Правовое регулирование отношений в сфере социального обслуживания

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Правовое регулирование отношений в сфере социального обслуживания

 

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание предоставляется их получателям в следующих формах: в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иная.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

    Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Организация полустационарного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское, консультативная помощь, социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. И иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Классификация видов социального обслуживания по нескольким критериям:

 1. Социальное обслуживание семей и социальное обслуживание отдельных граждан:

· социальное обслуживание малообеспеченных семей;

· семей инвалидов;

· семей с детьми инвалидами;

· семей, в состав которых входят ВИЧ инфицированные лица;

· семей, в состав которых входят лица с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;

· семей с беспризорными, безнадзорными детьми и др.

 2. Социальное обслуживание граждан подразделяется на: социальное обслуживание инвалидов:

· граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· детей-сирот;

· детей, оставшихся без попечения родителей;

· безнадзорных и беспризорных детей;

· несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· детей, подвергшихся жестокому обращению в семье;

· малообеспеченных;

· граждан без определенного места жительства и занятий;

· мигрантов;

· женщин, подвергшихся психическому или физическому насилию;

· граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации (пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.).

3. По обязанным субъектам: государственное социальное обслуживание, осуществляемое уполномоченными исполнительными органами государственной власти, государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, и негосударственное социальное обслуживание, реализуемое организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

    В условиях рыночной экономики возникает необходимость расширить субъектный состав организаций, предоставляющих социальные услуги на основании государственного заказа, включив в этот состав негосударственные социальные службы. Поставщиками социальных услуг могут выступать и отдельные граждане, например, в случае создания приемной семьи для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.

По признаку возмездности предоставляемых социальных услуг они делятся на: бесплатное социальное обслуживание и социальное обслуживание на условиях частичной оплаты.

Закрепленные в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» перечень категорий граждан и условия предоставления бесплатного социального обслуживания нуждаются в корректировке.

Норма по предоставлению бесплатного социального обслуживания гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают, одиноко проживающим пенсионерам и семьям, в состав которых входят только пенсионеры, потеряла актуальность.

Уровень дохода пенсионера, состоящего из пенсии и социальной доплаты к пенсии, в настоящее время не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, что исключает возможность получения бесплатного социального обслуживания указанными категориями граждан.
    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) выделяется два уровня нормативных правовых актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, а точнее:

- нормативные правовые акты федерального значения;

- нормативные правовые акты субъектов РФ.

Такая двухуровневая система регулирования основана на том, что «вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение (следовательно, и социальное обслуживание), в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, отношения по социальному обслуживанию регулируются как федеральным, так и региональным (субъектов РФ) законодательством.

Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания является Конституция РФ, выступающая основой в данном виде отношений, т.к. она не просто устанавливает механизм правового регулирования социального обслуживания, но и учреждает основные принципы, на которых стоится вся система правового регулирования социального обслуживания.

Так, в ст. 17-18 Конституции РФ закреплен принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в ст. 19 и 21 установлен запрет дискриминации личности по расовым, национальным, религиозным и иным признакам и умаление ее достоинства, в ст. 39 установлено право на социальное обеспечение. Все вышеперечисленные принципы составляют основу системы правового регулирования социального обслуживания населения.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере социального обслуживания граждан, является Федеральный закон № 442-ФЗ, пришедший на смену ранее действовавшего закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ.

Федеральный закон № 442-ФЗ устанавливает предмет регулирования, основные понятия, принципы, систему социального обслуживания граждан, правовое регулирование отношений по социальному обеспечению; права и обязанности участников системы социального обслуживания. Также он разграничивает полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; определяет порядок обращения за предоставлением социальных услуг; условия, необходимые для признания лица нуждающимся в получении социальных услуг и порядок предоставления социального обслуживания; принципы и порядок финансирования социального обслуживания и условия предоставление социальных услуг бесплатно, за полную или частичную плату, а также осуществление контроля в сфере социального обслуживания. Но эти же нормативные акты, в свою очередь, дополняют и конкретизируют отношения по социальному обслуживанию, указанные в Федеральном законе № 442-ФЗ.

Федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, т.к. Федеральный закон № 442-ФЗ является основным нормативным правовым актом в этой области и его нормы имеют преимущественный характер по отношению к нормам других нормативных правовых актов. При этом смежные вопросы, в точности касающиеся организации социального обслуживания, регулируются иными федеральными законами.

Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:

- регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения;

- регулирующие смежные вопросы в иных сферах.

К первой категории, например, можно отнести Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), устанавливающий основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и т.д. Поставщики социальных услуг в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 442-ФЗ обязаны предоставлять необходимые услуги нуждающимся гражданам в соответствии с индивидуальными программами и заключенными договорами о предоставлении социальных услуг. Их составление как раз и осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ.

Ко второй категории относятся федеральные законы, которые регулируют отношения, не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для его реализации. Таки законодательным актом является Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ), устанавливающий правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основные положения о договорах и обязательствах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Т.к. поставщиками социальных услуг являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, то в своей деятельности они опираются на нормы ГК РФ.

Также нормами ГК РФ регламентируется заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиком и получателем услуг, а также отношения по поводу возмещения причиненного ущерба получателю или поставщику социальных услуг при их предоставлении.

Также в целях регулирования отношений по социальному обслуживанию Президентом РФ, Правительством РФ, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания – Минтрудом РФ принимаются подзаконные нормативные правовые акты.

Указанные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты в пределах своих полномочий, закрепленных в ст. 7 Федерального закона № 442-ФЗ:

1) «установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;

6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;

7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания» и др.

В качестве примера подзаконного нормативного правового акта можно указать Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг», принятый во исполнение требований, закрепленных в ст. 14 «Обращение о предоставлении социального обслуживания» Федерального закона № 442-ФЗ и устанавливающий форму заявления с указанием основных реквизитов заявления.

Вопросы осуществления социального обслуживания регулируются также законодательством субъектов РФ в пределах полномочий, закрепленных ст. 8 Федерального закона № 442-ФЗ.

2. Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социального обслуживания. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ закреплены в ст. 8 Федерального закона № 442-ФЗ. Среди них:

1) «правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

2) определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;

3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации» и др.

Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, изменять нормы Федерального закона № 442-ФЗ и иных федеральных нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются строго с учетом норм федеральных нормативных правовых актов, хотя могут и дополнять их, но без искажения и изменения смысла нормы и только в пределах полномочий субъектов РФ по вопросам социального обслуживания.

Участники правоотношений в области социального обслуживания действуют согласно законодательству субъекта РФ, в котором такие правоотношения возникают. Следует обратить внимание на то, что если поставщик социальных услуг осуществляет деятельность сразу в нескольких субъектах РФ, то он обязан соблюдать требования каждого субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность, в пределах административных границ данного субъекта.

Минтруда РФ для упрощения задачи по созданию нормативной правовой базы сферы социального обслуживания в субъектах РФ приводит примерный перечень нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах РФ в своем Письме от 05.02.2014 № 12-5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Система источников правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания достаточно обширна. Именно на основании вышеуказанных нормативных правовых актов (и многих других) обеспечивается предоставление населению необходимых социальных услуг. Наиболее полное и точное осуществление норм, закрепленных в действующем законодательстве по социальному обслуживанию, определяет успешность проведения социальной политики государства, направленной на улучшение жизненного уровня и благополучия незащищенных категорий граждан.

Таким образом, можно уверенно сказать, что целью и задачами социального обслуживания является организация разнообразных видов и форм помощи, реабилитации, нуждающихся в ней граждан Российской Федерации и в преодолении и предотвращении проблем, связанных с той или иной тяжёлой жизненной ситуацией.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: