Тема 4.Предпринимательство

1. Сущность предпринимательства и его характеристики.

2. Виды и формы предпринимательской деятельности.

1. Предпринимательство является одной из важнейших составляющих современной экономики. Термин «предприниматель» впервые употребил английский экономист Р.Кантильон в XVIII веке. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами. Дальнейшее развитие это понятие получило в работах А.Смита, который характеризовал предпринимателя, как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель обладает экономической свободой: он сам планирует, организует работу, получает и распоряжается результатами. Таким образом, у Р.Катильона и А.Смита понятие «предприниматель» и «собственник» совпадают.

Особое место в развитии теории предпринимательства занимают немецкий экономист В.Зомбарт и австрийский экономист И.Шумпетер. В.Зомбарт видел в предпринимателе сочетание «завоевателя», готового к риску, к борьбе с конкурентами, «организатора», умеющего объединить людей для совместной работы и «торговца», пробуждающего интерес к своему товару, способного завоевать доверие людей. Главным у предпринимателя он выделяет стремление к росту, развитию своего дела, без чего невозможно получить прибыль. Для И.Шумпетера предприниматель - это человек, который способен найти новое, более эффективное сочетание факторов производства, при этом понятие «предприниматель» перестает ассоциироваться с понятием «собственник». И.Шумпетер выделяет несколько случаев «осуществление новых комбинаций факторов производства»:

1. Изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям блага или создания нового его качества.

2. Внедрение нового, еще практически неизвестного, метода (способа) производства.

3. Освоение нового рынка сбыта.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

5. Проведение соответствующей реорганизации рыночной структуры: обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения конкурента.

Экономическое развитие привело к тому, что предпринимательство начало выступать, как особый фактор производства, при реализации которого остальные факторы не просто соединяются, а выступают в новых комбинациях и составляют, по определению Шумпетера, его «активный элемент».

Теория предпринимательства в своем развитии прошла несколько этапов и продолжает развиваться. Первый этап, так называемая «первая волна», относится к XVIII веку и связан с концентрацией внимания на предпринимательском риске. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности, как его основной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на личностных качествах предпринимателя и на его роли регулирующего начала в экономике. Современный этап относят к «четвертой волне» развития теории предпринимательства. Здесь особое внимание сосредоточено на управленческом аспекте действий предпринимателя.

В современной научной литературе предпринимательство предлагается рассматривать в нескольких аспектах: как экономическую категорию, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Для характеристики предпринимательства, как экономической категории, важно установить его субъекты и объекты. Субъектами предпринимательства могут быть: отдельные физические лица, группа лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическими интересами, муниципалитеты и государство.

Объектом предпринимательства является - созидательная, творческая, инновационная деятельность в сфере производства и обращения товаров и услуг с целью получения прибыли. Реализация основной цели, связана с достижением множества других подцелей, работающих на максимизацию дохода.

Для осуществления предпринимательства, как метода хозяйствования необходимы определенные условия:

1. Наличие экономической свободы и самостоятельности. Предприниматель сам решает, что, как, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т.д. Однако он находится в зависимости от спроса и предложения, динамики цен, инфляции и других факторов, то есть его свобода относительна.

 2. Ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Даже тщательный расчет не может устранить фактор неопределенности, который постоянно сопровождает предпринимателя.

3. Наличие разнообразных форм собственности в экономике и устранение государственной монополии.

4. Действующий рыночный механизм, регулируемый со стороны государства.

5. Правовая база, дающая возможность развиваться предпринимательской деятельности. Предприниматель обладает определенным типом экономического мышления. Им движет желание победы в борьбе с конкурентами, при этом он готов к риску, к проявлению творчества, к новаторству. В то же время, по мнению И.Шумпетера, интеллект предпринимателя ограничен и избирателен, он включает в себя только то, что может помочь ему в достижении основной цели - получении дохода.

Предпринимательство, как фактор производства, имеет свои отличительные черты, среди которых особое место занимают экономический риск и инновации. Рассмотрим их более подробно. Инновация - это новшества (новые методы, идеи, изобретения), доведенные до стадии коммерческого использования и предложенные на рынке в виде нового продукта.

Инновационный процесс, включает в себя несколько этапов: научные исследования, производство инноваций, реализацию инноваций, то есть коммерциализацию новизны. Финансирование инноваций может осуществляться из прибыли, венчурных инвестиций, привлеченных и заемных средств.

Предпринимательская деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности и, как следствие, является рисковой. Под экономическим риском понимают вероятность потерь и убытков. Риск охватывает все фазы предпринимательской деятельности: производство товаров и услуг, их реализацию, товарно-денежные и финансовые операции, осуществление научно-технических проектов. Экономические риски очень многообразны: можно выделить риск, связанный с хозяйственной деятельностью; с личностью предпринимателя; с недостатком информации о состоянии внешней среды.

По сфере возникновения риски подразделяют на внутренние и внешние, которые предприниматель может только учитывать в своей деятельности, но не влиять на них.

По времени действия риски могут быть кратковременными и постоянными. К постоянным относят те риски, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данной местности или в определенной отрасли. Различают также оправданные и не оправданные, страхуемые и не страхуемые риски. Среди зон предпринимательских рисков выделяют:

1) Безрисковую область, где потери равны нулю.

2) Зону допустимого риска - это область, в пределах которой потери есть, но они меньше ожидаемой прибыли.

3) Зону критического риска, характеризуемая потерями, которые превышают ожидаемую прибыль.

4) Зону катастрофического риска представляет собой область потерь,  достигающих величин равных имущественному состоянию предпринимателя.

 С целью уменьшения или предотвращения потерь предприниматели составляют карту риска. В ней отражаются зоны риска, их виды, даются оценки и прогнозы, а так же представляются мероприятия направленные на их уменьшение.

Предпринимательская деятельность занимает одно из центральных мест в рыночной экономике. Её роль и значение отражаются в функциях, которые она выполняет. К функциям предпринимательства относят: а) ресурсную, в результате которой идет мобилизация всех экономических ресурсов общества, б) организационную, связанную с производством и реализацией товаров и услуг. в) творческую, включающую разработку новых производств, товаров и т.д.

2. Виды и формы предпринимательской деятельности

Различают сферы и виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая и интеллектуальная.

Производственное предпринимательство создает полезный и необходимый для потребителей продукт, поступающий к ним путем купли-продажи. От развития производственного предпринимательства зависит экономический рост и уровень социального развития общества.

Коммерческое предпринимательство тесно связано с производственным, поскольку играет роль посредника между производителем и потребителем, однако основу его деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже товаров и услуг.

Финансовое предпринимательство отличается от других видов объектом деятельности, которым являются деньги, валюта, ценные бумаги. Финансовые предприниматели получают доход за счет разницы курса валют, ценных бумаг, цен и т.д. В этой сфере не создается нового продукта, а сама деятельность может быть отнесена к «виртуальной» сфере экономики.

Интеллектуальное предпринимательство связано с созданием и использованием интеллектуальной собственности. Оно осуществляется через инновационную деятельность: продажу авторского права, оказание услуг, связанных с информацией и т.п.

Разработка плана есть непременное условие обоснованности замысла предпринимателя и надежности получения желаемого результата. Такие планы осуществления предпринимательских проектов получили название бизнес-планов. Составление бизнес-планов характерно для всех форм и видов предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются осуществлять свои цели и задачи.

Бизнес-план является постоянным документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные с переменами, происходящими внутри фирмы, изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом.

Бизнес-план решает целый ряд задач:

- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

- определение источника финансирования выбранной стратегии, т.е. способов концентрирования финансовых ресурсов; - подбор работников (команды), которые способны реализовать намеченный план.

Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, видеть и составлять перспективы своего развития, успешно и рационально реализовывать концепции производства новых товаров и услуг.

Анализ предпринимательства, как фактора производства и вида деятельности, позволяет сделать следующий вывод, что предпринимательство представляет собой рискованную, инновационную производственную, коммерческую и иную деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляющего новые комбинации факторов производства с целью достижения экономического и социального эффекта.

 

Задание (тематические презентации):

· Среда бизнеса

· Виды рисков в предпринимательстве

· Государственная поддержка предпринимательства

 


 

Итоговый тест по дисциплине “Экономика”

1. Первой школой экономической теории являлась:

а) меркантилизм;

б) классическая;

в) неоклассическая.

 

2. Источником богатства общества меркантилисты считали:

а) золото;

б) производство материальных благ;

в) труд.

 

3. Потребление - это:

а) процесс создания материальных и нематериальных благ;

б) процесс обмена продуктами;

в) процесс использования продукта.

 

4. Стадия распределения - это:

а) процесс создания материальных и нематериальных благ;

б) процесс определения доли каждого участника в произведенном продукте;

в) использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

 

5. Собственность - это:

а) все, что производится людьми;

б) отношения между людьми и предметами по поводу их владения и присвоения;

в) природные богатства и рабочая сила.

 

6. Субъекты собственности - это:

а) вещи;

б) земля;

в) люди.

 

7. Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называют:

а) частной;

б) муниципальной;

в) государственной.

 

8. Всеобщим мерилом стоимости по Смиту является:

а) время;

б) труд;

в) деньги.

 

9. Свойство обмениваться на другой товар - это:

а) производственная стоимость;

б) меновая стоимость;

в) потребительная стоимость.

 

10. Функцией денег является:

а) покупка товаров;

б) средство накопления;

в) выпуск центральным банком.

 

11. Деньги играют роль посредника в обмене товаров в функции:

а) накопления;

б) меры стоимости;

в) средства обращения.

 

12. Альтернативные издержки нового магазина - это:

а) цена других товаров, производство которых принесено в жертву строительству этого магазина;

б) оплата его персонала;

в) изменение налоговой ставки, выплачиваемой из дохода магазина;

г) процент за кредит, взятый магазином в банке.

 

13. Какой из факторов прямо влияет на сдвиг кривой производственных возможностей вправо?

а) рост населения трудоспособного возраста;

б) рост доходов населения;

в) инфляция;

г) сокращение расходов на вооружение.

 

14. Что не является функцией денег в рыночной экономике:

а) мера стоимости;

б) средство производства;

в) средство платежа;

г) средство обращения.

 

15. Ресурсами не являются:

а) продукты питания;

б) полезные ископаемые;

в) квалифицированная рабочая сила;

г) лабораторное оборудование.

 

Ответы:


A

A

В

Б

Б

В

А

Б

Б

Б

В

А

А

Б

А

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: