Супрематизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Казимир Малевич.

Косарь. 1912 г. Художественный музей, Нижний Новгород.

 

Переехав в 1922 г. из Витебска в Петроград, живописец возглавил один из научных отделов только что созданного Института худо­жественной культуры (ИНХУК). В это время он разрабатывал ориги­нальную теорию «прибавочного элемента». Анализируя наиболее крупные явления живописи конца XIX — начала XX в., Малевич при­шёл к выводу, что каждое направле­ние возникает под влиянием ново­го элемента формы (названного «прибавочным»), который, зарождаясь в предшествующем движе­нии, принципиально его изменяет. Этими элементами он считал «во­локнистую кривую» Сезанна, «сер­повидную» линию кубизма, «пря­мую» линию супрематизма. Таким образом, процесс развития искусст­ва Малевич объяснял поисками в области абстрактных форм. Совет­ская художественная критика ярост­но обрушилась на ИНХУК, и осенью 1926 г. институт был закрыт.

Период супрематизма, безусловно, самый яркий, но непродолжитель­ный этап в творчестве художника. В конце 20-х гг. он снова вернулся к изобразительной живописи и со­здал свою вторую «крестьянскую серию». Она сильно отличается от первой, поскольку вобрала в себя предшествующий опыт. На картине «Крестьянка» (1928—1932 гг.) — пло­ская и неподвижная женская фигура сложена из геометрических тел, по­хожих на трапеции. У неё нет лица, что ещё более усиливает сходство с супрематическими конструкциями. Цветовая гамма стала более яркой и просветлённой. Если раньше обра­зы крестьян рождали ощущение глу­бинной силы, идущей от земли, то теперь мастер стремился к абст­рактной бесплотности, к некому ду­ховному началу, уводящему далеко от реальности.

Казимир Малевич.

Крестьянка. 1928—1932 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Казимир Малевич. Чёрный супрематический

Квадрат. 1914—1915 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: