Блаженство пробуждения

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вступительное слово

Предисловие

Введение

Глава первая.        Три гуны

Глава вторая.        Наука дыхания

Глава третья.        Блаженство пробуждения

Глава четвертая.   Массаж — средство для повышения энергетического уровня тела        

Глава пятая.          Водные процедуры: путь к здоровью

Глава шестая.       Значение медитации

Глава седьмая.                 Диета: почему вегетарианство?

Глава восьмая.                 Диета и формирование нового мировоззрения

Глава девятая.                  Диета: различные продукты

Глава десятая.                  Лечебное голодание: перепрограммировать организма

Глава одиннадцатая. Сон

Глава двенадцатая. Необходимость физической нагрузки

Глава тринадцатая. Домашнее целительство

Глава четырнадцатая.      Почему драгоценные камни влияют на здоровье?

Глава пятнадцатая. Секс, дурные привычки и молодежь

Глава шестнадцатая. Заключение



Вступительное слово

 

Секрет здоровья кроется в умении обращаться с телом. Эта жизненная практика не имеет ничего общего ни с мистикой, ни с эзотерикой, она основана на приобретении здоровых привычек в повседневной жизни, способствующих достижению ментального и физического здоровья. Здоровые жизненные привычки, как рассказывает в этой книге Хариш Джохари, приобретаются в ходе выполнения рекомендаций по регуляции кишечной деятельности, оздоровлению диеты, улучшению сна, проведению медитаций, употреблению воды, регулированию сексуальной активности, приему лекарств, совершенствованию дыхания и проведению массажа. При этом необходимо знать, какая из ноздрей (или полушарий головного мозга) работает в момент выполнения той или иной процедуры, как сказывается на организме влияние планет и луны, а также учитывать циклические изменения, происходящие в нашей эндокринной системе. Из этой книги читатель узнает, как управлять разными функциями человеческого организма, чтобы он начал нормально работать, а человек зажил гармоничной, счастливой и плодотворной жизнью.

В 1966 году вместе с Шьямом Бхатнагаром* он основал Сатьям Шивам Сундарам, организацию, видевшую свою задачу в дальнейшем синтезе Западного и Восточного знания, когда каждая из культур вносит неповторимый вклад в науку глубокого познания человеческого тела и бытия. Через два года Джохари отправился в свое первое путешествие в США и начал знакомить психологов и терапевтов из Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке с эффектами влияния звука на сознание. За эти годы он много путешествовал с видными персонами из Индии и Америки, а также общался со многими американскими учеными и духовными искателями. Наслаждаясь добросердечностью и открытостью американских людей, он в то же время замечал, что в целом американцы очень мало знают о том, как сохранить тело здоровым и заставить его эффективно работать. Во время этих путешествий он занимался также и сбором научных данных, которые были получены благодаря развитию западной технологии и подтверждали полезность и состоятельность древних традиций здорового образа жизни. В 1972 году он вернулся в США и с помощью Тарика Хамида, суфийского психотерапевта и космолога, приверженца идеи синтеза учений Запада и Востока, основал Институт тантрических исследований (ИТИ) в Окленде (штат Калифорния).

*[психотерапевт, старинный приятель и ученик Хариша Джохари.]

       Я как врач вижу, какую огромную пользу приносит приобретение этих здоровых жизненных привычек мне самому и моим пациентам. Даже само знание этих привычек способно заполнить пробел в моем западном медицинском образовании, ведь наша медицина не уделяет особого внимания ежедневной практике здорового образа жизни. Несомненно, мои пациенты и друзья, страдавшие психическими и физическими недугами, выздоравливают гораздо быстрее, когда к лечению подключаются «энергетические ресурсы» здорового образа жизни. Это знание вооружает каждого человека инструментом для избавления от большинства болезней и дает возможность не прибегать без крайней необходимости к лекарственной терапии. Когда ежедневная домашняя практика внимания к собственному телу входит в привычку, она намного эффективнее сохраняет здоровье (особенно психическое здоровье), чем периодическое клиническое лечение. Наша западная аллопатическая медицина реагирует на психическое или физическое заболевание лишь после того, как оно поражает тело. Но большинство заболеваний вызывается плохими привычками, отсутствием специально подобранной индивидуальной диеты, а также бездумным употреблением лекарств на протяжении жизни. Поскольку эти привычки ответственны за возникновение болезней, логично предположить, что именно с ними и надо бороться, если ставить перед собой задачу полного и долговременного исцеления души и тела. В таких вопросах повседневной практической важности индусы и йоги обладают куда более глубоким знанием о теле и системе его контроля, чем мы.

Первую проблему, с которой сталкиваются мои пациенты, приобщаясь к здоровому образу жизни, я вижу в том, что они просто не понимают, как здорово чувствовать себя нормальным. Гиперстимулирующий американский образ жизни, для которого характерно злоупотребление тяжелой мясной пищей, алкоголем и кофе, запоры, слишком частые и короткие по продолжительности половые акты, постоянные стрессы, пренебрежение к биологическим ритмам организма, молитвам и медитациям, — напоминает сумасшедшую гонку с ускорением. Такой образ жизни превратил среднего американца в субъекта, в высшей степени подверженного болезням, который не видит перед собой достойных целей и идеалов человеческого величия, к которым хотел бы стремиться. В самом деле, многим американцам такое положение дел кажется нормальным, но оно разительно отличается от определения нормальности в индуизме. В индуизме нормальное состояние человека означает наполненность светом, энергией, покоем и вдохновением в повседневной жизни и работе. Американцу, вечно живущему в состоянии хронического стресса, усталости, раздраженности и неуверенности, трудно представить жизнь в таком «нормальном» состоянии. В «нормальном» с точки зрения индуизма состоянии, которого может достичь любой человек, переживается постоянная радость жизни, ощущение ясности и понимания, переполнение энергией, необходимой для работы и творческих начинаний. Как видите, разница огромна.

Оказывается, во многих областях научных исследований на Западе (а не только в родной для меня области нейроэндокринологии и психофармакологии) истинность древних индийских наук подтверждена последними научными открытиями в области современной медицины. К примеру, индийские йоги давным-давно отождествили шишковидную железу с шестой чакрой, которую иначе называют аджня-чакро й, или «третьим глазом». Они обнаружили, что шишковидная железа является мощным модификатором поведения, способным замедлить функционирование организма и сбалансировать деятельность обоих полушарий головного мозга. Исследования в области нейроэндокринологии (имеющей дело с гормонами мозга) показывают, что стимуляция такого гормона, как мелатонин, который вырабатывается только в шишковидной железе, происходит в темноте и, в частности, под воздействием нейрохимических препаратов и наркотиков. Мелатонин оказывает свое действие, проходя через сложную цепочку химических реакций, в результате чего снижаются уровни шести (или семи) гормонов, которые образуются в передней доле гипофиза в головном мозге, то есть мелатонин в буквальном смысле вызывает гормональное торможение тела. Мелатонин имеет непосредственное отношение к половой жизни и половому развитию, уровню гормонов роста, уровню щитовидных гормонов, уровню гормонов адреналина и нескольким суточным циклам тела. Эти данные, полученные на Западе сравнительно недавно, индийские йоги используют в практике управления телом в течение многих тысячелетий. Исследования шишковидной железы сыграли важную роль в развитии западной психиатрии и медицины, так как сформировали новое понимание функций мелатонина, благодаря которому стало возможным развитие теории регуляции уровня гормонов.

Недавно ученые-медики признали, что существует поразительное сходство между йогическим знанием и данными медицинских исследований лимфатической системы. Столетиями индийцы делали массаж и мануальную акупрессуру, работая с особыми точками, расположенными над лимфатическими каналами и лимфатическими узлами, о реальном физическом существовании которых они не знали. И только в самые последние годы современная лимфангиография (техники подкрашивания и рентгеновские техники) показала точное положение этих крошечных структур в теле. Как ни удивительно, но карта древних индийских акупрессурных точек практически совпадает с картой лимфатической системы, составленной современной лимфангиографией.

Помимо шишковидной железы и лимфы в последнее время внимание многих исследователей-медиков привлекла природа полушарий нашего головного мозга. Орнстайном и другими обнаружено, что левое полушарие больше занимается вербальной и интеллектуальной деятельностью, а правое полушарие лучше справляется с визуальной и творческой работой. Наука свара-йоги веками применяла это знание о специфике полушарий головного мозга, установив конкретные функции каждого из них.

Также была замечена связь между полушариями мозга и функциями ноздрей. Йоги в процессе экспериментирования обнаружили, что в каждый конкретный момент времени функционирует только одна ноздря и что без постороннего вмешательства примерно через каждый час ее функции принимает на себя другая ноздря. Чтобы передать управляющие функции другой ноздре механическим способом, нужно лишь лечь на один бок, подложить под грудную клетку и подмышечную впадину подушку и, открыв верхнюю ноздрю, дать возможность слизи в носу несколько минут стекать вниз. Они выяснили, что открытая правая ноздря стимулирует доминирование функций левого полушария, а открытая левая ноздря стимулирует доминирование функций правого полушария. Поэтому контролирование процесса открывания той или иной ноздри позволяет регулировать деятельность полушарий.

Возможность контролировать ноздревое дыхание несказанно обогатило мою жизнь. Получение удовольствия от еды (правая ноздря), дефекации (правая ноздря), омовения (правая ноздря), секса (у мужчин — правая, а у женщин — левая ноздря), утоления жажды (левая) и мочеиспускания (левая) заметно возрастает, если контролировать соответствующую ноздрю. Правильное координирование активности ноздрей (полушарий мозга) с функциями жизнедеятельности сохраняет энергию и позволяет человеку гармонизировать свою повседневную деятельность. Через короткий промежуток времени, в течение которого вам удается освоить искусство управления ноздрями, оно становится для вас настолько естественным, что вы удивляетесь, как могли раньше жить, ничего о нем не зная. Каждый человек должен знать о возможности управлять деятельностью мозга при помощи ноздрей, ибо применение этого знания на практике гарантирует ему максимальное сексуальное наслаждение, прекрасное пищеварение и доставляющие удовольствие процессы очищения организма.

Индийские йоги давно знали, что обитель мудрости в человеческом теле находится в желудке. Позднее они стали придерживаться вегетарианской диеты, поскольку считали, что этот центр мудрости не должен подвергаться гиперстимуляции из-за употребления мясной пищи. Исследования показывают, что высокобелковая диета снижает уровень серотонина (у людей, страдающих депрессией, наблюдается низкий уровень серотонина), и наоборот, высокоуглеводная диета (вегетарианская диета) повышает уровень серотонина. Это демонстрирует не только наличие связи между диетой и психическим здоровьем, но и свидетельствует в пользу вегетарианской диеты. Практически, когда человек начинает выводить из рациона питания мясо, он чувствует себя более энергичным, перестает нервничать и испытывать депрессию. Кроме того, он прекращает пользоваться дезодорантами для тела (достаточно лишь ежедневного принятия ванны или душа) и обнаруживает, что запах его испражнений утрачивает былую отвратительность.

Что же касается сексуальной жизни, отмечу, что практикование здоровых жизненных привычек, о которых рассказывается в этой книге, значительно повышает сексуальную потенцию и сексуальный самоконтроль. Освоив эти привычки, наша страна (США), прославляющая молодость и секс, выйдет на новый уровень в отношениях между мужчиной и женщиной. Тантрические сексуальные практики в особенности требуют такого рода нормальности и чистоты тела, ибо только при этих условиях можно пережить глубокий и расширенный сексуальный опыт.

Американцы считают разговоры о деятельности кишечника и дефекации чем-то вроде культурного табу. Проистекающее отсюда непонимание значения выделительной функции организма стало причиной дремучего невежества во всем, что касается состояния здоровья. Полноценное ежедневное очищение организма жизненно необходимо для сохранения психического здоровья каждого человека на этой планете. Кроме того, каждому человеку полезно проводить самодиагностику, обращая внимание на форму и цвет испражнений. Величайшей проблемой американцев в сфере функционирования выделительной системы стали запоры и нерегулярная дефекация. Например, встречается все больше и больше больных, опорожняющих кишечник примерно один раз в два-три дня. При этом врачи, которые в один голос твердят этим людям о том, что их кишечник работает в пределах нормы, лечат их от неврозов, повышенной тревожности и депрессий транквилизаторами, антидепрессантами и несовместимыми диетами. По сути говоря, в нашей системе здравоохранения проблеме возникновения и избавления от запоров не уделяется серьезного внимания. Разве удивительно, что многие американцы так зажаты и напряжены?

Медицинские исследования объясняют, почему запоры являются причиной плохого психического состояния человека. Японские медики установили, что в моче шизофреников находится галлюциногенное химическое вещество диметилтриптамин (ДМТ). Собранный японскими учеными фактический материал позволяет предположить, что это аномальное химическое вещество накапливается у генетически предрасположенных к этому индивидов после того, как в кишечнике появляется избыточное количество триптамина (материнской аминокислоты для ДМТ), который вырабатывается кишечными бактериями. Избыточное количество триптамина накапливается в том случае, когда человек страдает запорами и его организм, лишенный возможности регулярно очищаться при дефекации, своевременно не выводит эти бактерии из кишечника. Практика демонстрирует значительное улучшение клинической картины состояния пациентов с острой шизофренией (шизофреники страдают страшными запорами, часто их кишечник не функционирует по три-четыре недели кряду) после первой же дефекации, однако без ежедневного опорожнения кишечника их состояние снова начинает ухудшаться. Избыточное количество ежедневных дефекаций (больше двух) тоже опасно, поскольку чрезмерное калообразование вызывается ненормальной гиперактивностью гастрокишечного тракта и сигнализирует о нервозности и плохом пищеварении.

Среди ежедневных здоровых привычек, описанных в этой книге, пожалуй, самое большое внимание следует уделить циклу ритуалов утреннего пробуждения. В книге рассказывается, что надо делать, чтобы максимально использовать энергию, которой можно зарядиться на рассвете.

Человек вскоре замечает, что ранний подъем повышает его энергичность и выносливость. Когда он узнает, что существует возможность синхронизировать ритмы сознания и тела с могучими ритмами электрических и химических реакций, которые происходят на рассвете, подъем перед рассветом становится для него главным событием дня. Когда человек рано встает, он спокоен, собран, энергичен и у него ясная голова. Разница в настроении и выносливости поразительная.

Введение в обиход здоровых повседневных привычек и средств домашнего оздоровления весьма своевременно для американцев. В США начинают все больше понимать, что ответственность за хорошее здоровье несет сам человек, его жизненные привычки и диета, а не врачи и лекарства. Так что каждому американцу еще предстоит учиться замедлять темп своей жизни и начинать ощущать собственное тело.

Любопытно проследить связь между здоровыми жизненными привычками и обычаями, которых придерживались наши предки. Такие замечательные книги, как «Возвращение в Эдем» Джетро Клосса и «Домашний врач» Ганна, дают практическое медицинское знание о нашем наследии в области народной медицины. В повседневных привычках и диетических рекомендациях, которые содержатся в этих книгах и представлены в книге Джохари, можно найти много общего.

Чем больше вы работаете над своим телом, тем глубже раскрываете для себя величие и необходимость этого знания. Приступая к этой работе в самом начале, не впадайте в отчаяние и не думайте, что ваше тело слишком испорчено и не в состоянии взять на вооружение эти здоровые привычки. Они срабатывают для каждого и в первый же день их освоения дают приток энергии. Возьмите из этой книги столько, сколько можете. Ее автор — не из тех, кто требует от вас «все или ничего». А результаты непременно последуют. Наберитесь терпения. На то, чтобы изменить жизненные привычки, требуется некоторое время, но, когда мы начинаем осознавать происходящее, нам становится ясно, что в жизни нет ничего более важного, чем повседневная забота о теле.

Чрезвычайно важно, что огромное большинство этих принципов подтверждается научными данными. Восточно-западный синтез знаний о здоровье будет продолжаться, и эти знания подвергнутся научной проверке, чтобы самые эффективные техники обеих культур можно было использовать для профилактики психических и физических заболеваний, характерных для уникального американского образа жизни. Стремясь к этому синтезу, Хариш Джохари поставил перед собой цель дать американцам, ратующим за оздоровление души и тела, основные знания, которые помогут им восстановить прекрасное здоровье и позволят пережить богатейший и многомерный жизненный опыт.

Майкл Гербер, доктор медицины,

Пало-Альто, Калифорния



Предисловие

 

С незапамятных времен человечество играет в игру под названием жизнь, выдумывая бесчисленные правила и методы ведения игры. Цель этой игры — жить вдохновенно, но в любой момент быть готовым добровольно отрешиться от всех радостей жизни. В современном мире достичь этой цели труднее, чем когда бы то ни было, ибо сознание превратилось в опьяненную заколдованную обезьяну, или же муху, бессмысленно и назойливо жужжащую по любому поводу, просят ее об этом или нет. В повседневной жизни сознание сталкивается с избыточным количеством сигналов, избыточным количеством ощущений. Средства массовой информации становятся средством промывания мозгов. Жизнь становится слишком быстрой, а человечество — слишком дисгармоничным.

Мне вспоминается история о человеке, жившем в уединенной далекой деревне, который приехал в современный город. Когда он вернулся домой, его окружили односельчане и начали расспрашивать о том, что происходит в городе. «Сейчас, должно быть, город уже опустел, — ответил им этот человек, — ведь, когда я там был, кажется, все бежали от какой-то страшной опасности».

Проблема современной жизни заключается в том, что все куда-то бегут, но город не только не опустел, но по-прежнему переполнен. Люди бегут, но никуда не прибегают. Поскольку средства массовой информации и другие источники формирования общественного мнения в нашей современной жизни научили нас искать удовлетворение, успех и радость жизни во внешнем мире, мы перестали обращаться за поиском ответов в свой внутренний мир. Наука и технология повысили материальный комфорт, но мы утратили способность различать божественное. Ученые манипулируют с генами, экспериментируют с клонированием и творят другие вещи, которые все дальше уводят человечество от его

гармонии с природой. Все возрастающая жажда потребления и конкуренция вместе с навязываемыми рекламой желаниями заставляют нас чувствовать усталость и одиночество.

Можно ли решить эти проблемы или же мы совершенно беспомощны?

Мы остаемся беспомощными, пока находимся во власти ума, который подобен опьяневшей обезьяне, перепрыгивающей с одной ветки на другую по древу желаний. Поэтому наша первостепенная задача —успокоить наш ум и осознать разницу между потребностями и желаниями. Доверие к себе, универсальное братство и удовлетворение — вот три краеугольных камня, на которых можно возводить новое здание жизни, способное укрепить нашу волю и усмирить ум. Мы можем быть избирательны, мы можем перестать барахтаться в волнах сомнений. Мы должны удовлетворять основные желания, но не за счет перерасхода своей энергии, ведущего к истощению. Мы должны понять свои психофизические пределы и перестать жить в мире фантазий, которые порождаются нашим необузданным, необученным и неразвитым сознанием.

Родившись человеком, мы сразу же начинаем разыгрывать жизненную драму и вынуждены подчиняться всем законам, которые управляют человеческим телом. Солнце, Луна и все планеты, включая Землю, взаимосвязаны, и мы не можем отделиться от незримых нитей их влияний. Попав в поле действия этих сил, мы поневоле становимся их марионетками.

Однажды искатель истины навестил святого в его жилище в джунглях. Он спросил святого: «Насколько свободен человек?»

Святой улыбнулся и попросил этого человека встать. Человек встал.

«Подними одну руку», — сказал святой, и человек исполнил его просьбу.

«Подними вторую руку», — сказал святой. Человек поднял вторую руку.

«Хорошо, — сказал святой. — Теперь подними одну ногу». Человек поднял одну ногу.

«Прекрасно, — сказал святой. — А теперь подними и вторую ногу».

«Но я не могу», — сказал человек.

«Ну, вот ты и получил ответ на свой вопрос, сын мой, — сказал святой. — Человек всегда в какой-то мере свободен, но он всегда должен стоять одной ногой на земле. Как только мы освобождаемся от всех сил, которые взаимодействуют снаружи и внутри нас, то достигаем нулевой точки отсчета, и тогда приходит истинная свобода».

В некоторых областях человечество достигло этой нулевой точки отсчета. Благодаря силе знания наши астронавты буднично бороздят просторы космоса, преодолев действие законов гравитации. Знание — это не только ключ, позволивший трансцендировать законы гравитации, но и ключ, при помощи которого можно выскользнуть из ловушки «сознание-тело». Знание подразумевает информацию, помноженную на опыт. Информацию можно купить, но знание должно приобретаться только на вашей собственной игровой площадке жизни. В этом и состоит цель книги «Дханвантари»: дать вам информацию о жизни в гармонии с законами природы, чтобы расширить ваше знание.

Если мы хотим жить в мире и гармонии, то должны обратить внимание на законы природы, успокоиться и вернуться к истокам. Мы должны дать возможность нашим телам настроиться на природные ритмы. Мы должны понять суть рассвета и заката. Мы должны перенести акцент с того, что мы хотим делать, на то, что необходимо делать в данный период, в данное время суток, в данное время года. Мы не независимы, мы взаимозависимы. Мы зависим от природы.

«Дханвантари» рассказывает нам о том, что такое правильное функционирование тела, сообщает нам необходимые сведения о питании, сне и сексе — трех столпах человеческого храма. Она также объясняет, как можно сохранить в хорошей форме тело и сознание, вставая перед рассветом и ежедневно выполняя водные процедуры, массаж и медитацию. Она ассоциирует жизнь со всем, что есть полезного в мире, и может использоваться для установления внутреннего и внешнего баланса, покоя и гармонии.

До наступления индустриальной эры было куда проще достичь прочного мира и гармонии. Но сейчас мы подключились к бесконечному колесу желаний, которое растягивает наше тело в разные стороны и грозит порвать на куски. Мы должны разорвать этот порочный круг и уберечь себя от ненужного стресса и напряжения.

Древние пророки знали, как решать проблему стресса: они рекомендовали вести дисциплинированную и упорядоченную жизнь, основанную на полном осознании тела, ума и духа. Тело и ум — это инструменты сознания, или духа. Хороший труженик не сражается с орудиями своего труда, он держит их в порядке, чтобы воспользоваться ими с наименьшими энергетическими затратами. Вот так же надо держать в порядке и тело, ибо когда оно теряет «форму», то приводит в расстройство ум.

Ум можно запрограммировать, депрограммировать и репрограммировать. Мы должны программировать ум на доброжелательное отношение ко всему живому миру, подняться над личными целями и достижениями и использовать все наше существо для обретения универсального блаженства. Истинное счастье невозможно, когда вокруг все несчастны, поэтому, если мы хотим жить счастливо, мы должны сделать окружающих счастливыми. Если наши действия по отношению к другим людям правильны и полезны, то сделанное нами добро к нам же и возвращается, наполняя нас счастьем и укрепляя желание продолжать действовать в интересах других.

В одной из Упанишад говорится: «Все, что существует во вселенной, — для тебя. Довольствуйся тем, что тебе необходимо, а остальное оставь другим». Нет никакой пользы в накоплении, которое ведется из-за неуверенности в будущем. Если мы верим, что получим все необходимое, то отпадет надобность в накоплении, и все получат то, что им нужно.

Вера — вот ключевое слово для того, чтобы жить счастливой жизнью. Проблемы порождаются нашими ожиданиями. Если мы получаем ожидаемое, то удовлетворяемся; если же нет, начинаем испытывать разочарование. Наши ожидания заставляют нас скакать, как мячик. Если мы отбросим ожидания и начнем отрабатывать карму в соответствии с велением времени, то исполним карму более эффективно и перестанем руководствоваться страхом неудачи или радостью успеха. Пусть нашу цель знаменует не успех. Неудача не менее реальна и поучительна, чем успех. Давайте действовать по велению времени, а не просто из соображений выгоды лично для нас. Благодать, изливаемая на всех, изольется и на нас.



Введение

 

Эта книга написана для тех, кто стремится освоить последовательный, научный и проверенный практикой свод принципов повседневной жизни. Это книга о ритуалах пробуждения, об очищении, питании, утолении жажды, массаже, сексе и домашнем целительстве.

Это книга о правильной жизни и синхронизировании индивидуального организма с космическими циклами, его породившими. Это книга о том, как стать нормальным.

Не случайно ее главы посвящены техникам медитаций, физических упражнений и дыхательных циклов, ведь именно эти техники позволяют гармонизировать систему в кратчайшие сроки. Но это не книга о том, как «стать просветленным». Это книга о том, как оздоровиться. В такой же мере, в какой человеку нужны крылья, ему нужна и твердая опора под ногами. Этот фундаментальный закон вселенной доказан всем практическим опытом жизни.

Это книга о техниках центрирования, о стабилизации внутренней энергии и о создании особого уголка в глубине своего существа, в который можно по желанию возвращаться. Тот, у кого есть такой центр, может беспристрастно смотреть на вечно изменяющийся лик иллюзорного мира. И даже начать смеяться.

В основу этой книги положен мой собственный культурный опыт и опыт традиций Индии, над которыми не властно время. На страницах этой книги описаны практики из йоги, аюрведической медицины (системы, зародившейся за многие тысячелетия до нашей эры), греко-мусульманской системы унани и культур древних племен, населяющих степи, пустыни и горы Индийского субконтинента.

Но действенность этих практик распространяется не только на индийцев. Нет ни одной процедуры, описанной на этих страницах, которая не была бы успешно опробована людьми, родившимися и выросшими в Америке. Система, если это настоящая система, должна быть универсальна.

Большая часть этой книги построена на текстах, продиктованных молодому индийцу Виноду Агарвалу и молодому американцу Дику Бреннеману, которые свели эти тексты воедино и придали им их нынешний вид. Они, наряду со многими другими, ввели эти практики в свою жизнь и смогли оценить их по достоинству.

Я особенно благодарен американским психологам, физиологам и исследователям за их колоссальную работу по развитию и использованию технологии, позволяющей наблюдать за деятельностью человеческого организма. Их удивительные открытия способны на многое открыть глаза мыслителю, рожденному на Востоке.

Поездка в США углубила мое восхищение и преклонение перед собственной культурой, которая превратила мистерии химии тела и закона полярностей в религию. К таким же суждениям приходит сейчас и западная наука, двигаясь по собственному пути развития.

Древнее знание не противоречит знанию современному. Во время поездки в Америку я осознал это с поразительной ясностью. Единственное существенное различие — это разница в языках, но никак не в фактическом материале.

Современное человечество в путешествии по жизни должно полностью использовать все существующие инструменты, которые способствовали эволюции всех народов и культур от начала творения до самых последних изобретений современности. Человечество не может отгородиться от истины, где бы она ни скрывалась — в лабораториях, университетах, племенных культурах или же в наставлениях или притчах вашей бабушки, которые вы слушали, сидя у нее на коленях.

Эта книга — практическое руководство для использования в повседневной жизни. Надеюсь, она сослужит вам добрую службу и наполнит вашу жизнь такой же радостью, какой она наполнила жизни многих людей.


Глава первая

 


Три Гуны

 

Все сущее —это часть великой вселенской игры космических энергий. В мире нет ничего, что обладало бы независимым существованием, поскольку можно показать, что у любого отдельно взятого «элемента бытия» есть множество прямых связей с другими «элементами бытия». Независимость и индивидуальность — это мифы, созданные человеком. Человек не может жить без воздуха. Воздух существует потому, что планетарная масса Земли и скорость ее вращения (а также множество других факторов) разрешают ей окутывать себя газовой мантией. А сама Земля существует по милости Солнца, которое, в свою очередь, существует как часть галактики. Галактика же существует в составе макрокосма.

На этом этапе западная наука входит в царство теоретической астрофизики и космогенеза. Миф о человеческой индивидуальности опровергается научными данными, но истинная природа вселенной, частью которой является человек, по-прежнему от нас ускользает, оставаясь захватывающей воображение тайной.

Однако вот уже много тысяч лет подряд каждый индиец осознает свою индивидуальную роль как взаимозависимое начало в макрокосмической драме. Роль человечества состоит в проявлении той же первичной силы, что дала рождение солнцам и галактикам. Человечество воспринимается в свете сложной и многоплановой космологии и онтологии (науки о бытии-как-оно-есть). Наверное, нельзя считать случайным совпадением, что постулаты этой самой древней из космологий все в большей и большей степени подтверждаются с каждым новым открытием современного знания в области материальных наук.

Именно эта космология лежит в основе всей классической индийской науки, в том числе и науки повседневной жизни.

Большинство индийских воззрений на реальность можно понять в переложении на термины Запада. Но для сил, взаимодействующих в центре творения, для триады, составляющей основу всех явлений, синонимичного термина на Западе не найти. Эти вездесущие силы —три гуны, которые называются тамас (инерция), раджас (активность) и саттва (сущность).

Все проявленное бытие происходит из единого источника — пракрити. Этот первобытный неистощимый источник бытия можно уподобить перевернутому дереву, чьи корни торчат наверху, а ствол и крона расположены внизу. Та часть дерева, которая скрыта от чувственного восприятия человека, — это корневая часть, мула-пракрити (мула —санскр. «корень»). Этот корень и порождает все творение.

Мула-пракрити, первичное бытие, — это состояние полного баланса, или равновесия. У этой пракрити нет пола, идентификации, формы — никаких признаков, квалифицирующих ее природу. Природа здесь недифференцирована, она — за гранью человеческого восприятия.

На этой ступени неразделимого единства бытие допускает лишь самые чистейшие и самые светлейшие частоты. На этой ступени все представлено саттвой, сущностью.

Для сохранения этого состояния целостности саттва непрерывно порождает из самой себя пространство. И это зарождение космоса составляет первый шаг в цикле творения. Какое-то время пространство изливается свободно — так в океане свободно течет вода. Но как только начинается проявление, начинается неумолимое движение вниз. По мере того как генерируются потоки энергии, создается и блокировка их потока, поскольку течение завихряется обратно само на себя. Эта блокировка, это препятствие на пути потока пространства и есть тамас.

Именно тамас — первопричина творения, ибо без препятствия саттвические частоты никогда не начали бы нисхождение от тонкости к плотности.

Появление тамаса нарушает единообразие потока пространства, формируя независимую цепь. Эта новая цепь, замкнутая система, созданная на частотах корневой пракрити, называется золотым яйцом (санскр. хиранья-гарбха).

Пока пракриты остается инертной и неподвижной, не существует ничего, кроме чистой саттвы. Но генерирование пространства порождает движение и активность. Такова уж природа творения, что едва начинается действие, как энергия неизбежно начинает течь сверху вниз, превращаясь из тонкой в плотную. Как только начинается действие, формируются потоки энергии. И с течением времени один из потоков неминуемо сталкивается с другим — порождая турбуленцию, волны в эволюционном потоке.

Сами по себе гуны незаметны — вернее, они находятся за порогом нашего восприятия. Мы можем наблюдать лишь результаты их деятельности.

То же самое происходит с каждым человеком. Попытайтесь увидеть человека. Все, что способен воспринять глаз, —это совсем не человек. Тело, которое он видит, претерпевает бесконечные изменения по мере развития, взросления и увядания. Клетки постоянно умирают и заменяются вновь образованными. К двенадцати годам все ткани, с которых начинается жизнь организма, умирают. В сущности, каждые двенадцать лет человек обретает новое тело. При этом у него есть глубокое ощущение неизменности собственного «Я», которое скрывается за вечно меняющейся формой. Это «Я» и составляет сущность человека — но это «Я» нельзя увидеть.

Или же попытайтесь услышать человека. То, что вы слышите, — это не человек, а закодированные электрические сигналы в мозгу слушателя, которые возникают из-за воздействия колеблющихся молекул воздуха на барабанные перепонки. При этом внутренний звук человека, или его ритмический цикл, находится за порогом изменений внешних звуков, которые издает человек. Этот звук не может быть услышан другими.

Точно так же нельзя почувствовать запах другого человека, вы ощущаете лишь запах химических веществ и соединений, исходящих от тела, той химии, источником которой служит пища и напитки. Как нельзя узнать и вкусовые или осязательные ощущения другого человека.

В действительности человек ощущает не другого человека как такового, а лишь его следствие, плотное проявление существа этого человека. Но истинную природу другого человека нельзя постичь с помощью органов восприятия.

Все, что ощущается в присутствии другого человека, — это лишь внешнее следствие внутреннего причинного процесса, который в нем происходит. Вот так же нельзя ощутить органами чувств и реальную форму гун. Можно распознать лишь следствие их взаимодействий, их майю.

Лед, жидкость и пар — это три проявления одного и того же сущностного вещества — воды. В жидком состоянии сущность воды способна свободно растекаться в границах, заданных формой емкости, в которой она находится. В состоянии льда та же самая сущность утрачивает подвижность и приобретает единую форму и единую структуру. В состоянии пара сущность наиболее приближена к ее истинной природе, потому что сейчас она заполняет весь предоставленный ей объем, распространяясь во всех направлениях.

Вода - это раджасическая форма сущности и переходная стадия между льдом и паром, а также паром и льдом. Чтобы превратиться в пар, лед сначала должен стать водой; а чтобы превратиться в лед, пар сначала должен превратиться в воду. Таким образом, лед — это тамасическая форма сущности, форма, наиболее ограниченная во времени и пространстве; эта форма, в которой движение отдельных частиц фактически прекратилось. Наконец, пар —это саттвическая форма сущности, ибо пар преодолевает пределы гравитации и формы и рассеивается в пространстве.

Если на своем пути неуловимое встречается со знанием, это знание мгновенно выжигает неведение, которое является следствием привязанности, и тотчас же сливается с его истинной натурой — чистым светом.

Эволюционное развитие происходит по пути неведения. Эволюция протекает во мраке неведения, и в этом неведении безграничное становится ограниченным, представляя самое себя ограниченным телом.

Такова структура дерева пракриты. Невидимые корни порождают ощущение индивидуальности, эго. Эго, в свою очередь, формирует пять элементов системы чувств, при помощи которых создает мир названий и форм. Затем возникает ум, а с ним пять органов чувств и пять рабочих органов. И наконец возникает само физическое тело. Плод дерева пракриты — это рождение, срок жизни и радость, а вкус плода — наслаждение и страдание. Чистая саттва порождает сознание, которое становится активным (раджас) и втягивается в ограниченное пространство (тамас) индивидуальной формы.

Сознание жестко связывается формой и, запутавшись в собственной игре, вынуждено подчиняться законам и принципам, которые правят миром названий и форм. Три гуны и пять элементов (пространство, воздух, огонь, вода и земля) образуют аштадха-пракрити, восьмеричную природу проявленной реальности. Все, что существует в мире чувств, — не что иное, как игра пяти элементов, направляемая вечно изменяющимся взаимодействием гун и переживаемая Единым Сознанием («Я»).

Гуны можно представить как переплетение трех цветных нитей. Иногда создается впечатление, что на поверхности доминирует один цвет, иногда — другой, а иногда — третий. Но наблюдая за переплетением в целом, понимаешь, что преобладание цвета — не более чем иллюзия. В этом переплетении всегда представлены все три цветные нити, просто иногда одна из нитей закрывает видимость остальных. Это не три отдельные сущности, а три формы одного бытия. Гуны не мешают друг другу и не противодействуют друг другу. Они не являются препятствием на пути друг друга. Каждая из них помогает другим эволюционировать. Они действуют совместно, во взаимном согласии друг с другом и представлены во всем сущем в вечно изменяющихся пропорциях.

 

Возможности и сила гун

 

Саттва. способна порождать свет. Именно в свете саттвы человек видит свои сны. Свет, видимый в состоянии сна со сновидениями, —это свет саттвы. Глаза закрыты и все остальные органы чувств отключены, но в снах не господствует тьма. По этой причине саттву ассоциируют с гормоном мелатонином, вырабатываемым шишковидной железой. Саттва способна к производству света и созданию четкой перспективы видения, что позволяет избавиться от хаоса.

Раджас обладает способностью заряжать человека энергией. Эта гуна побуждает и вдохновляет человека на труд. Ее природа — страдание, ибо только активность порождает боль.

Тамас нажимает на кнопку «стоп». Эта гуна служит источником сопротивления, препятствий и преград.

 

Работа гун

 

Гуны стремятся по очереди доминировать друг над другом. Ясно, что в определенный момент времени господствует лишь одна гуна, с течением времени уступая свое доминирующее влияние остальным.

Когда преобладает саттва, раджас и тамас отодвигаются на задний план. В это время исчезают все порывы вдохновения, побуждающие предпринять активные действия, как растворяется и привязанность. Улетучивается воодушевление работать и рассеивается неведение. Возникает состояние, когда нечего делать, некуда идти, нет работы, которой хотелось бы заниматься, нет желания ни есть, ни спать, нет ни волнения, ни замешательства. Остается лишь свет да блаженство, что, в свою очередь, порождает больше света, больше покоя и больше безмятежности.

Когда доминирует раджас, эта гуна отталкивает на задний план саттву и тамас. Возникает огромный прилив энергии, страстное желание взяться за работу, реализовывать планы и заниматься активной деятельностью. Действие — вот доминирующее состояние раджаса.

Когда господствует тамас, раджас и саттва оттесняются за кулисы. В это время человек испытывает лень и привязанность. Ему никуда не хочется ходить, он предпочитает оставаться на одном месте.

 

Гуны во взаимодействии

 

Все три гуны зависят друг от друга, они помогают друг другу в процессе эволюции и в процессе саморазвития, когда плотное эволюционирует обратно в сторону тонкого.

В процессе выхода наверх каждой из гун, одна гуна играет роль ступеньки для другой. Любому элементу сущего, который стабилен и находится во власти тамаса, раджас придает мотивацию и активность. Такое движение и активность способствуют процессу осуществления, пока этот элемент движется к постижению своей истинной, или сущностной природы — природы света, саттвы.

Закрытая тамасом, саттва прибегает к помощи раджаса, чтобы самой выйти на свет.

Гуны никогда не отделяются друг от друга, они всегда существуют как единое целое, как одна пара. Когда доминирует одна из гун, две остальные образуют пару, которая остается рецессивной. Но они никогда полностью не теряются и не исчезают. Гуны вездесущи. Саттва образует пару с раджасом. Тамас объединяется в одну пару с раджасом. Лишь саттва не может непосредственно объединиться с тамасом, потому что для превращения саттвы в тамас и наоборот необходимо присутствие раджаса. У тамаса нет ни малейшей надежды достичь саттвы в отсутствие раджаса, а саттве никогда не приблизиться к тамасу без помощи раджаса. Таким образом, раджас — это регулятор, или посредник, ибо без его помощи ни саттва, ни тамас не могут действовать, ведь за действие отвечает раджас.

Тогда саттву можно представить как тамас, трансформированный активностью до его высших частот. Значит, тамас — это саттва, трансформированная активностью до ее низших частот.

Воск для свечи —это тамас для света. Чтобы превратиться в свет (саттву), ему нужна огненная искра, которая зажжет фитиль (раджас). Между тамасом и саттвой существует такая же взаимосвязь, как между воском и светом. Воск — это свет в его самой плотной форме; свет же — это тончайшая форма воска.

Гуны неотделимы друг от друга. Они никогда не были и никогда не будут отделены друг от друга. Они лишь взаимообратимы, обладая способностью превращаться друг в друга.

 

Природа гун

 

Саттва — это свет в его силе, свет в его сиянии и блеске, свет в самой природе.

Раджас — это активность, и его роль — проявление. Когда в теле доминирует раджас, человеком овладевает большой энтузиазм, нетерпение и энергетическая жажда работать. Именно меркурианская природа раджаса побуждает саттву давать свет.

Тамас— вот что поддерживает неведение, страх и суеверия. Тамас скрывает истину за завесой иллюзии, а затем заставляет человека бояться узнать эту истину. Тамас—это откладывание со дня надень, отсутствие стимулов и спячка. Если саттва — это цель, а раджас — энергия, то тамас — это инертность, нисходящая сила, которая давит на человека, умоляя его прекратить любую деятельность.

В саттве и в тамасе человек покидает мир чувств. Но в саттве он сливается со светом, а в тамасе он сливается с тьмой.

Такова природа и роли трех космических сил, или гун. Мы поняли, как они действуют. Мы узнали, что, хотя саттва и тамас являются полными противоположностями (одна — это свет, а вторая — тьма), они в действительности не антагонисты. Саттва и тамас помогают друг другу в процессе эволюции «от тонкого к плотному» и, наоборот, в развитии «от плотного к тонкому». Они извлекают энергию из низших частот и переводят ее в высшие частотные диапазоны. Это не «борьба за существование», и даже не «естественный отбор», когда выживает сильнейший, а, скорее, непрекращающееся взаимодействие гун.

Саттва — это легкость, тамас — это тяжесть. Тамас придает стабильность и является фундаментальной опорой. Раджас порождает активность и дает вдохновение.

В сущности, игра творения — это игра гун и пяти элементов. Взаимодействие этой восьмерки в присутствии Единого Сознания и порождает весь мир названий и форм.

Все на планете не лишено наслаждения, страдания и привязанности. Нет такого объекта, который бы не мог принести человеку наслаждение, страдание или дать ощущение привязанности. Объекты чувств вызывают либо один, либо два, либо все три таких отклика у индивида в зависимости от его вибрационных частот и восприимчивости. Тот, у кого доминирует саттва, испытывает наслаждение. Тот, кто находится под властью раджаса, испытывает страдание. Тот, у кого преобладает тамас, испытывает привязанность. Тот, у кого господствуют саттва и раджас, испытывает как наслаждение, так и страдание; тот, кем управляет раджас и тамас, испытывает страдание и привязанность.

Все сущее содержит в себе нечто такое, посредством чего человек может отождествить чувства наслаждения, страдания и привязанности — саттву-раджас-тамас.

 

Гуны и самосовершенствование

 

Естественный ход эволюции направлен «от тонкого к плотному». Изначально вселенная существовала в виде одного космического атома, или Золотого Яйца. Сначала идеи зарождаются в умах людей. Затем возникает активность, запускающая нисходящее направление движения. Золотое Яйцо разбивается вдребезги, человек принимается за осуществление идеи. Нисхождение потока энергии продолжается до тех пор, пока, наконец, энергия не попадает в ловушку плотной в материальный продукт.

Эта игра энергии наблюдается в каждом измерении бытия, ибо материальный мир названий и форм есть не что иное, как производная этих же сил; под их действием находится даже внутренний мир человеческого ума.

Человечество — это кривая развития вселенной, сознание, спустившееся и присоединившееся к материальной форме.

При этом процесс эволюции нельзя назвать поступательным. Каждый человек содержит в себе искру сознания, которая интуитивно помнит о блаженстве неразделимого единства с космосом — истинной природе сознания. У каждого человека есть пять органов чувств для восприятия мира и пять рабочих органов, при помощи которых он действует в этом мире.

От саттвы к раджасу и от раджаса к тамасу направлен ход эволюции, хотя этот же раджас можно использовать для обращения тамаса обратно в саттву. Обладая пятью органами чувств и пятью рабочими органами, человек стоит перед выбором: либо вместе с силой гравитации всегда двигаться вниз к тамасу, либо созидать и действовать, чтобы подниматься к свету.

Человек с преобладанием саттвы смотрит на какую-то вещь, и ему открывается прошлое, настоящее и будущее этой вещи. Объект чувств мгновенно связывается в уме с его источником, и от этого источника человек прослеживает эволюцию объекта чувств через все ее разнообразные ступени к нынешней форме этого объекта — и от настоящего к будущему.

Человек с преобладанием раджаса посмотрит на какую-то вещь и использует ее в общей схеме деятельности лишь с точки зрения ее нынешней ценности.

Человек же с преобладанием тамаса вообще не обратит внимания на эту вещь, если только случайно о нее не споткнется.

Саттва —это свет, ясность и осознание. Раджас — это вдохновение, активность и страдание. Тамас — это сомнение, тьма и привязанность.

Человек может по собственному выбору генерировать в своей жизни больше саттвы, а может слиться с нисходящим потоком энергии, обращаясь в тамас (что в конце концов вырождается в полную инертность и смерть). Чтобы увеличить саттву, надо пережить больше страдания, поскольку тамас пожирается огнем самодисциплины. Но страдание открывает человеку путь к свету, наслаждению и ясному осознанию собственной природы и роли во вселенной.

Тот, кто понимает эти три гуны и их природу, может распознать в себе их присутствие и действие, а на основе этого знания принять на себя ответственность за совершенствование состояния своего организма.

Он обнаружит, что еда тоже бывает саттвической, раджасической и тамасической. Он узнает, что его личные чувства играют роль безошибочного и надежного проводника к познанию взаимодействия гун в нем самом. Он осознает, что действия и события, которые порождают свет, ясность и внутреннее проникновение в суть вещей, обладают саттвической природой; что вещи, которые создают вдохновение, активность и страдание, являются по своей природе раджасическими; и что вещи, вызывающие привязанность, сомнение, неведение и спячку, имеют тамасическую природу.

Используя раджас для увеличения саттвы, человек может противодействовать гравитационной силе и воссоединить свою искру сознания с Единым Сознанием, некогда давшим ему рождение. Капля может обратно влиться в океан.

Наградой для того, кто предпринимает усилие, становится сат-чит-ананда — истина, бытие и блаженство.


Глава вторая


Наука дыхания

 

Человеческое тело — это автономный организм с внутренней настройкой, созданный сознанием для переживания жизни в мире названий и форм. В инструментальное оснащение организма включены точные механизмы для настройки на ритмические циклы планет и космоса.

Самым важным, легко регулируемым и эффективным таким механизмом служат две ноздри.

Каждый организм содержит все элементы, представленные в Большом Космосе, и все элементы действуют согласно общим правилам и принципам, независимо от их размещения во времени и пространстве. Кристаллы всегда растут вдоль одной оси, вода всегда замерзает при температуре ниже нуля по Цельсию. Такие же правила, регулирующие игру элементов на Солнце, Луне, планетах и звездах, регулируют игры внутри человеческого организма.

Один из таких фундаментальных принципов, вездесущих и вечных, представлен в виде крупномасштабной карты полярных противоположностей.

Каждую проявленную форму, от мельчайшего атома до гигантской галактики, окружает двухполюсное электромагнитное поле. В каждом поле положительный полюс испускает энергию, а отрицательный полюс поглощает эту энергию обратно. Взаимодействие двух полюсов производит все формы, которые мы называем твердыми, жидкими, огненными, газообразными, а также само пространство, в котором формы существуют. Без этого взаимодействия, без такой разделенности существовало бы только сплошное Единство.

По тем же правилам и принципам функционирование каждого субполя объединяет все творение в согласованное целое. Как отчетливо продемонстрировала в последние годы народам Запада наука кибернетика, не существует замкнутых систем, но есть Система. Все события, все воспринимаемые явления — это не что иное, как подсистемы Единого.

Общность функционирования связывает все события воедино, и именно этот принцип лежит в основе всех наук — в частности, физиологии и астрологии.

 

Роль дыхания

 

Нос с двумя ноздрями —это единственный телесный орган, который находится в непрерывном взаимодействии с внешней окружающей средой. Спящий человек или человек, находящийся в бессознательном состоянии, не способен ни слышать, ни видеть, ни обонять, ни осязать, ни чувствовать вкус. Но он дышит.

Через обе ноздри человеческий организм вдыхает воздух и жизненную энергию, а также все вибрации, присутствующие во внешнем окружении в их самой тонкой и чистой форме. Благодаря дыханию происходит постоянный контакт человека с миром.

Невозможно переоценить значение дыхания в поддержании жизни. Но куда менее понятна роль самих ноздрей, если отвлечься от того, что они служат каналом для поступления воздуха в легкие.

Если бы функция ноздрей состояла лишь в транспортировке воздуха в грудную клетку, то и этого было бы вполне достаточно. Человеку даны два глаза, чтобы видеть в трех измерениях, и два уха, чтобы локализовывать источник звука. Но зачем ему две ноздри? Западная медицинская наука явно обошла своим вниманием этот простой, но весьма существенный вопрос.

При внимательном наблюдении можно заметить, что в процессе дыхания обе ноздри не бывают задействованы в одинаковом объеме. Исключение составляют лишь очень кратковременные периоды или тяжелые нервные расстройства. В нормальном состоянии человек дышит либо через одну, либо через другую ноздрю. Если увеличить время наблюдения, то можно заметить, что существует определенная схема чередования дыхания то через одну, то через другую ноздрю.

А если выполнить научное наблюдение за дыханием человека, то вскоре окажется, что, в зависимости от того, какая из ноздрей в данный момент «работает», меняется и природа сознания человека.

 

Деление головного мозга

 

Ответ на эту загадку можно найти внутри нашей черепной коробки. Именно здесь электромагнитная энергия тела в форме серого вещества мозга достигает колоссальной концентрации и интенсивности. Головной мозг — это орган, разделенный на две различные половины: левое и правое полушария.

Лишь в крайне редких случаях энергия одинаково распределяется по обоим полушариям головного мозга. При нормальных условиях одно из полушарий проявляет больше электрической активности, чем другое. Эта активность регистрируется в форме волн головного мозга. Наблюдения, проводимые исследователями мозга, показывают, что каждому из полушарий присущи уникальные специфические формы поведения и что каждое полушарие обычно проявляет свои характерные особенности поведения только в тех случаях, когда именно в нем сосредоточена электрическая активность.

Если энергия преимущественно сконцентрирована в левом полушарии, человек становится активным, словоохотливым, интеллектуальным, экстровертным, творческим и выражающим мужской принцип с преобладанием солнечных качеств. И наоборот, доминанта правого полушария характеризуется пассивностью, ориентированностью на зрительные образы и звуки, эмоциональной восприимчивостью, внутренней сосредоточенностью и душевными переживаниями, женственностью и лунной энергетикой.

Лишь в редчайшие моменты энергия распределяется поровну. В такие периоды сознание подвергается существенным изменениям, и человек либо приобретает полный покой, либо испытывает крайнее беспокойство и тревожность.

В это время мозг содержит сущность игры противоположностей, извечной лилы*.

* [См.: Хариш Джохар». Лила: игра самопознания.]

Поскольку общий характер реагирования изменяется в соответствии с движением энергии из одного полушария в другое, каждое полушарие (и состояние, в котором оба функционируют в равной мере) действует уникальным и характерным для себя способом. Характер восприятий, сфера деятельности и даже «рефлекторные реакции тела» меняются в зависимости от доминирующего в данный момент полушария.

Тогда становится понятно, что, если бы нашлись средства сознательного контроля над локализацией энергии в мозге, человек по своему усмотрению мог бы управлять состоянием собственного сознания.

 

Дыхание и полушария головного мозга

 

Движение энергии из одного полушария в другое происходит в момент смены «рабочей» ноздри, через которую осуществляется дыхательный процесс. Когда мы дышим через правую ноздрю, начинает доминировать левое полушарие; когда дыхание осуществляется через левую ноздрю, то активизируется правое полушарие. Когда в работу вовлечены обе ноздри, начинается согласованная работа обоих полушарий.

Такое простое действие, как смена «дыхательной» ноздри, передает функции управления от одного полушария другому, изменяя химические реакции, которые происходят во всем организме. Целенаправленное управление режимом дыхания способствует сознательному регулированию химии тела.

Эмоциональные состояния человека — это продукт химии тела. Изменение характера дыхания изменяет химию тела и тем самым вызывает изменение эмоционального состояния. Болезненные состояния — тоже продукт телесной химии. Изменение режима дыхания изменяет химию тела и если выполняется при первом возникновении симптомов, то способно запустить механизм предотвращения заболевания.

Знание и практика принципов науки о дыхании позволяют человеку управлять собственным состоянием сознания и предотвращать болезненные состояния.

 

Свара-йога

 

Знание о смене дыхательных ноздрей составляет основу древней дисциплины свара-йоги (буквально означает «объединение через дыхание»), в настоящее время практически неизвестной даже на своей родине — в Индии.

Основоположники этой науки наблюдали за процессом дыхания и последующими изменениями в состоянии тела и сознания. Ниже приводятся их самые существенные и полезные открытия, те сведения, при помощи которых любой человек может синхронизировать свои внутренние ритмы с космическими ритмами:

  1. Человек не дышит одновременно через обе ноздри, за исключением весьма кратковременных периодов в течение дня.
  2. Когда одна ноздря становится доминантной (работающей, или активной), вторая превращается в рецессивную (пассивную).
  3. Дыхание можно «переключить» с одной ноздри на другую, если лечь на бок, соответствующий рабочей ноздре, и подложить подгрудную клетку подушечку (для стимуляции нервов, играющих важную роль в дыхании). В здоровом организме смена дыхательной ноздри происходит за период от трех до десяти минут.
  4. Когда работает правая ноздря, химическая среда организма становится преимущественно кислой (желудок вырабатывает сок повышенной кислотности) и производится больше внутреннего тепла. Эта ноздря никогда не должна использоваться при медитациях, моче испускании и приеме жидкостей.
  5. Когда работает левая ноздря, химическая среда тела становится преимущественно щелочной. Эта ноздря охлаждает систему и никогда не должна использоваться в процессе еды, купания или дефекации.
  6. В течение светового дня следует как можно больше дышать левой ноздрей, а между закатом и восходом — правой ноздрей, за исключением тех периодов, когда для выполнения определенных видов работ лучше дышать через другую ноздрю. Это синхронизирует организм с типом энергии, преобладающим на планете. Днем более жарко и солнечно, поэтому надо дышать более «прохладной» ноздрей; в ночное же время надо поступать наоборот.
  7. Когда обе ноздри одновременно функционируют в одинаковом объеме, химическая среда тела приходит в состояние равновесия (статическое равновесие), которое подходит лишь для медитаций, песнопений или занятий йогой. В норме такое состояние возникает в момент восхода и заката солнца, а кратковременно при смене доминирующей при дыхании ноздри (что у большинства людей происходит через каждый час).
  8. Цикл дыхания непосредственно связан с фазами луны.
  9. Утром после самой темной ночи (новолуния) лунного цикла в момент восхода солнца начинает действовать левая ноздря и остается активной в течение одного часа. То же самое происходит утром второго и третьего дня лунного цикла.
  10. В течение трех дней после полнолуния на восходе солнца начинает действовать правая ноздря и остается активной на протяжении целого часа.
  11. После того, как три утра подряд действовала одна и та же ноздря, происходит «переключение» дыхания, и последующие три утра дыхание выполняется через другую ноздрю, подчиняясь графику лунного цикла, который — с небольшими отклонениями — в среднем длится двадцать восемь с половиной суток.
  12. Когда возникает нарушение естественного хода событий и соответствующая ноздря «не открывается», химия тела выходит из состояния равновесия и становятся более вероятны физиологические и психологические расстройства.
  13. Быстрое реагирование на возникший дисбаланс способно предотвратить заболевание. Надо всего лишь сменить оперативную ноздрю, через которую осуществляется процесс дыхания. Но если «перекоммутации» все же не происходит, можно воспользоваться описанным выше методом или просто вставить в ноздрю затычку из ваты. Ни при каких обстоятельствах человек не должен дышать ртом.
  14. Изменение дыхания при первых признаках физического или психического расстройства предотвращает усугубление симптомов и способствует быстрому выздоровлению.

 

Механизм действия

 

Взаимодействие сенсорной стимуляции, конвекционного охлаждения и ионного баланса связывает режим дыхания с активностью головного мозга.

Если температура воздуха отличается от нормальной температуры тела, воздух проходит через ноздри с относительно большой скоростью, возбуждая сенсорные нервы, которые тянутся вдоль внутреннего протока. Эти нервы являются продолжением обонятельных луковиц, расположенных в нижней части каждой доли, — органа, непосредственно связанного с крупной, комплексной структурой обонятельного мозга, или «мозжечка». Этот орган контролирует обширную сеть ассоциативных нервов, связанных с каждым отделом мозга. Но хотя получаемый им первичный входной сигнал поступает от ведущих к ноздрям нервов, лишь относительно малый сегмент этого органа имеет отношение к чувству обоняния.

Процесс вдыхания воздуха также охлаждает и обезвоживает внутреннюю поверхность ноздрей и полости пазух. Охлаждение замедляет химические реакции в полушарии одноименной стороны (правом полушарии, если работает правая ноздря). При испарении возникает потребность в дополнительной слизи и дополнительном отводе энергии из полушария, соответствующего той же стороне тела.

Электрически заряженные частицы, или ионы, пропитывают атмосферу и с каждым вдохом проникают в тело, а ведь электричество как раз и обеспечивает механизм нервной деятельности. Существенно то, что в процессе вдоха воздух больше стремится заполнить долю легкого на «оперативной» стороне действующей ноздри, а не ту долю, что расположена на «неоперативной» стороне. Комбинация этих двух факторов приводит к тому, что ионная стимуляция нервной энергии по обе стороны дыхательного тракта и тела оказывается существенно разной. Дыхание через правую ноздрю концентрирует нервную энергию в правой половине тела, а через левую — в левой половине.

Дыхание через одну ноздрю не только охлаждает одноименное полушарие, но одновременно и стимулирует противоположное полушарие. Между двумя половинами тела можно всегда зарегистрировать разницу в ионной стимуляции, электрической активности, токе крови и температуре кожи, за исключением тех случаев, когда дыхание осуществляется через обе ноздри одновременно.

 

Дыхание и лунный цикл

 

Солнце царит днем, по своей природе оно «электрическое» и горячее. Луна царит ночью, она «магнитная» и холодная. По ночам радиопередачи осуществляются на более длинные расстояния не только из-за отсутствия создаваемого солнцем электрического возмущения в ионосфере, но еще и потому, что магнитная лунная энергия по своей природе восприимчива. Это без труда заметит любой человек, который слушает удаленную на большое расстояние радиостанцию.

Правая ноздря — солнечная, левая — лунная. Солнце и луна образуют два полюса дневного цикла, а основная природа этих полюсов соответствует природе двух полушарий и двух ноздрей.

Если говорить об этих двух формах энергии, которые управляют планетой, то энергия солнца более постоянна, потому что через каждые триста шестьдесят пять с четвертью дней завершает один энергетический цикл — и никогда полностью не отсутствует на небе днем. А вот с луной дело обстоит совсем иначе. Порой в ночном небе светит полная и яркая луна, а временами ее вовсе нет на небе; на протяжении двадцати восьми с половиной дней лунного цикла луна регулярно прибывает и убывает, создавая приливы и отливы в океанах.

Таким же образом луна воздействует на семьдесят процентов веса человеческого тела, то есть на воду. Когда в ночь полнолуния прилив достигает высшей точки, пика достигает и эмоциональна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: