Бухгалтерский учет заемного капитала организации

Кроме собственного капитала, источниками формирования имущества организации являются заемные средства. В состав заемных средств включаются: кредиты банков, займы сторонних организаций, кредиторская задолженность.

К кредитам банка относятся краткосрочные и долгосрочные ссуды банков. Кредиты выдаются банками на строго определенный срок и с условием возвратности на основании договора. Поэтому кредиты и займы могут классифицироваться на срочные, срок платежа по которым еще не наступил, и просроченные - с истекшим согласно договору сроком погашения.

Краткосрочные ссуды банков служат основным источником дополнительных средств предприятия на временные нужды. К ним относятся ссуды под запасы товарно-материальных ценностей, на временное пополнение оборотных средств, на капитальный ремонт основных средств и другие обоснованные временные нужды.

Долгосрочные ссуды банков – это источник дополнительных средств, получаемых предприятием сроком более одного года, и предназначенных на капитальные вложения, связанные с развитием, модернизацией, рационализацией производства, а также с улучшением его организации и повышением эффективности.

Займы от сторонних организаций и физических лиц могут привлекаться предприятием на различные цели на основании договора займа с определением условий и сроков возврата.

Для учета краткосрочных кредитов банка в российской и иностранных валютах используется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», для учета долгосрочных кредитов — счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Счета пассивные, следовательно, по кредиту отражают поступление кредитов и сумму начисленных к уплате процентов, по дебету счета отражается погашение кредита и процентов по нему. У организации ООО «ПСК «Фаворит» есть краткосрочные заемные средства за 2017 год в сумме 3980 тыс.руб.

По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

В зависимости от целей, на которые получен кредит согласно [кредитному договору, проценты, причитающиеся к уплате, имеют свои особенности при отражении в бухгалтерском учете.

Если целью привлечения кредитных средств является приобретение товарно-материальных средств для осуществления уставной деятельности, то согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения уплаченные проценты принимаются в себестоимости продукции в пределах учетной ставки Центрального Банка России, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте). Вновь устанавливаемая ставка по кредитам Центрального Банка России коммерческим банкам распространяется на вновь заключаемые и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки. При начислении процентов в бухгалтерском учете делается запись: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 66.

Типовые проводки по учету заемного капитала:

Д 51 К 66,67 – получены кредиты банков.

Д 51,10,41 К 66,67 – получены заемные средства от других организаций и лиц.

Д 91 К 76 – учтены дополнительные затраты, связанные с получением займов и кредитов.

Д 91 К 66,67 – начислены к уплате проценты по полученным кредитам и займам.

Д 66,67 К 51 – перечислены средства в погашение кредитов, займов и процентов по ним.

 


 


БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ.

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, утвердивший «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств«. Вопросы, не урегулированные указанной инструкцией, могут раскрываться в локальных нормативных актах по организации внутреннего контроля. Многие организации проводят инвентаризацию ежемесячно или ежеквартально, но все предприятия должны проводить инвентаризацию ежегодно.

Также нормативно-правовыми документами, регулирующие порядок проведения инвентаризации являются:

1. Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011;

2. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (выступает базовым документом, в соответствии с которым осуществляется процедура проверки и фиксируются ее результаты);

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (указывает на необходимость обоснования данных бухгалтерского учета итогами осуществленной инвентаризации);

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (предписывает, что сведения в учете проверяются проводимой ревизией, при осуществлении которой подтверждаются факты наличия активов, оценивается их состояние).

Цели инвентаризации:

Ме­то­ди­ка про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­зации про­пи­са­на в При­ка­зе Мин­фи­на РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утвер­жде­нии Ме­то­ди­че­ских ука­за­ний по ин­вен­та­ри­за­ции иму­ще­ства и фи­нан­со­вых обя­за­тельств». В п. 1.4 Ме­то­ди­че­ских ука­за­ний пе­ре­чис­ле­ны цели, ко­то­рые пре­сле­ду­ет ин­вен­та­ри­за­ция:

· уста­нов­ле­ние ре­аль­но­го на­ли­чия иму­ще­ства у ор­га­ни­за­ции;

· свер­ка ре­аль­но име­ю­ще­го­ся иму­ще­ства со све­де­ни­я­ми бух­гал­тер­ско­го учета;

· кон­троль до­сто­вер­но­сти от­ра­же­ния обя­за­тельств и иму­ще­ства в учете.

Ос­нов­ная цель про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­за­ции – обес­пе­че­ние до­сто­вер­но­сти и ре­ле­вант­но­сти бух­гал­тер­ско­го учета и его по­ка­за­те­лей.

 Цели, по­име­но­ван­ные в Ука­за­ни­ях, яв­ля­ют­ся тем ре­зуль­та­том, ко­то­ро­го нужно до­стичь в ходе осу­ществ­ле­ния ре­ви­зии.

Пер­во­на­чаль­но ис­сле­ду­ет­ся со­во­куп­ность обя­за­тельств и иму­ще­ства ор­га­ни­за­ции, вы­яв­ля­ет­ся ее на­ли­чие. Затем итоги ин­вен­та­ри­за­ции со­по­став­ля­ют­ся с ин­фор­ма­ци­ей, со­дер­жа­щей­ся в бух­гал­тер­ском учете. На ос­но­ва­нии со­по­став­ле­ния вы­яв­ля­ет­ся факт пол­но­ты фик­са­ции све­де­ний об иму­ще­стве и обя­за­тельств в учете.

Периодичность проведения инвентаризации:

Ча­сто­ту про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­за­ций в от­чет­но­му году, сроки их про­ве­де­ния, спи­сок ис­сле­ду­е­мых объ­ек­тов утвер­жда­ет ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции. Но су­ще­ству­ют слу­чаи, при ко­то­рых про­ве­де­ние ин­вен­та­ри­за­ции обя­за­тель­но:

· со­став­ле­ние бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти за год. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет иму­ще­ство, ко­то­рое было ин­вен­та­ри­зи­ро­ва­но не ранее 1 ок­тяб­ря года, за ко­то­рый со­став­ля­ет­ся от­чет­ность;

· порча иму­ще­ства, его хи­ще­ние или зло­упо­треб­ле­ние;

· смена ма­те­ри­аль­но от­вет­ствен­ных лиц;

· сдача в арен­ду иму­ще­ства, его про­да­жа или выкуп. Сюда до­пол­ни­тель­но от­но­сят­ся слу­чаи вы­бы­тия иму­ще­ства вслед­ствие пре­об­ра­зо­ва­ния уни­тар­ных пред­при­я­тий (го­су­дар­ствен­ных или му­ни­ци­паль­ных);

· лик­ви­да­ция ор­га­ни­за­ции, ее ре­ор­га­ни­за­ция. Ин­вен­та­ри­за­ция про­во­дит­ся перед со­став­ле­ни­ем лик­ви­да­ци­он­но­го или раз­де­ли­тель­но­го ба­лан­са;

· чрез­вы­чай­ные си­ту­а­ции, вы­зван­ные экс­тре­маль­ны­ми усло­ви­я­ми, в том числе сти­хий­ные бед­ствия, ава­рии, по­жа­ры;

· при кол­лек­тив­ной от­вет­ствен­но­сти смена ру­ко­во­ди­те­ля кол­лек­ти­ва или более 50% участ­ни­ков кол­лек­ти­ва, ини­ци­а­ти­ва участ­ни­ков кол­лек­ти­ва.

По ини­ци­а­ти­ве ру­ко­во­ди­те­ля на­зна­че­ние ин­вен­та­ри­за­ции про­ис­хо­дит по­сред­ством при­ка­за (по­ста­нов­ле­ния, рас­по­ря­же­ния) после со­зда­ния ин­вен­та­ри­за­ци­он­ной ко­мис­сии.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

· при смене материально-ответственных лиц;

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации или ликвидации организации;

· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Общие правила проведения инвентаризации:

1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 настоящих Методических указаний.

2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "_____" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

5. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

9. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

11. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

12. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

13. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

14. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям 6 - 18 к настоящим Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.

15. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

16. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: