Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Чёрный квадрат— ключевой образ супрематической живописи. Через него Малевич попытался предста­вить в концентрированном виде всю картину миро­здания. Это символ космоса, который одновременно и предельно ясен, и абсолютно непроницаем для человеческого сознания.

Супрематизм Малевича — это не просто новое течение в живопи­си. Он подвёл своеобразный итог целому этапу в развитии искусства XX в., экспериментам европейских и русских мастеров в области художе­ственной формы. Влияние супрема­тизма сказалось не только в живопи­си, но и в архитектуре, скульптуре, дизайне, декоративном искусстве.

 

ВЛАДИМИР ТАТЛИН

(1885—1953)

Владимир Евграфович Татлин — ху­дожник русского авангарда, родона­чальник конструктивизма — родил­ся в Москве в семье потомственных дворян. Склонность к рисованию проявилась у него с раннего детст­ва. Позднее Татлин подрабатывал в декорационной мастерской одного из оперных театров. В 1902 г. он по-ступил в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества, но по­сле года обучения был отчислен за недостаточную подготовленность.

Потом будущий художник окон­чил Одесское училище торгового мореплавания, служил на парусном судне. Однако тяга к искусству взя­ла своё: летом 1905 г. Татлин успеш­но сдал экзамены в Пензенское ху­дожественное училище. В Пензе молодой художник сблизился с кружком новаторски настроенной интеллигенции, познакомился с Ми­хаилом Ларионовым, Наталией Гон­чаровой, Аристархом Лентуловым.

В ранних работах живописца — «Гвоздика», «Цветы пижмы», «Ногот­ки» (все 1909 г.) — ощущается силь­ное влияние импрессионизма. После окончания училища в 1910 г. в его жизни наступила, наверное, самая благополучная полоса. Картины того времени окрашены светлым юмо­ром. Татлин принимал участие в ху­дожественных выставках, в том чис­ле в экспозициях объединения «Союз молодёжи». Его произведениями за­интересовались коллекционеры, в том числе С. И. Щукин.

Свой опыт «морского волка» Тат­лин воплотил в акварельных компо­зициях 1910 г.: «Флотские формы», «Рыбное дело». На автопортрете 1911 г. он предстаёт матросом шхуны «Стерегущий». Пренебрегая реаль­ной формой, художник больше инте­ресовался конструктивными возмож­ностями фигуры. Он работал над контуром, искал выразительные ра­курсы. Густая живописная поверх­ность его полотен, кажется, несёт в себе огромный заряд энергии.

Летом 1912 г. Татлин арендовал мастерскую в Москве на улице Осто­женке, куда приглашал многих дру­зей-художников. В начале 1913 г. он участвовал в двух выставках «Бубно­вого валета», в конце того же года показал свои картины на выставке объединения «Мир искусства».

В 1911 — 1915 гг. Татлин работал театральным художником. Офор­мив постановку старинной народ­ной драмы «Царь Максемьян» на сцене московского Литературно-ху- дожественного кружка (1911 г.), он стал первым, кто перенёс принципы авангардной живописи на театраль­ную сцену.

Сопровождая Русскую кустар­ную выставку, в 1914 г. Татлин побывал в Берлине, а потом отпра­вился в Париж, где посетил мастер­скую своего кумира — Пабло Пи­кассо. Это вдохновило художника на создание совершенно нового жанра — контррельефов — абст­рактных объёмных композиций из контрастирующих друг с другом материалов (обоев, дерева, метал­ла). В 1914 г. он устроил выставку своих контррельефов.

 

Владимир Татлин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: