Теоретическая информация

Практическая работа № 12.

Тема: Разработка структуры и содержания интегрированного занятия

Цели: - ознакомление с методикой проведения интегрированных занятий;

- совершенствование методики проведения занятий теоретического и практического(производственного) обучения;

- формирование умений по разработке содержания и структуры интегрированных занятий.

 

Литература:

1. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Л. П. Бурцева. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 160 с. — ISBN 978-5-9765-2054-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74589 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Методика профессионального обучения: учебник / В. Н. Люсев, Т. П. Люсева, Н. Е. Мокиевская, Н. В. Саратовцева. — Пенза: ПензГТУ, 2012. — 411 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/62715 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Методика профессионального обучения в вопросах и ответах: учебное пособие / Т. Н. Шипилова, В. П. Тигров, О. Ю. Добромыслова [и др.]; под редакцией Ю. А. Гречишникова. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2017. — 195 с. — ISBN 978-5-88526-792-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111947 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Э. Эрганова. – М.: Академия, 2007. – 160 с. www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_6972.pdf

Теоретическая информация

Интеграция знаний и умений предусматривает преобразование традиционного содержания дисциплин в интегрированную структуру содержания на основе обобщения и сжатия учебной информации, т. е. содержание знаний специальных дисциплин и содержание практических умений и навыков в процессе интеграции приобретают обобщенную структуру знаний, умений и навыков.

Эти основы послужили внедрению в учебно-производственный процесс интегрированных занятий, которые можно разрабатывать в различных вариантах: интеграцию специальных и общетехнических дисциплин (специальная технология-материаловедение; специальная технология-охрана труда); интеграцию двух специальных дисциплин (например, таких, как устройство автомобиля и ремонт автомобилей); дисциплин общетехнического курса (черчение, основы информационных технологий) и др. Но самая распространенная интеграция знаний, умений и навыков используется в процессе проведения общего занятия преподавателем специальной технологии и мастером производственного обучения. Целью данного занятия является формирование комплексных знаний и умений на основе глубоких межструктурных связей данных дисциплин. Кроме того, при проведении таких занятий прослеживается тесное взаимодействие преподавателя и мастера производственного обучения, как по использованию различных методов и методических приемов на всех этапах занятия, так и выработке общего подхода к содержанию учебного материала. Подготовка данного занятия требует совместных умений преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения и предусматривает следующие действия:

- выбор темы занятия и согласования учебных целей;

- структурирование содержание учебного материала;

- обсуждение последовательного изложение нового учебного материала;

- выбор совместных методов обучения;

- разработка раздаточных дидактических средств обучения;

- обсуждение использование наглядных средств обучения на каждом этапе занятия;

- предложение по разработке общих критериев оценивание учебных достижений;

- согласование учебных действий преподавателя и мастера производственного обучения в процессе всех этапов занятия.

- разработка общей структуры занятия.

Известно, что теоретические знания должны предшествовать практическим умениям и навыкам, поэтому разработка теоретической информации производится преподавателем специальных дисциплин. Однако, обеспечение выполнения трудовых приемов, движений, рабочего темпа отводится мастеру производственного обучения. Если преподаватель должен объяснять требования к качеству выполнения работ, то мастер производственного обучения объясняет причину появления различного рода дефектов и способы их устранения.

Подготовка вопросов по ранее пройденному материалу тоже проводится совместно. Для фронтального опроса вопросы могут разрабатываться преподавателем, но индивидуальный опрос может проводиться как преподавателем так и мастером производственного обучения. Преподаватель может предложить обучающимся рассказать об устройстве агрегата, рабочего узла. Мастер производственного обучения предлагает перечислить последовательность действий при демонтаже данного агрегата или узла.

Для объяснения нового учебного материла как преподаватель так и мастер производственного обучения разрабатывают содержание излагаемого технологического процесса, но в отличие от преподавателя, который должен объяснить назначение, виды или характеристику применяемых материалов, их свойства, рациональность использования, разработку схемы технологического процесса, мастер производственного обучения готовится объяснить обучающимся какой инструмент или приспособление целесообразно применить в данной ситуации, как организовать рабочее место, как правильно выполнить действие, а также усиливает свое объяснение демонстрацией практического показа.

 


Рис 1. Опорная схема по методике разработки плана-конспекта интегрированного занятия

Закрепление нового учебного материала тоже должно проводится совместно. С этой целью преподаватель готовит вопросы для устного закрепления или задания для проведения закрепления в письменной форме, а мастер производственного обучения предусматривает воспроизведение практического показа, обсуждение основных видов неисправностей, дефектов.

Домашнее задание может быть общим или раздельным. Так, преподаватель может акцентировать свое внимание на изучении и конспектировании нового материала, в то время как мастер производственного обучения может предложить выполнить разработку алгоритма действий, подготовить чертеж или эскиз.

Желательно, чтобы критерии оценивания учебных достижений были совместимы и учитывали как знание технологических процессов и технических требований, так и качество выполненных работ, самостоятельность, соблюдение безопасных приемов, правильность организации рабочего места.

При разработке интегрированного занятия по теоретическим дисциплинам преподавателям необходимо выполнить следующие действия:

- выбрать совместную тему занятия;

- определить дидактические цели и задачи занятия;

- разработать интегрированное содержание занятия с учетом специфики учебных дисциплин;

- предусмотреть материально-техническое оснащение занятия;

- составить план-сценарий последовательного изложения нового учебного материала;

- разработать опорный план-конспект занятия;

- предусмотреть критерии оценивания учебных достижений.

Методические указания для совместной работы мастера производственного обучения и преподавателя по подготовке интегрированного занятия:

1. При анализе рабочих учебных программ по специальным (профильным) дисциплинам и практическому (производственному) обучению обратите внимание на соответствие их современным технологиям.

2. Вычлените дублирующее содержание учебного материала

3. Разрабатывать общее содержание учебного материала, необходимо на основе определенного технологического процесса.

4. При планировании занятия учитывайте, что специальная дисциплина должна предшествовать практическому (производственному) обучению.

5. Продумайте план общего изложения нового учебного материала с учетом специфики практического(производственного) обучения.

6. Предусмотрите необходимое оборудование, рабочий и контрольно-измерительный инструмент, образцы изделий, деталей для преподавателя и мастера производственного учения, старайтесь не дублировать их.

7. Для обобщения и систематизации знаний преподавателю целесообразно использовать опорные схемы, конспекты, таблицы.

8. Мастеру производственного обучения предусмотреть демонстрацию практического показа с краткими комментариями своих действий.

9. Для проведения самостоятельной работы обучающимися по теоретическому курсу продумать необходимое дидактическое обеспечение ее, а для выполнения самостоятельных заданий на текущем инструктировании предусмотреть выполнение соответствующих видов работ и организацию их проведения.

10. Старайтесь не перегружать занятие наглядными пособиями.

11. При разработке проблемных ситуаций учитывайте взаимодействие в процессе ее решения преподавателя и мастера производственного обучения.

12. При разработке плана-конспекта не забывайте, что участие в занятии преподавателя и мастера производственного обучения должно быть равноценным.





double arrow
Сейчас читают про: