Проведение инвентаризации основных средств

В соответствии со ст. 12Федерального закона «О бухгалтерском учете» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности все организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок ее проведения определен в Приказе Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Инвентаризации подлежит как принадлежащее организации имущество, так и находящееся на ответственном хранении, в аренде и т.п.

Для проведения инвентаризаций в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем.

Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 (Приложение 9).

1. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

5. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

6. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

7. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

По итогам инвентаризации оформляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, в которых указываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.

Если выявляются расхождения между данными инвентаризационных описей и данными учета, то необходимо составить сличительную ведомость, в которой отражаются недостачи и излишки. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Пункт 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, определяет порядок отражения на счетах бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Естественная убыль в пределах норм определяется только после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.

Для отражения недостач предусмотрен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету счета 94 отражаются:

· по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - фактическая себестоимость;

· по недостающим или полностью испорченным основным средствам - остаточная стоимость;

· по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь.

Рассмотрим особенности инвентаризации отдельных видов ценностей и обязательств.

В соответствии с Приказом № 49 инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. В ходе инвентаризации необходимо сравнить не только фактическое наличие этих объектов, но также и соответствие технической документации по ним данным бухгалтерского учета. Например, к зданию была произведена надстройка еще одного этажа, но в бухгалтерском учете увеличение балансовой стоимости не отражено. В такой ситуации комиссия должна по соответствующим документам определить сумму увеличения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. В бухгалтерском учете на эту сумму необходимо оформить запись по Д 01 и К 91 на сумму произведенных капитальных вложений. При инвентаризации объектов основных средств используется инвентаризационная опись основных средств форма № ИНВ-1 (Приложение 10).

В бухгалтерском учете списание основных средств в случае недостачи или порчи отражается с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» следующими записями:

· Д 01-11 К 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;

· Д 02 К 01-11 - списана сумма начисленной амортизации;

· Д 94 К 01-11 - отражена остаточная стоимость недостающих (полностью испорченных) основных средств;

· Д 73 К 94 - списана сумма недостачи (порчи) за счет виновного лица (при наличии виновного лица);

· Д 91-2 К 94 - при отсутствии виновных лиц остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств списана в состав прочих расходов.

· Д 01 К 91-1 оприходован излишек основных средств

По результатам рассмотрения итогов инвентаризации оформляется протокол инвентаризационной комиссии. Образец не установлен, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Также приводятся сведения об имуществе, подлежащем уценке, с указанием причин и виновных в этом лиц (при наличии). Необходимо указать все данные о проведённой инвентаризации, подписать протокол всем членам комиссии. Таким образом, прямо не установлено, что писать в заключении инвентаризационной комиссии, это зависит от результатов инвентаризации.

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении, и арендованные основные средства. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Для отражения в учете реальной стоимости основных средств они периодически подвергаются переоценке. Это необходимо для устранения различий в стоимости однородных объектов, вызванных применением в разные периоды времени различных цен на машины, оборудование, транспортные средства, изменением стоимости строительно-монтажных работ и т.п. В ходе переоценки все основные фонды оценивают по единой восстановительной стоимости, одновременно уточняется степень их износа. Переоценка может быть выборочной, когда уточняется оценка отдельных групп основных средств, и сплошной, генеральной, когда переоцениваются все основные средства. Осуществляется она самими предприятиями либо приглашенными риэлтерскими организациями. Выполнению этой работы всегда предшествует инвентаризация основных средств.

Машины, оборудование и транспортные средства, производственный и хозяйственные инвентарь, приобретенные в прошлые годы, обычно переоценивают исходя из действующих на время переоценки цен на аналогичные их виды и модели с учетом морального и физического износа объектов.

Величину износа основных средств определяют методом экспертной оценки исходя из технического состояния объекта или его важнейших конструктивных элементов. Величину износа можно установить путем сравнения фактического времени эксплуатации объекта с нормативным сроком службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: