Использование рушников в современном мире

На данном этапе мы приняли участие в экспедиционной работе по сбору этнографических материалов нашего исследования. Были проведены встречи с руководителями народных коллективов: «Русская песня» - руководитель Плохих Людмила Николаевна и «Мила-Лада» - руководитель Алиханова Екатерина Владимировна. Рассказывает руководитель народного коллектива «Русская песня», Плохих Людмила Николаевна: «Сейчас очень популярен обряд встречи молодых в отделе ЗАКС, хлебом с солью на рушнике. Коллектив из рушников делает воротца и под песни первыми проходят молодые, а затем гости, чтоб жизнь была единой, как рушник. Свидетели через голову молодых проносят рушник и кладут под ноги: «На свадебный рушник ступить вместе с милым век прожить».

 

 

 

 

 

Поговорив со многими молодыми семьями мы выяснили, что и в наше время остаётся популярным благословение родителями молодых иконной покрытой рушником. Многие верят, что сейчас, так же как и в старину это поможет укрепить и защитить брак.

 

 

 

 

Ансамбль «Мила - Лада» руководитель Алиханова Екатерина, регулярно проводит старинный свадебные обряды, встречая молодых хлебом с солью на рушнике, в туристическом комплексе «Хутор на Гранях». А так же мастер классы  для студентов Бел ГУ. В туристическом комплексе часто проводятся районные и областные фольклорные праздники, а так же показательные выступления танков с рушниками, вовлекая зрителей и гостей в действие.

 

 

 

 

Рассказывает настоятель Гора – Подольского прихода, отец Андрей Гапоненко: «Рушник на венчании под ногами у молодых, символизирует - одну жизнь, единый жизненный путь, порога, дома. А вторым рушником связывают руки, как символ того, что им идти не только стопами вместе, но и рука об руку. А проводим молодых вокруг центральных малых икон три раза, это такой малый праздничный крестный ход, круг это полнота, целостность. А потом рушники хранятся в семье и могут передаваться по наследству».

 

Традиция встречи почётных гостей с хлебом – солью на рушнике востребована и в современном мире. И встречается очень часто.

 

 

Посетив семьи, мы увидели, что до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах: венчание, проводы в армию, свадьбе. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены. В некоторых домах и по сей день можно встретить рушник «иконнички», покрывающий все иконы, как и у моей бабушки в доме. Сохранились семьи, в которых рушниками в сельском жилье и теперь увенчивают иконы, семейные фотографии, портреты. Если почитается память, отмечается юбилейная дата, то портрет дорогого человека также украшается рушником.

 

 

 

Мы так же посетили музеи в школах и комнаты быта в сельских домах Культуры. В ходе которых мы выяснили, в настоящее время древние славянские традиции практически забыты.

 

Дом – музей «Бережка» село Ивановская Лисица.

Рассказывает руководитель комнаты народного быта Модельного Сельского Дома культуры села Казинка Ольга: На Пасху и на великие праздники на лавочки стелили рушники, на мисник, от слова миска с борщом (полка для посуды), а так же длинные рушники вешали на дверях как занавески.

 

 

Уголки народного быта Казачье-Лисечанский и Косиловский Сельские клубы.

 

 

Вышитые рушники бережно хранятся в школьных музеях Грайворонского района, и уголках народного быта сельских домов культуры, являясь частью экспозиции, рассказывающей о быте славян.

 

 

Большое количество вышитых рушников можно увидеть в коллекции мастеров народного декоративно-прикладного творчества Вакуленко Натальи Егоровны и Рубан Раисы Ивановны. Вакуленко Наталья Егоровна директор Грайворонского дама ремёсел на Всероссийский форум сельской интеллигенции в ноябре 2011 год г.Грайворон.

Не смотря на то, что вышевка рушников в наше время не пользуется популярностью, мастера декоративно-прикладного творчества всячески стараются заинтерисовать молодое поколение. Через творческие встречи, беседы, мастер классы. Вакуленко наталья Егоровна регулярно проводит занятия с детьми в творческой мастерской «Золотинка» на базе Добросельской школы.

А на базе Гора-Подольской школы прошла творческая встреча, участников детского фольклорного ансамбля «Сударушки» МБУ ДО «ЦДТ», с мастером народного декоративно-прикладного творчества Рубан Раисой Ивановной. На встрече были представлены льняные рушники 19 века, вышитые ещё в царское время, подарены Раисе Ивановне мастерицами района, а так же ни чуть, не уступавшие её работы, сделанные ею в 14 лет. В форме диалога, задавая вопросы детям и на своё удивление получая полноценные ответы, гостья рассказала не только о разновидностях рушников, где, когда и как они использовались, но и о тайнах и скрытом смысле, древнего орнамента вышитого на рушниках. Раиса Ивановна, со своими работами, постоянная участница конкурсов и выставок различного уровня. Через мастер-классы регулярно делится своим опытом, как с молодым, так и со старшим поколением.

Рассказывает Рубан Раиса Ивановна: «Когда батюшка с молодыми проходит три раза вокруг икон, рушник вешали дома на праздники на иконы в красный угол. Он как оберег семьи становится. В будни, на иконы вешали простые рушники, а под иконой висел под угольник со словами «Спаси и сохрани».

 

Рассказывает жительница села Гора – Подол Бражник Екатерина Николаевна:

«Ещё моя мама и бабушка, когда я была маленькая, провожали моего брата в армию, писали пожелание на рушнике, перевязывали им через плечо, перекрестят и благословляют, чтоб отслужил хорошо и вернулся домой, а рушник хранили. Так и я сына провожала».

 

 

В ходе исследования, мы обратили внимание, что в магазинах в продаже есть готовые заводские свадебные рушники и под хлеб-соль. А так же образцы рушников для вышивки, конечно, это не та старинная вышивка, но всё же служит хорошей пропагандой декоративного творчества.

 

По итогам нашей работы сделан буклет объектов культуры, домовладений, где можно увидеть использование рушника в укладе жизни современного жителя Грайворонского района. 

 

Заключение:

 

На протяжении многих веков, с древних времён, важные события в жизни народа, никогда не обходились без рушников, которые являлись неотъемлемым атрибутом многих обрядов, неся и храня в себе тайны и значения символьного письма. Работая по данной теме, мы познакомились не только с традициями и обычаями, связанными с рушником, но и узнали о разновидностях рушников, где, когда и как они использовались, о тайнах и скрытом смысле, древнего орнамента вышитого на рушниках, который возник за долго до появления письменности. Рушник единственных ритуальный предмет из языческого прошлого, который играл и сейчас продолжает играть важную роль, в жизни славян, от рождения до смерти, являясь не только важным элементом в быту, но и тайным защитником и магическим оберегом.

Какова хозяйственная и общественная жизнь села, такова и его песенная жизнь. Возродим село — возродим фольклор. Нет — погубим всю страну вместе с кажущейся роскошью мегаполисов. Сегодня же русская традиция очевидно угасает. С другой стороны, в городах действуют множество фольклорных коллективов и учебных заведений, где изучается фольклор. Таких гнёзд "народной памяти" — сотни. [8].

Раньше мы думали, что только свадьба сохранила традиции и обряды рушника, но начав исследования, понял, что ошибались. Рушник и сегодня является предметом быта в современном мире, но только заводские. Он сохранился: на проводах в армию, в церкви на венчании, на сватовстве, в красных уголках. На массовых фольклорных праздниках. К сожалению, сегодня утрачены обряды перевязывания рушником первых колосков, чтоб урожай был хороший, а так же, похорон и крещения. Большую роль в сохранении и пропаганде играют, музеи, уголки народного быта сельских клубов, дома ремёсел, выставки и мастер-классы мастеров-вышивальщиц, обучение на занятиях в фольклорном кружке в Центре детского творчества. И какой же хлеб с солью без русского рушника, что ещё раз говорит и доказывает о том, что он является частицей нашей культуры.

 

Используемая литература:

 

1.  «Народные праздники и обряды Белгородчины». Белгород 1994г.

2. Интервью Ивана Вишневского для газеты «Завтра» с В. М. Щуровым. 2010г.

3. М. С. Жиров, О. Я. Жирова.

4. Е.В. Алиханова «Народные традиции Грайворонского района». 1998г.

5. А. Терещенко «Быт русского народа». Москва 1997г.

6. И. Панкеев «От крестин до поминок». Обычаи, обряды. Москва 1997г.

7. И. И. веретенников «Народное творчество Белгородского края» Белгород 2000г.

8. О.Н.Бондарь. Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках. – Белгород 2006г.

9. БГЦНТ «Центр исследования традиционной культуры». «Традиционная культура Белгородского края». Белгород 2006г.

10. Панфилов В.В. «По старому русскому обычаю». Сборник обрядовых представлений и праздников. РИГ Москва 1997г.

11. Аникина В. «Русский фольклор». Москва «Художественная литература» 1986г.

 

 

 


[1]А. В. Кулабухов. 

[2]О.Н.Бондарь. Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках. – Белгород 2006г.

[3]О.Н.Бондарь. Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках. – Белгород 2006г.

[4]И.И.Веретенников. Народное музыкальное творчество Белгородского края. – Белгород 2000г.

[5]Е.В.Алиханова. Народные традиции Грайворонского района. - 1898г.

[6]И.И.Веретенников. Народное музыкальное творчество Белгородского края. – Белгород 2000г.

[7]М.С.Жиров, О.Я.Жирова. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района – Белгород 2001г.

[8]В.М.Щуров. 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: