МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Направление: Краеведение
Тема работы
«Рушник в современном мире»
Научно – исследовательский проект в области фольклора
Автор: обучающаяся МБУ «ЦДТ»
Грушко Кристина
Научный руководитель: Войтенок Г.А.
Гора – Подол 2019
Оглавление
1. Введение ……………………………………………………………………………….. 3-4
2. Основная часть ……………………………………………………………………….4-14
2.1. Значение слова – рушник……………………………………………………………4
2.2. Как в старину делали рушники…………………………………………………...4-5
2.3. Символика орнамента в рушниках…………………………………………….….6-7
2.4. Разновидности и роль рушников………………………………………………...7-8
2.5. Использование рушников в современном мире…………………………………8-14
III Заключение……………………………………………………………………………….15
|
|
Список литературы……………………………………………………………………...….16
Введение
В последние годы в нашей стране изменились ценностные ориентации, современное общество переживает нравственно-патриотический кризис. Тем сильнее и актуальнее становиться потребность в изучении и сохранении народных традиций. Ведь, к сожалению, для большинства школьников, особенно городских, народное творчество воспринимается как диковинка и экзотика.
Пропитываясь родным музыкальным, пластическим языком, языком обычаев, обрядов, человек с детства формирует то самое индивидуальное, по выражению А. С. Пушкина, «лица необщее выражение». В народной традиционной культуре гармонично сочетается индивидуально-личное творчество и общее[1].
На фестивалях, на современных свадьбах, в музеях и комнатах быта сельских домов культуры, а так же на выставках мы часто встречаем рушники как старинные так и современные, и нам стало интересно, а как ещё и где в наше время используются рушники, какие обряды дошли до наших дней. Отсюда и вытекает тема нашей исследовательской работы «Рушник в современном мире».
С целью доказательства актуальности выбранной для исследования темы было проведено анкетирование среди учащихся:
1. Что такое рушник?
2. Какие рушники вы знаете?
3. У кого и как в семье используется или использовался рушник?
4. Хотели бы узнать побольше о рушниках, традициях и обрядах связанных с ними?
В анкетировании приняло участия 45 человек. У большей части опрашиваемых вопросы о том, что такое рушник, какие они бывают, где и как используются, вызвали затруднение. Почти все написали, что рушники бывают свадебные и под хлеб -соль. У нескольких человек, у бабушек, сохранился рушник в красном уголке. Хотели бы узнать больше почти все.
|
|
Придя к выводу, что о рушниках, большинство опрошенных имеют очень узкие знания, но хотят расширять свой кругозор, я считаю, что выбранная тема исследования актуальна, злободневна и находит отклик в сердцах опрошенных учащихся школы.
Объектом моего исследования стало использование рушника в современном укладе жизни.
Предмет исследования - обряды, связанные с использованием рушника.
Цель моей исследовательской работы:
Определение роли рушника в современном укладе жизни Грайворонцев.
Задачи:
1. Узнать, что такое рушник и определить его роль в обрядовой культуре.
2. Исследование и определение роли рушника в русской обрядовой культуре прошлого.
3. Использование рушника в современности.
4. В форме изготовления буклета, составить перечень объектов культуры, домовладений, творческий коллективов, где можно увидеть использование рушника в укладе жизни современного жителя Грайворонского района.
Гипотеза -Рушник в современном мире используется только в свадебных обрядах и встрече почётных гостей хлебом с солью.
Методы исследования:
- Поиск, изучение и анализ информации в специальной литературе;
- Посещение и знакомство с экспонатами музеев района, Дома ремёсел, Домов – музеев, а так же уголков народного быта сельских клубов района;
- Встречи с мастерами-вышивальщицами народного декоративно-прикладного творчества, знакомство с их коллекциями;
- Встречи с семьями района, хранившими традиции и обряды рушника;
- Посещение обряда православного венчание, в церкви Николая Чудотворца, город Грайворон;
- Встречи с руководителями фольклорных коллективов;
- Фиксация (фотографирование) и обобщение полученных материалов.
II Основная часть
Значение слова – рушник.
На первом этапе нашего исследования была изучена литература по выбранному направлению. Обобщив изученный материал, пришли к выводу: рушник – реликвия, несущая в себе множество смыслов, уходящей в прошлое славянской культуры вышитого символьного письма. Она хранит не только историю народа христианского периода, но и гораздо, раннюю. Одни исследователи объясняют слово «рушник» - от слова «руки» – то есть, ткань, которой вытирают руки. Другие, как «кусок полотна», от слова «рушить» – отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.
Термин рушник распространен в южнорусских губерниях Европейской России. Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканным цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой[2].