Исследования науки. Наука о науке

Изучение науки начинает осуществляться с того момента, когда она становится профессиональной деятельностью. Однако первоначально основным аспектом исследования становится взаимодействие науки и общества, их взаимовлияние. Для того, чтобы возникла наука, общество должно было достичь не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и "сформировать культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности".

 

Сегодня существует множество подходов к периодизации развития науки. Большинство авторов выделяет 4 периодов в развитии науки (при этом по-разному их называя):

1. Преднаучная фаза (эмбриональный период). Античность‚ Средние века‚ Эпоха Возрождения.

Наука не выделилась в самостоятельную область деятельности‚ не превратилась в социальный институт. Научные знания носят фрагментарный характер. Начинается процесс размежевания науки с другими формами общественного сознания‚ давший свои результаты в области математики‚ астрономии‚ механики.

Преднаука возникла в античном мире как особая форма духовной культуры. Появилась группа людей, специализировавшихся на получении нового знания. Но в целом знание носило умозрительный характер, не было связано с экспериментом и только эпизодически имело выход на практику. В качестве преднауки выступала натурфилософия, представляющая собой сплав античного естествознания, математики, астрономии и других наук.

Античная перднаука внесла серьёзный вклад в дальнейшее развитие теоретических знаний: открытие Сократом метода индукции, Аристотелем метода дедукции и формальной логики, применение аксиоматического метода изложения научных теорий Эвклидом.

В средние века в схоластики оттачивались логические приёмы мышления, значительные достижения были сделаны в области техники (создание механизмов водяных и ветряных мельниц, механических часов, компаса, бумаги, компаса, очков, пороха, бумаги). К этому этапу относятся также открытия, сделанные Коперников и Галилеем, изменившие представления о мире.

Таким образом, этап преднауки способствовал становлению науки в собственном смысле слова, формируя научный стиль мышления.

2. Фаза формирования и развития классической науки. (XVII − первая половина XIX в.). Происходит возникновение дисциплинарной структуры научного познания, профессионализация тех, кто им занимается.

Начало классического ¾ периода в истории науки обычно связывают с именем И. Ньютона. Фундаментом классического естествознания стала созданная им механика, которая не только навела порядок в огромном эмпирическом материале, накопленном многими поколениями ученых, но и дала в руки людей мощный инструмент однозначного предсказания будущего в широкой области объектов и явлений природы.

Исследователь постепенно становился специалистом в одной, порой достаточно узкой, области знания, становясь “сторонним наблюдателем” в других сферах исследования и не претендуя на всеобъемлющее знание.

Нарастающая специализация способствовала оформлению предметных областей науки, приводила к дифференциации наук, каждая из которых претендовала не на исследование мира в целом и построение некой обобщенной картины мира, а стремилась вычленить свой предмет исследования, отражающий особый фрагмент или аспект реальности.

Субъект научной деятельности в этот период— отдельный ученый‚ который осознает себя как личность, понимающую свою роль в получении научных знаний.

В истории науки считается‚ что до рубежа XIX–ХХ вв. научная деятельность является «деятельностью индивидуальной в своей основе». Однако индивидуальной научная деятельность бывает только в плане непосредственной координации научного труда. В предметно-логической области труд ученого всегда тесно связан с трудом его современников и предшественников.

3. Фаза неклассической или постклассической науки. (XVII − первая половина XIX в.). Научная деятельность развивается уже в трехмерной системе отношений: отношение к природе, отношения между учеными, отношение общества к науке. Наука приобретает все большее практическое значение, оформляется в специфический вид деятельности, в социальный институт со своими особыми внутренними отношениями.

Начинается осознание значимости социальных механизмов и социальных отношений в развитии науки, происходит рождение социологии науки. Основным предметом изучения является научное сообщество (законы его функционирования, стратификацию, санкции, награды).

Основополагающей концепцией развития науки на этом этапе становится НОРМАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ этоса науки Р. Мертона, опубликованная в его книге «Нормативная структура науки».

В своей нормативной концепции этоса науки Р. К. Мертон различает следующие четыре принципа или императива (регулятора), составляющие, по его мнению, содержание этоса науки:

· универсализм

· всеобщность

· незаинтересованность

· организационный скептицизм

Согласно принципу универсализма ученый в своей научной деятельности должен освободиться от своих амбиций и других своих субъективных качеств и руководствоваться только критериям объективности и доказательности научного знания. Под универсализмом понимается независимость результатов научной деятельности от личностных характеристик ученого, делающего очередной вклад в науку.

Принцип всеобщности (коллективизма) означает, что научные достижения следует рассматривать не как итог индивидуальных усилий отдельных ученых, а как результат совместной, коллективной деятельности ученых. Именно поэтому они составляют собой общее достояние научного сообщества и всего человечества в целом.

Этот принцип предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Научные открытия образуют общее достояние, в котором доля индивидуального "производителя" весьма ограничена; и ему следует сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки свободно и без предпочтений. "Права собственности" в науке фактически не существует. У первооткрывателя нет каких-либо исключительных прав или привилегий по использованию этого открытия. Потребность ученого как-то воспользоваться своей интеллектуальной "собственностью" удовлетворяется только через признание и уважение, которые он получает как автор открытия. Отсюда повышенное внимание к вопросам научного приоритета.

Принцип незаинтересованности или (уже) бескорыстности означает признание истины в качестве наивысшей ценности научной деятельности. Поэтому любое отступление ученого от истины ради личной выгоды ставит его практически вне пределов науки.

Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен подвергать сомнению все и отказаться оттого, что противоречит этим высшим критериям научности. Никакой вклад в знание не может быть допущен без тщательной, всесторонней проверки. Норма скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность.

Мертоновский набор императивов можно трактовать как "правила игры", которые устанавливает наука для тех, кто избрал себе эту сферу деятельности. Всегда находятся "игроки", которые пытаются не соблюдать эти правила, однако на достаточно длинной дистанции нарушители оказываются отстраненными от игры, а правила действуют по-прежнему.

Мертоновская концепция этоса науки была подвергнута некоторыми исследователями достаточно серьезной критике, главным образом, из-за ее абстрактности. Подчеркивалось при этом, что ученый в своей реальной научной деятельности достаточно часто отступает и отходит от мертоновских норм или принципов этоса науки. Данное обстоятельство вынуждает Р.К.Мертона снова взяться за анализ и исследование вопроса этоса науки в своей работе "Амбивалентность ученого" (1965 г.). В данной работе он вводит понятие " амбивалентность ученого", с помощью которого пытается внести коррективу и уточнение в свою нормативную концепцию этоса науки.

Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам научного этоса Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея "социологической амбивалентности" состоит в том, что в своей повседневной профессиональной деятельности ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен:

· как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями;

· быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде";

· стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;

· защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

· прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

· быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию;

· всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

· воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много внимания и времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

Следовательно, амбивалентность ученого вынуждает его быть достаточно гибким, чтобы он мог найти сбалансированную линию своего поведения.

Как мы видим, концепция Мертона не имеет отношения к содержанию научного знания, а рассматривает лишь взаимоотношения в научном сообществе.

Однако именно Мертон поставил проблему не только этических взаимоотношений в науке, но и социальной ответственности ученого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: