Динамическое построение. 1919 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В произведениях Любови Сергеевны Поповой (1889— 1924) своеобразно перепле­лись черты кубофутуризма и супрематизма. Свои ком­позиции, составленные из разнообразных геомет­рических форм, художница называла «живописной архитектоникой».

К началу 10-х гг. Малевич сбли­зился с Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Вместе с ними он участвовал в первых вы­ставках объединения «Бубновый ва­лет» (1910 г.) и «Ослиный хвост» (1912 г.), под их влиянием обратил­ся к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг. появилась первая из его «крестьянских серий», свидетельст­вующая о том, что художник вступил в пору настоящей творческой зрело­сти. Сюжеты картин просты: поле­вые работы («Уборка ржи», «Ко­сарь»), бытовые сцены («Крестьянка с вёдрами и с ребёнком»). Фигуры крестьян тяжеловесны, статичны и будто сложены из каких-то услов­ных объёмных форм. В их лицах с огрублёнными чертами, с огром­ными глазами чувствуется почти иконная неподвижность. Колорит всех картин, как правило, яркий, но от них исходит ощущение торжест­венной суровости, грубой земной силы, отталкивающей и заворажива­ющей одновременно.

Важным событием в жизни Ма­левича стала работа над оформ­лением футуристической оперы М. В. Матюшина, А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова «Победа над Солн­цем», премьера которой прошла в петербургском Луна-парке в декабре 1913 г. Рисунки к этому спектаклю оказались решающим шагом на пу­ти к новому стилю, который позже получил название супрематизм (от лат. supremus — «высший»). Оконча­тельно его черты выявились в серии картин, показанных Малевичем на последней выставке футуристов в Петербурге в декабре 1915 г. В их числе был и знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» (1914— 1915 гг.). Отныне главными эле­ментами живописи мастера стали простейшие геометрические фигу­ры — квадрат, крест, прямоугольник. Одна из них может занимать всё по­лотно. Но возможна и композиция из нескольких фигур, обычно квад­ратов и прямоугольников, располо­женных так, что они кажутся летя­щими в пространстве. Эти формы помещены в особую среду, в которой уже не действуют земные физиче­ские законы и обыденные предста­вления о логике и здравом смысле.

Художник, способный к «косми­ческому охвату» пространства, наде- лён, по мнению Малевича, совер­шенно особой миссией. В первые годы после Октябрьской революции он ставил задачу капитального пере­устройства жизни посредством супрематизма. Именно с этой целью Малевич основал в Витебске в 1919г. группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). В неё вошли Л. М. Лисицкий, И. Г. Чашник, Н. М. Суетин и другие мастера. Чле­ны объединения оформляли спекта­кли и революционные праздники, устраивали выставки и выступали с теоретическими манифестами.

Казимир Малевич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: