивая, зелёная такая.

- Это что же: волосы что ли зелёные?

- У кого?

- Да у Тамарки-то.

- Что?

- Ты сам же сказал: «Нашлась Тамарка».

-Та! Марка! Марка, которую Мишка искал. Понял. Зелёная такая. Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка?

- Не Тамарка, а арка там нарисована.

- Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

По А. Шибаеву

 

1. Скажи слитно: несуразные вещи, Тамарка.

2. Скажи раздельно: несу разные вещи, та марка.

3. Отхлопай или прошагай по словам словосоче­тания: несу разные вещи, та марка.

 

СОРОКА И ЗАЯЦ

- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Сорока, всё равно плохо...

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

- Э-Э, Сорока, невелико счастье!

- Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

- Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья...

Н. Сладков

 

1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?

2. Как ты понимаешь слово ДУША?

3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

- Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

- Я-то? Да ем.

- А днём?

- И днём ем.

- А утром?

- И утром.

- А вечером?

- И вечером.

- А когда же ты не ешь?

- Когда сыт бываю.

- А когда ты сытым бываешь?

- А никогда.

Н. Гладков.

 

1. В какое время суток медведь не ест?

2. Утро, день, вечер - это СУТ-...

3. Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).

 

О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАЛИ КОШКИ?

Кошка спрашивала кошку:

- Есть ли ноги у кота?

- Что за вздор ты говоришь?

Без когтей поймай-ка мышь!

Кошка спрашивала кошку:

- Есть ли дети у кота?

- Ты стара да глуповата,

Мы с тобой его котята.

С. Маршак

 

1. Расскажи о семье кошки.

2. Посчитай от 1 до 5 слова КОШКА, КОТ, КОТЁНОК: одна кошка, две кошки...

3. Сколько звуков в слове КОТ? (один)

 

ЯМА

-Яму копал?

-Копал.

Л

- В яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждёшь?

- Жду.

- Яма сыра?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела.

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошёл домой.

О. Григорьев

 

1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).

2. Подними руку, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ (ждёшь, сижу, живой).

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

- Кто там ходит в огороде?

- Это я, козёл Мефодий.

- По каким таким делам?

- Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю

Каждый лист оберегаю.

- Почему капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Ты забыл о них, выходит?

- Ничего я не забыл,

Но на всех не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста - хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Самый вкусный лист капустный.

А. Крылов

 

1. Какие овощи растут на огороде?

2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).

3. Назови ласково: капуста -... (капусточка), лук-...(лучок).

РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ

Меня ужалила пчела.

Я закричал:

- Как ты могла?

Пчела в ответ:

- А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:

Я берегла его на ужин.

М. Бородицкая

 

1. Какие ты знаешь цветы?

2. Изобрази эмоциональное состояние мальчика.

3. Где живёт пчёлка?

4. Объясни: «Я берегла его на ужин».

 

СОРОКА И МЕДВЕЖОНОК

- Медвежонок, ты эту берёзку сломать собрался?

- Не-а.

- Ты её в дугу сгибаешь:

- Не-а.

- Ты её ободрать хочешь?

- Отстань ты, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой берёзе качаюсь. Дай мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

Э. Шим

 

1. Как зовут папу и маму у медвежонка? (медведь, медведица)

2. Отхлопай по слогам слова: МЕДВЕЖОНОК, СОРОКА, БЕРЁЗА.

3. Назови первый и последний звуки в этих словах. (медвежонок-м, к; сорока - с, а; берёза - б, а)

КТО КАК СПИТ

- Ты, Заяц, как спишь?

- Как положено - лёжа.

- А ты, Тетёрка, как?

- А я сидя.

- А ты, Цапля?

- А я стоя.

- Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!

- А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?

- Да вниз головой...

И. Сладков

 

1. Какие слова отвечают на вопрос СПИШЬ как?(сидя, стоя, лёжа, вниз головой).

2. Кто рассказал нам, как он спит.

3. Назови согласные звуки в слове ТЕТЁРКА (ть, ть, р, к).

ВОРОБУШКИ

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

 

1. Перечисли зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

2. Назови последний месяц зимы (февраль).

3. Назови последний день зимы (28 февраля).

 

ДА–НЕТ

- Оно живое?

- Да.

- Это птица?

- Нет.

- Это животное?

- Нет.

- Это человек?

- Да.

- Ребёнок?

- Нет.

- Мужчина?

- Нет.

- Женщина?

- Да.

- Молодая?

- Нет.

- Старая?

- Да.

- Это старушка!

 

1. Какой первый звук в словах: ПТИЦА (п), ЧЕЛОВЕК (ч), ЖИВОТНОЕ (ж), РЕБЕНОК (р), МУЖЧИНА (м)?

2. Измени слова один - много: ПТИЦА-ПТИЦЫ, ЧЕЛОВЕК-ЛЮДИ, РЕБЕНОК-..., МУЖЧИНА-..., СТАРУШКА-.

 

В ТИХОЙ РЕЧКЕ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была.

Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

- Где же твой рыбак? Попался?

- Нет, ушел хитрец, Сорвался!

Е. Череповецкий

 

1.Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?

2.Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

 

ЗОНТИКИ

- Как сделать триста зонтиков?

Спросил у мамы мальчик.

Она ему ответила:

- Подуй на одуванчик.

Р.Сеф

 

1. В каких словах ты услышал звук Ч?

2. Подуй на ОДУВАНЧИК (имитация).

НЕТКА

- Загадала я предмет.

- Это лейка?

- Нет.

- Не линейка?

- Нет.

- Это кошка?

- Нет.

- Это мошка?

- Нет.

- Может, кнопка?

- Нет.

- Значит, пробка.

- Нет.

- Не могу найти ответ.

-

1. Чем отличаются слова: ЛЕЙКА - ЛИНЕЙКА, КОШКА-МОШКА, КНОПКА-ПРОБКА?

2. Помоги найти ответ-это не КОШКА, не МОШКА, а ЛОЖ... (ка).

 

ПРИСТАВАЛ КА

- Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

- Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

- Отчего шоколадки

Не растут в кроватке?

- Отчего у няни

Волосы в сметане?

- Отчего у птичек

Нет рукавичек?

- Отчего лягушки

Спят без подушки?

- Оттого,

Что у моего сыночка

Рот без замочка.

С. Черный

 

1. Наблюдения за рифмой: МАМОЧКИ -ЯМОЧКИ, КОШКИ - НОЖКИ, ШОКОЛАДКИ - КРОВАТКИ, НЯНИ - В СМЕТАНЕ, ПТИЧЕК- РУКАВИЧЕК, ЛЯГУШЕК - ПОДУШЕК, СЫНОЧКА- ЗАМОЧКА.

2. Назови ласково: няня-нянечка, сметана-..., мама-...

РАЗНЫЕ НЕСУРАЗНОСТИ

- Мои часы ушли вперёд, - сказала тётя Маша.

- А у меня платок ползёт, - сказала тётя Даша.

- Умчалась юность далеко, - указала тётя Дуня.

- Ой! Убежало молоко! - сказала тётя Груня.

А. Шибаев

 

Перечисли имена женщин.

КТО КОГО

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня.

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

В. Орлов

 

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

 

ВОРОНА

- Ты куда летишь, ворона?

- К середине небосклона!

- А зачем, нельзя узнать?

- Воронят веду гулять.

1. Назови семью вороны: ворон, ворона, воро­нёнок, воронята.

2. Посчитай от 1 до 5: одна ворона, две вороны ...(один ворон, два ворона,... пять воронов; один воронёнок, два воронёнка,... пять воронят).

ВИНЕГРЕТ

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо, - кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть. И начали рассказ...

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Нахохотался я до слёз!

- И вдруг пошёл ко дну.

- Там пёс кота в коляске вёз!

- И закричал: «ТОНУ»!

- Там клоун был без головы.

- А тут ребята шли...

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли...

- Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я.
Повторите все, до точки,
Только, чур, поодиночке.

- Ходил я в цирк не так давно,

Как было весело, смешно!

Нахохотался я до слёз

Там пёс кота в коляске вёз,

Там клоун был без головы,

Играли в мяч морские львы.

- А я на речке был,

Разделся и поплыл.

И вдруг пошёл ко дну,

И закричал: «ТОНУ!».

А тут ребята шли,

Они меня спасли.

- Все понятно. Всё на месте.

- Больше путаницы нет.

- А сперва, сказать по чести,

- Был хороший... «винегрет».

А. Шибаев

 

1. Расскажи, что видел мальчик в цирке.

2. Что случилось со вторым мальчиком?

3. Прошагай предложение-каждое слово-шаг: ТАМ ПЁС КОТА В КОЛЯСКЕ ВЁЗ. Сколько слов?

4. Какое первое {второе, третье...) слово?

 




ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего, идут дела, голова ещё цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Жив ли, милый куманёк?

- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?

- На базаре я была.

- Что ты так устала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной!

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

 

1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.

2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?

3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК, (ль, и, с,.), в, о, л, к)

 

- Почему ты чёрен, кот?

- Лазил ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Меня пёс в пыли валял.

- Так какого же ты цвета?

- Я и сам не знаю это.

 

1. Сколько было котов? (один)

2. Какие слова спрятались в слове ДЫМОХОД? (дым, ход) Объясни значение этого слова, (дым ходит).

3. Составь слово из первых звуков слов: КАТУШКА- ОСЫ -ТАНК (кот).

 

- Сорока, сорока, где была?

- Далёко.

- Что делала?

- Накормила сорочат, что без умолку кричат, а потом по дворам поднимала та-ра-рам.

А. Прокофьев

 

1. Кто такие сорочата? (птенцы сороки)

2. Как кричит сорока? (трещит)

3. Объясни, что такое ТА-РА-РАМ?

 

 

- Остатки еды стёр?

- Стёр!

- Крошки со скатерти смёл?

- Смёл!

- Скатерть со столика снял?

- Снял!

- Салфетки грязные смял?

- Смял!

- Кастрюлю на кухню отнёс?

- Отнёс!

- Солонку и миску унёс?

- Унёс!

- Самовар соседке занёс?

- Занёс!

- А где же стаканы, принёс?

- Поставил я их на поднос,

Стаканы, прости, не донёс!

 

1. Какие предметы спрятались на картинке?

2. Назови одним словом: КАСТРЮЛЯ, САМОВАР, СОЛОНКА, МИСКА, СТАКАНЫ (посуда).

3. Какую посуду ты ещё знаешь?

4. Какие слова спрятались в слове САМОВАР? (сам, вар; сам варит)

5. Сосчитай от 1 до 5: 1 глубокая тарелка, 2..., 3.,., 4...,5...

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

Народная песня

 

1. Какие деревья растут в дубовом (еловом, березовом, сосновом) лесу? (ели, сосны, березы)

2. Когда заяц бывает белым? Почему? (зимой, чтобы не видно было на снегу)

3. Произнеси по звукам слово ЛЫКО - ы - к- о).

 

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

Народная песня

 

1. Куда едет Фома? Зачем? (сено косить, коровок кормить)

2. Какую пользу приносит корова? (даёт мотто, мясо)

3. Назови домашних животных.

 

 

РАЗГОВОР С БАБУШКОЙ

- Куда идёте, детушки?

- По ягоды, бабушка!

- Где же ягоды, детушки?

- Над землицей, бабушка!

- Уж не клюква ль, детушки?

- Нет, повыше, бабушка!

- Земляника, детушки?

- Нет, повыше, бабушка!

- Не брусника ль, детушки?

- Нет, повыше, бабушка!

- Не малина ль, детушки?

- Нет, повыше, бабушка!

- Не рябина ль, детушки?

- Угадала, бабушка!

В. Селиверстов


1. Назови ягоды, о которых говорили дети с бабушкой. Какие ягоды еще растут в лесу? (морошка, голубика)

Какие ягоды растут на огороде? (смородина, земляника, клубника, крыжовник)

2. Измени слова по образцу:

КЛЮКВА-КЛЮКОВКА,

ЗЕМЛЯНИКА-... (земляничка),

БРУСНИКА-... (брусничка),

МАЛИНА-... и т. д. (малинка)

3. Отхлопай в ладошки слова: КЛЮКВА, БРУСНИКА, ЗЕМЛЯНИКА. Сколько слогов получилось? (2 слога, 3 слога, 4 слога)

4. Какое варенье (какой сок, какую начинку для пирога) можно приготовить из ягод? Например: Из клюквы готовят клюквенное варенье, клюквен­ный сок, клюквенную начинку для пирога.

 

 

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда.

- Не идёт.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Народная песня

 

1. Кто кого поймал? (медведь поймал мальчика)

2. Измени слова по образцу: МЕДВЕДЬ - МЕДВЕДИ,

ЛИСА-... (лисы),

ЗАЯЦ-... (зайцы),

ЁЖ-... (ежи),

ВОЛК-... (волки).

 

 

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки.

Б. Заходер

1. Объясни, кто такой сапожник? Что он делает? (чинит сапоги)

2. Сколько сапожек нужно сшить для кошки? (4 сапога)

3. Назови звуки в слове КОШКА (к-о-ш-к-а)


ВСТРЕЧА

- Хрю-хрю-хрю, - сказал спросонок

Добродушный поросёнок.

- Мне сегодня дождик нужен,

Я хочу купаться в луже!

- Бе-бе-бе, - сказал спросонок

Тонкий, беленький козлёнок.

- Мне бы прыгать по дорожке,

Чтобы крепче стали ножки!

- И-го-го, - сказал спросонок

Черногривый жеребёнок.

- Мне бы ростом стать повыше.

Покатать бы ребятишек!

 

1. Назови домашних животных и их детёнышей.

2. Звукоподражание: Кто как подает голос?

3. Назови лишнее слово: КОНЬ, КОРОВА, ЛОШАДЬ, ЖЕРЕБЁНОК (жеребёнок).

4. Опиши поросёнка, козлёнка, жеребёнка.

 



СТУК-СТУК

- Стук-стук!

- Кто там?

- Мяу-мяу, мяу!

- Кошка ты?

- Мяу-мяу, мяу - Я!

- Кошка, хочешь молока?

- Стук-стук!

- Кто там?

- Ав-ав-ав! Это - Я!

- Я за косточкой пришла!

 

1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)

2. Кто что ест?

3. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).

4. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).

 

- Солнце, солнце,

Ты откуда?

- Я из тучки золотой!

- Дождик, дождик,

Ты откуда?

- Я из тучи грозовой!

- Ветер, ветер,

Ты откуда?

- Я из дальней стороны!

 

1. Кто откуда (солнце, дождь, ветер)? (солнце из тучки золотой, дождик - из тучки грозовой, ветер - из дальней стороны)

2. Какая тучка при солнце? (золотая); при дожде? (грозовая).

3. Назови последний звук в слове ВЕТЕР (р).

 

 

- Что ты тащишь, мышка?

- Сыр несу детишкам!

- Где взяла?

- Купила, крону заплатила!

- Что ты сдачу не взяла?

- А хозяйка ведь спала!

С. Маршак

1. Чем ещё питается мышка?

2. Где живёт мышка? (в норке)

3. Кто у мышки детки? (мышата)

4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

 

- Ёжик, ёжик,

Почему такой колючий?

- Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

 

1. Почему ёжик колючий?

2. Чем питаются ежи?

3. Кого боится ёжик?

4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).

5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).



Разговор лягушек

- Кума!

Ты к нам?

- К вам, к вам!

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

- А кого, кого, кума?

- Карпа, рака и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать? Конечно, дам!

С. Маршак

 

1. Повтори быстро несколько раз: К ВАМ, К ВАМ, К ВАМ... Что ты слышишь? (квам)

2. Сможет ли лягушка поймать карпа, рака и сома?

3. Назови последние слоги в словах: ХОЧУ - СКАЧУ {чу), КУМА - СОМА (ма).

- Заяц, заяц,

Чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю!

- А чему, ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

Г. Сатир

 

1. Чем питается заяц?

2. Придумай, что может делать заяц? (стоять, сидеть, прыгать, прятаться, дрожать, убегать, петлять, трястись и т. д.)

3. У кого уши длиннее: у зайца или у волка?

 

Тёлка

- Читаешь?

- Читаю.

Не шибко пока...

- А ну-ка прочти это слово.

- Сейчас прочитаю... Ты-Ё-Лы-Ка...

- А что получилось?

- КОРОВА!

 

1. ТЁЛКА - это кто? Назови её семью (бык, корова).

2. Отхлопай в ладоши слово ТЁЛКА. Сколько слогов получилось? (2 слога)

Чудеса в авоське

- Тётя Варя!

Тётя Варя!

Где вы были?

- На базаре.

- Варя-тётя!

Что купили?

Что несёте?

- Я несу

Два чуда-юда.

В каждом чуде –

По два пуда.

Нет у них

Ни ног,

Ни рук,

Ни рубашек нет,

Ни брюк,

Только два огромных

Пуза...

- Знаем, знаем!

Два арбуза!

 

1. Что назвала тетя Варя ЧУДОМ-ЮДОМ?

2. Какой формы арбуз?

3. Назови гласные звуки в слове АРБУЗ (а,у).

Коршун

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- Зачем тебе ямка?

- Денежку ищу.

- Зачем тебе денежка?

- Иголку купить.

- Зачем тебе иголка?

- Мешочек сшить.

- Зачем тебе мешочек?

- Камешков в него положить.

- Зачем тебе камешки?

- В твоих деток бросать!

Народная песня

 

1. Как ты думаешь, какой коршун: добрый или злой? Почему?

2. Измени слова по образцу (большой - маленький):

 

ИГОЛКА-ИГОЛОЧКА;
МЕШОК-...(мешочек);
КАМЕНЬ -. ..(камешек);
ЯМКА- ...(ямочка).

 

 

- Кисонька-мурысонька, где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька, что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысонька, что пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысонька, с кем прянички пекла?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

(народная игра)

 

1. Что делают на мельнице? (мелют муку)

2. Что можно испечь из муки? (пряники, пироги, печенье, пирожные пирожки и т. д.).

3. Какой звук первый в слове ПРЯНИЧКИ? (п)




Лягушкины покупки

- Откуда идешь ты,

лягушка-квакушка?

- С базара домой,

Дорогая подружка!

- А что ты купила?

- Всего понемножку:

Купила квапусту,

квасоль и квартошку.

В. Орлов

 

1.Что купила лягушка? Назови одним словом. (овощи, фрукты)

2. Какие слова лягушка называет неправильно? (капуста, фасоль, картошка)

3.Назови гласные звуки в слове КАПУСТА (а, у, а).

 

- Ветер, ты с морем не ладишь!

Что ты его не погладишь?

- Море со мною не ладит:

Злится, когда его гладят.

В. Орлов

 

1. Почему море злится, когда его гладит ветер? Каким оно бывает? (бурливое, неспокойное)

2. Чем отличаются слова:

ЛАДИШЬ - ПОГЛАДИШЬ,

ЛАДИТ - ГЛАДИТ?

Слон

- Здравствуй, слон!

Ты что не весел?

Почему ты нос повесил?

Почему твой длинный нос

До земли почти дорос?

Слон подумал и ответил:

- Нос мне очень нужен, дети!

- Вот как? Нужен? А зачем?

- Я ведь очень много ем!

Длинный нос еду берёт

И кладёт мне прямо в рот!

Он поможет мне напиться,

И за ветку зацепиться.

Может он служить рукой –

Вот полезный он какой!

 

1. Как называется нос у слона? (хобот)

2. Зачем нужен слону такой длинный нос?

3. Какие одинаковые звуки ты слышишь в словах НАПИТЬСЯ -ЗАЦЕПИТЬСЯ? (а, и, ц)

 

Пылесос

- Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

- Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу!

А. Масленников

 

1. Какие слова спрятались в слове ПЫЛЕСОС? (пыль, сосёт)

2. Какой звук издаёт пылесос? (ж)

Ёж

- Ёж, ёж, где живёшь?

- Я живу в густом лесу

- Ёж, ёж, что несёшь?

- В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих детушек кормит

А. Масленникова

 

1. Выбери слова, которые подходят к слову ЁЖ: ежиха, ежата, мышата, ежонок, желуди, ежевика, ёжиться (ёж, ежиха, ежата, ежонок).

2. Чем питаются ежи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: