Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ»

Выставка «Ослиный хвост» (1912 г.), организованная лидерами русского примитивизма М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим казалась вызовом не только консервативно настроенной публике, но и объеди­нению «Бубновый валет». По мнению Ларионова, члены «Бубнового вале­та» относились к западному искусст­ву с преувеличенным вниманием и недооценивали русские художест­венные традиции.

Художники, участвовавшие в выставке «Ослиный хвост», стреми­лись соединить живописные приё­мы европейской школы с достиже­ниями русской вышивки, лубка, иконописи. Скрытый протест про­тив западного влияния содержался и в самом названии объединения. Это был намёк на скандальную си­туацию, возникшую в парижском «Салоне независимых» 1910 г. Про­тивники новых форм в живописи попытались выдать за шедевр аван­гардного искусства холст, размалё­ванный хвостом осла.

Участникам выставок не удалось создать цельного направления, и каждый пошёл своим путём, но для большинства исследователей на­звание «Ослиный хвост» прочно связано с понятием «примитивизм», и прежде всего с творчеством его лидеров.

Михаил Фёдорович Ларионов (1881 — 1964) родился в городе Ти­располе Херсонской губернии в се­мье военного фельдшера. С 1898 по 1910 г. он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства; его преподавателями были Ва­лентин Александрович Серов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексе­евич Коровин. В 1900 г. Ларионов встретил Наталию Сергеевну Гонча- рову (1881 — 1962), учившуюся здесь же. Они поженились, и с тех пор их жизненные и творческие пути были неразрывно связаны.

Натан Альтман.

Портрет А. А. Ахматовой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: