СТУДЕНТОМ
Раздел 1.
Предмет гигиены и экологии человека.
Тема 1.1.: Предмет гигиены и экологии человека.
Цель: закрепление знаний о предмете гигиена и экология человека.
Задание. Составление глоссария основных терминов.
Порядок выполнения задания
На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы, необходимо составить словарь основных терминов и схему эпидемического процесса.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Экология, гигиена, живые организмы, санитария, методы гигиенических исследований, основоположники
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятиям гигиены и санитарии.
2. Объясните роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения.
3. Перечислите методы гигиенических исследований.
4. Расскажите об основоположниках отечественной гигиены.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
|
|
Основные положения гигиены
Литература для подготовки:
Основная литература:
Гигиена и экология человека: учебник/ В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 с.: ил.
Тема 1.2. Основы общей экологии.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Экология, гигиена, факториальная экология, зоны гигиены, биосфера, ноосфера, абиотические, биотические и антропогенные факторы, человеческие экосистемы, среда обитания, пищевая цепь, агроциноз, акклиматизация, ПДК, ПДУ, ОДУ, ОБУВ, санитарное просвещение, законы гигиены.
Вопросы для самоконтроля:
1. Предмет «Экология», ее задачи; ученый, предложивший этот термин.
2. Предмет «Экология человека»
3. Предмет «Гигиена», ее задачи; связь с экологией.
4. Гигиена и санитария, их задачи.
5. Основные законы гигиены.
6. Методы гигиенических исследований.
7. Гигиеническое нормирование и его роль.
8. ПДК, ПДУ, ОДУ и ОБУВ - их определение и роль.
9. Виды санитарного просвещения.
10. Что такое «биосфера»?
11. Что такое «среда обитания» и какие факторы в ней действуют?
12. Составные части биогеоценозов
13. Формы взаимодействия организмов в экосистемах
14. Что такое «пищевая цепь», «агроциноз»?
15. Что такое «экологическое равновесие, бедствие и сукцессия»?
16. Что такое «адаптация», «акклиматизация» и что происходит в организме при этих процессах?
17. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
|
|
1. Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
2. Основные положения гигиены
Самостоятельная работа:
1. Подготовить реферат на тему: «Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки».
2. Законспектировать основные задачи экологии и гигиены.
3. Перечислить и записать методы гигиенических исследований.
4. Подобрать материал по теме «Роль демографических процессов в экологии человека».
5. Составить кроссворд из понятий: экология, гигиена, биосфера, ноосфера, биотический, абиотический и антропогенный факторы, экологический кризис.
Литература для подготовки:
Основная литература:
Гигиена и экология человека: учебник/ В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 с.: ил.
Раздел 2. Гигиена окружающей среды