Тема 3. Рынок и рыночный механизм

1. Сущность рынка, его функции и структура

2. Спрос и предложение на рынке. Законы спроса и предложения

3.Конкуренция и ее роль. Совершенная конкуренция

4. Несовершенная конкуренция

1. Сущность рынка, его функции и структура

Обмен выражает экономические связи между производителями и потребителями по поводу движения материальных благ и услуг, изготовленных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. В условиях развитых товарно-денежных отношений обменные процессы принимают форму рыночных отношений. Суть рыночных отношений состоит в возмещении затрат продавцов и получении ими прибыли, а также - в удовлетворении платежеспособного спроса покупателей.

Рынок как экономическая категория рассматривается в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок – это обмен товаров и услуг, организованный по законам товарного производства. В широком смысле – это система экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями в процессе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения на всех уровнях экономической системы. Рыночная экономика основана на свободном предпринимательстве, частной собственности и конкуренции.

Причины возникновения рынка:

1). потребности людей, которые побуждают производство к бесконечному росту; - общественное разделение труда, которое является материальной основой товарного обмена;

2).экономическая обособленность и экономическая самостоятельность товаропроизводителей (развитие частной собственности).

Субъектами рынка являются (одновременно выступают в роли продавца, покупателя и посредника): предприятие (фирма); домохозяйство; банк; государство. Сущность и роль рынка находят свое выражение в его экономических функциях.

Функции рынка:

1. Информационная – рынок через систему показателей, таких как цена, процент, количество и качество товаров, выдает обобщенную информацию о состоянии экономики в рамках той территории, которую он охватывает;

2. Посредническая – рынок соединяет в единую экономическую систему разрозненных товаропроизводителей и потребителей, доводит товар до потребителя, решая тем самым основную задачу экономики - удовлетворение потребностей человека и общества;

3. Регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы общественного производства. В рыночном регулировании важную роль играет соотношение спроса и предложения, которое существенно влияет на цены. Если цена растет, то это сигнал к расширению производства, если падает – сигнал к его сокращению. Таким образом, рынок регулирует объемы и ассортимент товарной продукции;

4. Ценообразующая - у каждого предпринимателя складываются свои индивидуальные цены, поскольку затраты на производство также индивидуальны. Но рынок признает только общественно-необходимые затраты и, следовательно, устанавливает общественные рыночные цены, которые одновременно отражают интересы покупателей и производителей;

5. Санирующая - рынок напоминает санитара, который «очищает» общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и через механизм конкуренции дает дорогу высокоэффективным и экономичным. Таким образом рыночная система обеспечивает динамичное изменение хозяйственных пропорций между отраслями.

6. Дифференцирующая - рынок дифференцирует («расслаивает») товаропроизводителей, то есть, обогащает одних и разоряет других. Монополизация производства некоторым образом защищает предприятия от разорения, но не настолько, чтобы прекратился «естественный отбор». 29 Преимущества рыночного механизма. Рыночный механизм хозяйствования стимулирует рост производства, повышает его эффективность. Конкуренция и свободные рыночные цены вынуждают производителя совершенствовать производство, внедрять достижения научно-технического прогресса, снижать затраты на единицу продукции, экономить ресурсы и труд.

Предприниматель функционирует в таких условиях, которые ориентируют на экономическую целесообразность, стремление достичь максимального результата при минимальных затратах, достижение более высокого, чем у конкурента, качества продукции. Рынок формирует такую структуру хозяйства, которая отвечает потребностям человека.

Недостатки рыночного механизма:

- рыночная система недостаточно стабильна, ее характеризует постоянное нарушение экономического равновесия. Типичной формой нестабильности является циклический характер развития: от подъема к кризису и от кризиса снова к подъему, а также инфляция и безработица;

- рынок порождает монополии, которые деформируют свободную конкуренцию;

- рынок безразличен к производству общественных благ и услуг, связанных с воспитанием детей, национальной обороной, охраной общественного порядка;

- рынок разоряет часть населения; - рынку чужды нравственные идеалы добра и справедливости.

Для характеристики рыночной структуры выделяют следующие критерии:

1. По степени ограничения конкуренции: различают рынок совершенной (свободной) конкуренции и рынок несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок);

2. По экономическому назначению объектов: рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок земли, финансовый рынок, рынок интеллектуальных продуктов (информации, изобретений) и т.д.

3. По характеру продаж существуют оптовый и розничный рынки;

4. С учетом соблюдения законности: – легальный и нелегальный;

5. По территориальному признаку: местный, региональный, республиканский, национальный, мировой;

6. По форме организации: ярмарка, базар, аукцион, выставка-продажа и т.п.

7. По уровню насыщения: дефицитный, избыточный и равновесный рынок.

Инфраструктура рынка – это совокупность связанных между собой институтов (учреждений), действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих их нормальное функционирование. В инфраструктуру рынка товаров и услуг входят товарные биржи, таможенная система, предприятия оптовой и розничной торговли, посреднические фирмы, ярмарки. Элементами инфраструктуры финансового рынка являются: кредитная система, банки, страховые компании, фондовые биржи. Инфраструктуру рынка труда составляют биржи труда, центры занятости, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников. Существует также универсальная инфраструктура: юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские компании, налоговая система и налоговые инспекции, информационные центры, консалтинг, которые востребованы всеми особыми рынками. Сегментация рынков. Все виды рынков можно подразделить на различные сегменты. В основе рыночной сегментации лежит разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Группировка населения может быть по возрасту, по полу, по уровню дохода, по профессиональному составу, по уровню образования, по религиозной принадлежности, по национальному составу, по стилю жизни. Признаков такой сегментации достаточно много. Каждой группе потребителей, объединенных общими признаками, соответствует свой сегмент рынка.

 

3. Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в товарах и услугах.

Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Главное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих условий, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Следовательно, существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Закон спроса объясняется следующими причинами: 1. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий совершить покупку: высокая цена отбивает желание покупать, низкая цена – усиливает желание; 2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что его цена снижена; 3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода проявляется в том, что при более низкой цене человек может себе позволить купить больше данного продукта или не отказывать себе в приобретении какого-либо альтернативного товара. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичного, но который теперь стоит дороже.

Предложение – это то количество продукции, которое производитель способен произвести и предложить к продаже по определенной цене в течение определенного промежутка времени. Со стороны предложения рыночная ситуация представляет собой обратную картину: продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену и чем выше будет цена, тем активнее они будут увеличивать предложение. Это объясняется тем, что для производителя цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта. Таким образом, существует положительная или прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта: чем выше цена, тем больше величина предложения. Эта устойчивая связь называется законом предложения

Соотношение спроса и предложения на рынке определяет движение цены, а установление цены регулирует и устанавливает определенное соотношение спроса и предложения – в этом суть рыночного механизма. В условиях рыночной экономики конкуренция способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения.

3.Конкуренция и ее роль. Совершенная конкуренция

Экономическая конкуренция – это соперничество между хозяйствующими субъектами за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за выгодное применение капитала и получение максимального дохода. Конкуренция является элементом рыночного механизма, и как совокупность постоянно повторяющихся действий рыночных субъектов в борьбе за достижение лучших результатов, выступает как экономический закон. Роль рыночной конкуренции: - Конкуренция способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве товаров и услуг; - Стимулирует учитывать потребности рынка, обеспечивает свободу выбора действий потребителей и производителей; - Порождает новаторское поведение предпринимателей, способствует внедрению новой техники и технологии, созданию новых видов товаров и повышению их качества; - Конкуренция является двигателем экономического и технического прогресса. Основными формами конкуренции являются: научно-техническое соперничество (накопление и использование научно-технической информации и внедрение современной техники и технологий); промышленно-производственное соперничество (наращивание производственных мощностей и освоение новых видов продукции); торговое соперничество (основано на использовании цен).

В этой связи различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция – это соперничество за извлечение дополнительной прибыли на основе снижения издержек производства и соответственно снижения цен без изменения качества продукции. Ценовая конкуренция происходит также путем искусственного снижения цен независимо от величины издержек производства.

Неценовая конкуренция включает изменение свойств продукции, или создание новой для удовлетворения тех же потребностей. Неценовая конкуренция предполагает совершенствование условий сбыта: предложение гарантий более длительного обслуживания товаров, бесплатной доставки на дом, установление различных льгот по обслуживанию покупателей. В современных условиях конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень.

Различают 2 типа рыночных структур: совершенную и несовершенную конкуренцию. Рынок совершенной конкуренции предполагает выполнение следующих условий:

1. на рынке множество покупателей и продавцов, независимых фирм, самостоятельно решающих, что производить и в каком количестве;

2. продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки;

3. объем производства отдельной фирмы незначительный и не оказывает влияния на рыночные цены;

4. вступление новых фирм в отрасль не встречает ограничений и препятствий, вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

5. имеется равный доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка. Совершенная конкуренция соответствовала периоду классического капитализма (19в.). В этих условиях в полной мере реализовался принцип «экономической свободы», поскольку свобода выбора продавца и покупателя ни чем не ограничивалась.

В начале 20 в. развилась несовершенная (монополистическая) конкуренция. Монополии установили контроль над природными, материальными и финансовыми ресурсами.

Если совершенная конкуренция происходила, прежде всего, за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

4. Несовершенная конкуренция

Современный рынок – это рынок несовершенной конкуренции. Конкуренция называется несовершенной, если нарушается, хотя бы одно условие совершенной конкуренции.

Для нее характерно:

1. Количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, и фирмы представляют собой не мелкие, а крупные предприятия;

2. Товарная продукция может быть разнородной или даже уникальной;

3. Фирмы не имеют равного доступа к информации;

4. Вход и выход фирмы из отрасли встречает препятствия или даже непреодолимые барьеры. Под барьером в данном случае понимают условия, при которых фирмы-новички не могут войти на рынок, а фирме работающей там, сложно поменять профиль деятельности;

5. Способность фирм воздействовать на цены и контролировать их. Отличительной характеристикой несовершенной конкуренции является то, что она основывается, прежде всего, на нововведениях в средства производства и технологию, которые снижают затраты на единицу товара.

Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы. В условиях несовершенной конкуренции существуют несколько видов конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия, монопсония.

1. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, которые обладают относительно небольшой долей рыночной власти и, как следствие, имеют ограниченный контроль над рыночной ценой. Монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Фирмы предлагают похожие, но неодинаковые с точки зрения покупателя товары (зубная паста, молочные продукты, товары бытовой химии). Основой их монополизма является различие в качестве продукции и услуг. В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения на рынок новых фирм. Каждая фирма определяет собственную политику, действует на свой страх и риск, не учитывая при этом возможной реакции со стороны конкурентов. Тайный сговор между ними практически невозможен.

2. Олигополия – это рыночная структура, в которой несколько крупных фирм контролируют значительную долю рынка, а появление новых фирм затруднено или невозможно («Олигос» - немногие, «полео» - продавец). На олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Любое действие одной из таких фирм вызывает ответную реакцию другой, то есть олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью немногих соперников. При олигополии конкуренция часто принимает форму ценовой войны (последовательное уменьшение цены), которая продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. Однако, чтобы избежать падения доходов, фирмы предпочитают соглашения между собой. Формой такого соглашения является картель, участники которого открыто договариваются о ценах, рынках сбыта и объемах продаж. К неценовым методам борьбы в условиях олигополии относится: техническое превосходство, характер услуг и гарантий, условия оплаты, реклама. Кроме ценовой и неценовой конкуренции широко практикуются неэкономические методы конкурентной борьбы: это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д. Таким образом, в современных условиях действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка и его монопольный характер. Наиболее простой случай олигополии является дуополия, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о рынках сбыта, ценах и т.п.

3. Чистая монополия – это рыночная ситуация, когда целая отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным продавцом товара, не имеющего на рынке близкого заменителя. Поскольку реализуемый товар уникален, покупатель вынужден платить установленную монополистом цену или же отказаться от покупки. Таким образом, монополист осуществляет полный контроль над ценой товара и объемом продаж, получает монопольную прибыль. Чистая монополия - явление крайне редкое. Монопольное положение фирмы может быть «естественным». Естественная монополия представлена предприятиями, обладающими уникальными природными ресурсами. Экономия на масштабе производства защищает естественную монополию от конкурентов. Собственники такого предприятия получают прибыль, значительно превышающую среднюю прибыль на вложенный капитал.

4. Монопсония – это рыночная ситуация, когда существует монополия единственного покупателя определенного товара. Если покупатель один, то конкуренция разворачивается между продавцами, и цена будет понижаться. Монопсонист диктует цены. Примером монопсонии служит рынок труда населенного пункта, где действует одно предприятие. Конкуренция является эффективным средством достижения целей рыночной экономики, однако негласные соглашения монополистов о разделе рынка приводят к деформации цен. Чтобы избежать негативных явлений в экономике (искусственного завышения цен и др.), государство использует антимонопольное регулирование. В РФ Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991, 1995) запрещает монополистам злоупотреблять своим положением.

Политика государства в области конкуренции направлена на создание условий, в которых она могла бы успешно выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в рамках достижения целей политики в области конкуренции предполагает: - быстрое внедрение технического прогресса в отношении изделий и процессов (инновация под давлением конкуренции); - гибкую адаптацию предприятий к меняющимся условиям.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.

Поэтому государство издает нормативные документы, регламентирующие правила конкурентной борьбы и в то же время гарантируют:

а) качество конкуренции;

б) само существование конкуренции;

в) соразмерность услуги и товара по качеству, цене и другим договорным условиям;

г) защищенность правовыми нормами товарных знаков и марок, что помогает покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

д) ограниченность по времени патентной защиты и регистрации промышленных образцов.

 

Задание (тематическая редакция первоисточников):

· Факторы производства

· Рынки труда, капиталы земли

· Формы монополистических объединений

· Безработица и инфляция


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: