Учетная политика организации и система налогообложения

 Учетная политика организации является составной частью финансовой политики и ориентируется на обеспечение достоверности и эффективности учетного процесса. Она определяет источники инфор­мационных потоков для формирования и последующей реализации финансовой политики.

В начале нового финансового года каждая организация пересмат­ривает учетную политику, которой пользовалась в течение предшеству­ющего отчетного периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в соответствующий правовой документ (при­каз об учетной политике или положение об учетной политике).

Как показывает практика, изменение учетной политики органи­зации требует предельно внимательного и квалифицированного под­хода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года; во-вторых, с ее помощью можно управлять финансовыми ресурсами организации; в-третьих, элементы учетной политики влияют на формирование нало­говых обязательств организации перед бюджетом и затрагивают поря­док исчисления налогов.

Рекомендуется положение об учетной политике организации оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных докумен­тов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике организации в области бухгалтерского учета, второй — учет­ной политике в области налогообложения.

Налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработки хозяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика.

В некоторых случаях информация, собранная на регистрах бухгал­терского учета, используется для исчисления суммы налога, подлежа­щей уплате в бюджет. В такой ситуации бухгалтерский учет выполняет одновременно две функции: учетно-финансовую и учетно-налоговую.

В то же время в ряде случаев данные регистров бухгалтерского уче­та не могут являться базой для исчисления определенных налогов. Бухгалтерский учет здесь не применим. Представляется, что в такой ситуации необходимо говорить о специализированной системе учета — налоговой.

Самым показательным элементом налоговой политики является выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей исчисления, например, налога на добавленную стои­мость. Кроме того, организациям предстоит доработать применявшуюся ранее систему налогового учета для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с наработанной практикой при­менения и внесенными изменениями в гл. 25 «Налог на прибыль орга­низаций» Налогового кодекса РФ.

Таким образом, под учетной политикой для целей налогообложе­ния следует понимать совокупность выбранных организацией спосо­бов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. Это означает следующее.

1. Организация осуществляет выбор одного способа из несколь­ких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сбо­ров в Российской Федерации. Например, выбор одного из методов опре­деления выручки для целей налогообложения НДС (по отгрузке или по оплате).

2. Выбранные способы устанавливаются в организации, т.е. во всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их местоположения. Таким образом обособлен­ные подразделения, филиалы должны придерживаться установленной организацией учетной политики. При этом необходимо отметить, что организации, финансируемые собственником (ст. 120 ГК РФ), явля­ются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не рас­пространяется учетная политика, принятая предприятием-собствен­ником.

3. Данные способы устанавливаются на длительный срок — как минимум на отчетный год. Как правило, налоговым периодом при исчислении налогов и сборов (отчетным годом) считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В пределах налогового периода Учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (напри­мер, при внесении изменений в законодательство, затрагивающее при­нятую учетную политику предприятия).

В отношении НДС и акцизов, при исчислении которых налоговым периодом считается месяц (в некоторых случаях квартал), учетная политика для целей налогообложе­ния также должна сохраняться в течение как минимум года.

4. Данные способы должны быть закреплены соответствующим документом. Законодательство о налогах и сборах не содержит прямо­го указания на необходимость фиксирования учетной политики орга­низации для целей налогообложения в отдельном распорядитель­ном документе. Однако не вызывает сомнения тот факт, что учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с глав­ным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов. Для этого учетная политика долж­на быть как минимум отражена на бумажном носителе, т.е. в организа­ции должен быть принят специальный организационно-распорядитель­ный документ (приказ об учетной политике).

Безусловно, возможно включение отдельных элементов учетной политики для целей налогообложения в консолидированный приказ об учетной политике организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, оформляемый согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

При формировании учетной политики организации для целей налогообложения выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством по налогам и сборам. Кроме того, фиксируются осо­бенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осу­ществляются конкретной организацией. Если же по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового уче­та, то при формировании учетной политики осуществляется разработ­ка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога или сбо­ра, исходя из действующих положений законодательства по налогам и сборам, методических рекомендаций Минфина России по его приме­нению в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации.

По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям Нало­гового кодекса Российской Федерации и иным нормативным актам по налогам и сборам изменения в учетной политике организации могут производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации по нало­гам и сборам (обязательное изменение учетной политики);

· принятия организацией новых или иных способов ведения нало­гового учета (добровольное изменение учетной политики);

· существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики).

Изменения учетной политики, связанные с добровольным приня­тием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводиться с начала нового налогового периода (с 1 января).

Изменения и дополнения учетной политики, связанные с измене­ниями законодательства Российской Федерации по налогам и сборам либо с введением новых видов деятельности организации, подлежащих особому порядку налогообложения, либо ее реорганизацией, допуска­ются с момента вступления в силу соответствующих документов, в том числе и в течение отчетного (налогового) периода.

При этом все изменения должны найти отражение в соответству­ющем организационно-распорядительном документе организации. Следовательно, при изменении учетной политики в отношении отдель­ных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже дей­ствующую учетную политику организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: