Теоретические сведения и методические указания

Практическая работа № 7

Тема: Разработка урока практического обучения

(занятие учебной практики)

Цель работы:

Изучение методики разработки урока учебной практики

 

Содержание работы

Задание 1. Составить план урока учебной практики для избранного своего занятия (согласуется с преподавателем).

Задание 2. Разработать ход проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

Задание 3. Разработать план-конспект по составленному плану урока учебной практики.

 

Исходные материалы: поурочно - тематический план учебной практики, типовая структура занятия учебной практике.

Литература: 1, 2, 8.

Порядок выполнения работы

1. Уточните тему урока.

2. Определите цели и основные задачи урока.

3. Уточните тип урока.

4. Определите основные этапы хода урока.

5. Проведите выбор методов обучения.

6. Произведите предварительное распределение времени по этапам урока.

7. Уточните материально-техническое и дидактическое оснащение урока.

8. Продумайте и кратко запишите содержание каждого этапа занятия.

9. Распишите ход урока с указанием всех конкретных моментов (вопросы для актуализации ранее пройденного материала; способы закрепления изученного материала; перечень вопросов, выносимых на объяснение нового материала; используемые проблемные ипоисковые ситуации и т.п.).

9.  Продумайте, как ознакомить обучающихся:

а)  с содержанием работы и средствами (оборудование, инструменты, приспособления и т.п.), с помощью которых ее можно выполнить;

б) с технической документацией и требованиями к швейному изделию;

в) с последовательностью выполнения отдельных элементов и работы в целом, способами контроля;

г)  с возможными затруднениями, ошибками;

д) с предупреждением возможных нарушений правил безопасности труда.

10. Представьте, как лучше провести показ приемов работы.

11. Продумайте, возможна ли активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе вводного инструктажа и как ее обеспечить.

12. Запишите вводный инструктаж в план-конспект.

10. Продумайте, как обеспечить целенаправленное дифференцированное наблюдение за работой каждого обучающегося и всей группы в целом. С этой целью:

а) определите содержание целевых обходов;

б) предусмотрите формирование навыков самоконтроля за выполняемой работой;

в) учтите, какие из выполняемых операций активизируют знания обучающихся по основам наук, наполняют физический труд интеллектуальным смыслом, могут стимулировать творческий поиск.

14. Продумайте возможность письменного инструктирования.

15.Запишите текущий инструктаж в план-конспект, конкретизируя целевые обходы.

16. Выделите для себя, какие дидактические и воспитательные цели должны быть достигнуты на заключительном инструктаже. С этой целью:

а) продумайте критерии объективной оценки результатов труда;

б) установите, какие из возможных ошибок могут быть исправлены на следующем занятии;

в) наметьте, какие стороны анализа могут касаться формирования ответственности за качество труда, экономического мышления, чувства удовлетворения от выполняемой работы;

г) предложите дополнительную литературу по теме (программы, раздела, урока).

 

Теоретические сведения и методические указания

Одно из главных требований к уроку учебной практики – четкость его цели и определенность содержания. Чтобы правильно распределить материал темы на урок, нужно учитывать его посильность и доступность, сложность и трудоемкость приемов и способов, их новизну для обучающихся, важность для выполнения работ в будущем, порядок изучения. Следует исходить также из того, что на каждом уроке обучающиеся должны делать определенный очередной шаг в освоении профессии.

Основная дидактическая цель урока учебной практики − сформировать у обучающихся общекультурные и профессиональные компетентности, регламентируемые действующим ФГОС СПО профессии. Содержание профессиональных компетенций отражают перечень умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся в результате изучения тем разделов профессиональных модулей. Пути достижения цели урока во многом определяют задачи урока, реализующиеся посредством дидактических средств, методических приемов, организационных форм занятия.

Обучающая задача урока направлена на формирование у обучающихся:

− определенных умений и навыков в выполнении отдельных видов работ;

− освоение отдельных технологических операций;

− совершенствование приемов работ и др.

Развивающая задача урока может быть направлена на развитие у обучающихся:

− способности (правильно мыслить и действовать, рассуждения, концентрации внимания, ручной сноровки, координации действий, ориентации на сотрудничество и т. д.);

− мышления (технического, логического, пространственного, творческого и т. д);

− умения (самостоятельно работать с литературой, применять справочный материал, организовывать свое рабочее место и т. д.);

− и т. п.

Воспитательная задача урока должна быть направлена на формирование у обучающихся морально-ценностных, гражданско-патриотических и организационно-дисциплинарных качеств личности:

− любовь к труду, к своей будущей профессии;

− усидчивость;

− самостоятельность;

− организованность;

− толерантность;

− бережное отношение к материально-техническому обеспечению;

− и другие.

Урочная система, используемая при реализации программ учебной практики наиболее полно осуществима по структуре занятия, включающей проведение соответствующих инструктажей.

Инструктажи проводятся мастером производственного обучения перед началом, во время выполнения и после окончания самостоятельной работы обучающихся – в зависимости от этого инструктажи имеют специфические особенности, но в целом система инструктажей создает стройную канву занятия, преследующего поставленную цель урока.

Вводный инструктаж представляет собой конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться обучающимися при самостоятельной работе.На этапе вводного инструктажа мастер ПО обязан и вправе проверить, как обучающиеся готовы реализовать теоретические знания, полученные на занятиях междисциплинарных курсов, на практике. Вместе с тем, у вводного инструктажа строго конкретная направленность, заключающаяся в постановке перед обучающимися отчетливой ясной цели предстоящей работы ипути ее достижения. При этом рекомендуется придерживаться следующих условий.

1. Объяснение технологии (или иных аспектов) работы строить таким образом, чтобы обучающиеся прониклись уверенностью в посильности задания, и у них сформировалось четкое представление последовательности своих действий при его выполнении. При таком подходе необходимо учитывать свойства личности каждого обучающегося. Так создается психологический настрой на активную реализацию установок мастера ПО.

2. Предупреждение о типичных ошибках, которые могут быть допущены обучающимися в процессе выполнения ими самостоятельной работы.

3. Проведение инструкции по безопасному выполнению приемов работы и соблюдению правил безопасности труда. Предупреждение обучающихся о возможном возникновении травматизма при выполнении учебных заданий, должен носить подробный рассказ, какие последствия влечет за собой небрежность, невнимательность во время работы и т.п.

Вводный инструктаж обучающихся в структуре занятия учебной практики является обязательными может включать следующие позиции:

· назначение швейного изделия и значение деятельности по его выполнению;

· характеристика применения и технологические свойства пакета материалов при изготовлении швейного изделия;

· разбор чертежа конструкции швейного изделия, подлежащей изготовлению обучающимися, с разъяснением значения и особенностей условных обозначений на нем, технических требований и условий, имеющихся в этой документации;

· подробный разбор схемы технологической обработки швейного изделия, особенностей изготовления ее отдельных деталей и узлов, монтаж изделия и т.п.;

· правила пользования оборудованием и инструментами (демонстрация, показ) с объяснением способов наладки, установки и закрепления;

· показ наиболее рациональных приемов испособов выполнения учебно-производственного задания;

· ознакомление с прогрессивным оборудованием и приспособлениями, выделение их преимуществ;

· правила техники безопасности при выполнении данного швейного изделия, предостережение о возможных ошибках;

· организация рабочего места для данной работы;

· основные критерии оценки качества изделия и т. п.;

· проверка усвоения обучающимися изложенного материала и (при необходимости) повторный показ и объяснение недостаточно понятого.

Текущий инструктаж, по своей значимости, является ответственным этапом занятия учебной практики, на котором обучающиеся выполняют задания, а руководство их деятельностью, исправление допускаемых ошибок ведет мастер ПО, в процессе проводимых целевых обходов.

Продолжительность текущего инструктажа по времени совпадает с самостоятельной работой обучающихся и проводится во время этой работы.

В ходе целевых обходов мастер ПО ведет наблюдения за действиями обучающихся, отмечает степень овладения ими полученных теоретических знаний и умение претворять их на практике.

Последний обход мастер ПО посвящает оценке и приемке выполненных работ обучающихся.

Заключительный инструктажпроводится по окончании самостоятельного выполнения обучающимися заданий.

Заключительный инструктаж включает в себя:

· подведение итогов занятия;

· разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших;

· разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в их будущей профессиональной деятельности.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: