Государственная Третьяковская галерея, Москва

Произведения Ильи Ивановича Машкова (1881 — 1944) прекрасно демонстрируют особенности «рус­ского сезаннизма». В натюрморте «Синие сливы>> (1910 г.) художник старался передать как сочную синеву плодов, так и их упругую фор­му. В другой работе — «Снедь москов­ская. Хлебы» (1924 г.) — мастер, изо­бражая аппетитные булки и калачи, стремился привлечь внимание к кра­соте самих красок — густых и очень ярких. Именно их насыщенность и плотность создают ощущение изоби­лия и полноты жизни, приближаю­щее эту картину к знаменитым фла­мандским натюрмортам XVII в.

Совершенно иные задачи решал в своих работах Аристарх Василье­вич Лентулов (1882—1943). Попы­тавшись представить все предметы реального мира как постоянно дви­жущиеся абстрактные формы, ху­дожник показал знаменитые по­стройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Бла­женный», 1913 г.; «Звон», 1915 г.) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном тан­це на глазах у зрителя. Краски поло­жены мелкими, часто точечными мазками, делая масляную живопись

похожей на мозаику. Лентулов ста­рался украсить свои картины как только возможно: он наклеивал на них золочёную гофрированную бу­магу, золотые и серебряные звёзды. Несмотря на то что знаменитые храмы легко узнать, картины вос­принимаются не как архитектур­ные пейзажи, а как калейдоскопы сверкающих и переливающихся кра­сочных пятен.

В области пейзажа очень инте­ресны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886—1958), также близкие по стилю Сезанну. В композиции «Старая Руза» (1913 г.) он пытался, подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины — дома, землю, небо — предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи. Как и Машков, Фальк тяго­тел к густым краскам, которые у него приобретали особенно терпкий от­тенок. Однако тональность полотна

не столь яркая; даже рыжие и жел­тые цвета мастер делал приглушён­ными, соединяя их с густыми круп­ными тенями. Это придаёт всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма.

Роберт Фальк.

Старая Руза. 1913 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Александр Куприн.

Натюрморт с синим подносом. 1914 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: