Правовые особенности и правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца

Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца состоят в большом количестве нормативно-законное правовых актов, регулирующих данный законное правовой институт.

Верхним уровнем являются нормы международного законного права. К важным международно-законное правовым актам можно отнести следующие.

Во-первых, это Декларация 1948 года, которая провозглашает, что

«каждый человек как член общества имеет законное право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22). В статье 25 Декларации закрепляется законное право человека на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Конвенции Международной организации труда являются многосторонними международными договорами, которые в случае выполнения государствами - членами Международной организации труда определенных национальным законодательством процедур, приобретают для них обязательную юридическую силу. Рекомендации Международной организации труда, как следует из самого наименования, не влекут возникновения юридических обязательств в отношении указанных государств. Как правило, они дополняют и конкретизируют принятые конвенции Международной организации труда. Вместе с тем нельзя не признать, что даже те документы Международной организации труда, которые не обладают обязательной юридической силой, оказывают значительное влияние на нормативные законное правовые акты государств - участников Международной организации труда.

Круг членов собственной семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, в него включались все нетрудоспособные иждивенцы. До настоящего времени она не ратифицировалась ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ, это вовсе не означает, что в положениях российского социального законодательства не учтены их нормы».

 

Известен своей деятельностью по выработке стандартов в сфере социального обеспечения Совет Европы. Его акты являются важными источниками международного законное правового регулирования социального обеспечения. При разработке этих актов Совета Европы, несомненно, принимались во внимание документы Международной организации труда как организации, действующей во всемирном масштабе.

Конвенции Совета Европы по законное правовой природе схожи с актами Международной организации труда. Они также являются многосторонними договорами, которые имеют обязательную юридическую силу для государств - членов Совета Европы при выполнении ими необходимых для этого процедур. Также Совета Европы издает рекомендации, которые не порождают обязательств, но все же отражают определенную степень согласия между всеми правительствами стран, входящих в Совета Европы, в отношении затрагиваемой проблемы.

Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной.

Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.

Страховую пенсию по утрате кормильца регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «O страховых пенсиях». Статья 10 данного закона называется «Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца». В статье определяются условия назначения страховой пенсии по потере кормильца и круг лиц, которые имеют законное право на получение такой пенсии. В части первой статьи устанавливается возможность получения страховой пенсии по потере кормильца с указанием лиц, которые имеют на это законное право. Перечень членов собственной семьи, которые могут считаться нетрудоспособными, установлен в ч.2 статьи, а критерий нахождения на иждивении - в части 3 статьи15.

Обратим внимание, что пенсия по потере кормильца может быть также государственной, назначаться в порядке, установленном федеральным законом «O государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

«Условия, определяющие законное право на пенсию по случаю потери кормильца, членов собственной семьи, имеющие законное право на пенсию, законное право на пенсию на льготных условиях, членов собственной семьи умершего, считающиеся иждивенцами, законное право на пенсию усыновителей и усыновленных, законное право на пенсию отчима и мачехи, пасынка и падчерицы, сохранение пенсии при вступлении в новый брак, размеры пенсии, минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца, надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, период, на который назначается пенсия, выделение доли пенсии, прекращение выплаты пенсии при утрате на нее законного права, порядок и сроки установления инвалидности членам собственной семьи умершего».

Также пенсия по утрате кормильца регулируется ведомственными законное правовыми актами, например, Приказ Генпрокуратуры России от 04.12.2009 № 374 (в редакции закона от 16.12.2014) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей»17; Приказ ФТС России от 07.04.2010 № 708 (в редакции закона от 20.11.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и представления документов на выплату пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов Российской Федерации и членам их семей».

Важным в законное правовом регулировании пенсий по утрате кормильца является деятельность Конституционного суда Российской Федерации, например, Постановление от 19 ноября 2012 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации», пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона «O трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой». Предмет рассмотрения: законное право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца супруги судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью.

В этой связи не соответствуют Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации» и ряд положений Закона № 173-ФЗ, не устанавливающие механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, который умер вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью. Федеральному законодателю предписано установить механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, который гарантирует им пенсионное обеспечение, соотносимое с утраченным доходом в виде заработка».

Проблемы, связанные с пенсией по потере кормильца нельзя оценивать отдельно от результатов пенсионной реформы. Мы оценили новый балловый порядок начисления пенсии, следует заметить, что в целом она имеет довольно много недостатков.

Во-первых, в России еще остается довольно много людей, которые в условиях кризиса и безработицы получают чёрную зарплату. Согласно статистическим данным, в России к ним относятся более половины работающего населения. К сожалению, для данной категории, рассчитывать пенсию будут только с белой зарплаты.

 

Во-вторых, люди, которые получают маленькие зарплаты должны будут работать не менее двадцати лет, чтобы получать возможность участвовать в новом порядке начисления.

В-третьих, те пенсионеры, которые работают на пенсии, должны будут либо бросить работу, либо не получать пенсию. Очевидно, что упадет их доход, уровень жизни соответственно.

В-четвертых, неработающие пенсионеры, даже если захотят поднять свой доход, работая, вряд ли найдут себе работодателя, которые захотят их трудоустраивать

В-пятых, ужесточились требования для пенсионеров.

В-шестых, стаж был увеличен в три раза. Теперь нужно не пять лет проработать, чтобы уйти на отдых, а все пятнадцать.

В-седьмых, в 2016 году не были разработаны процентные ставки, на которых должны увеличиваться фиксированная выплата и индивидуальный премиальный коэффициент, которые по своей природе предназначаются для граждан, получающим льготы и пособия, а также находящимися на полном государственном обеспечении.

В-восьмых, Методика расчета индивидуального пенсионного коэффициента является очень сложной для понимания простым гражданином. Поэтому неизбежен его поход в Пенсионный фонд.

В-девятых, Военные пенсионеры будут лишены части своих страховых взносов.

В-десятых, пенсии рассчитываются по сложнейшей формуле.

Соответственно, в настоящий момент пенсия по потере кормильца пока может быть и выросла на пять процентов, но в дальнейшем может и уменьшиться.

На практике очень многие граждане Российской Федерации, потерявшие кормильца из числа военнослужащий, погибших (умерших) в районе ведущихся боевых действий либо из числа погибших (умерших) пенсионеров, которые пока были живы считались ветеранами боевых действий, за защитой своих прав вынуждены обращаться в суд, и просить защитить их.

Если при этом истцам пенсия назначалась раньше этого периода, то у истцов отсутствуют основания для назначения пенсии, и значит нельзя считать что ответчик, в лице которого выступает Пенсионный фонд не выполнил своих обязательств по расчету пенсий, и нарушил тем самым их законного права.

До того, как был введен в действие Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №319-ФЗ, т.е. до 01 января 2008 года у органа министерства обороны Российской Федерации, назначающего пенсию, отсутствовали необходимые законные основания, чтобы они могли законно решить вопрос о праве истцов на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно закону. При таких обстоятельствах у истцов отсутствуют основания для увеличения пенсии.

С учетом того, что обстоятельством, влекущим повышением пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «Г» части 1 статьи 45 Закона, является отнесение кормильца к ветеранам боевых действий, такое повышение производиться с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.

Так как истцы приобрели законное право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения разница между новым и прежним размерами пенсии должна им выплачиваться со дня приобретения законного права на перерасчет размера пенсии не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона).

Согласно данной норме перерасчет данной пенсии носит лишь заявительный характер, то есть возможен только по заявлению граждан, получающих пенсионное обеспечение, и к данному заявлению прилагаются необходимые документы36. Такое повышение данной пенсии производится с момента обращения лиц получающих данную пенсию в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии, что подтверждает Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, который утвержден Президиумом Верховного суда РФ 20 ноября 2013г. Итак, мы видим, что закон связал появление законного права на повышение размера пенсии как с наличием объективных условий для назначения пенсии, так и с личным заявлением гражданина о назначении и перерасчете пенсии.

 


 

Заключение

 

В данной работе был рассмотрен вопрос о пенсионном обеспечении семей, потерявших кормильца, по российскому законодательству. Для ее написания была использована научная литература и целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение. Такие, как Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон "О страховых пенсиях", Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской и их семей".

Проанализировав пенсионное законодательство, можно прийти к выводу, что государство гарантирует денежное обеспечение наименее защищенных представителей общества после утраты ими кормильца, тем самым показывая на сколько оно гуманно, и как проявляет заботу о конкретном человеке, попавшем в трудное жизненное положение.

Пенсия по случаю потери кормильца является ежемесячной денежной выплатой, назначаемой нетрудоспособным гражданам в случае смерти основного доходополучателя семьи. Граждане могут быть признаны нетрудоспособными в силу возраста, инвалидности или в случае невозможности заниматься трудовой деятельностью в связи с уходом за братьями, сестрами, детьми или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Установление пенсии по случаю потери кормильца осуществляется за счет наличия или отсутствия у кормильца страхового стажа. При полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия. В прочих случаях, независимо от продолжительности страхового стажа кормильца устанавливается страховая или государственная пенсия.

Размер пенсии зависит не только от стажа и заработной платы умершего кормильца, но и от ряда других факторов, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, которое постоянно изменяется, совершенствуется и дополняется.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно - правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации. (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г);

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 30.12.2015);

3. Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий";

4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях";

6. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

7. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской и их семей".

 

Специальная литература

 

1. Ермаков Д. Н., Хмелевская С. А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебное пособие для магистров, 2015. — 400 с.;

2. Курбанов Р. А., Гасанов К. К., Озоженко С. И. Право социального обеспечения: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 439 с.;

3. Сидоров В. Е. Право социального обеспечения: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 310 с.

Интернет-ресурсы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — [Электронный ресурс]. Режим доступа – свободный. URL:http://www.gks.ru(дата обращения: 12.10.2016);

2. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. Режим доступа – свободный. URL:http://www.pfrf.ru(дата обращения: 20.10.2016);

3. Правовая система «КонсультантПлюс» — [Электронный ресурс]. Режим доступа – ограниченный. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.10.2016);

4. Правовая система «Гарант» — [Электронный ресурс]. Режим доступа – ограниченный. URL: http://www.aero.garant.ru (дата обращения: 25.10.2016). 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: