Методические указания по выполнению практических работ для студентов
по учебной дисциплине
ОП 03 « Ботаника »
Специальность 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
2016
Содержание:
Предисловие 3
1. Требования ФГОС к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по дисциплине 5
2. Перечень практических занятий 6
3. Общие методические указания по организации и проведению практических работ 7
4. Инструкционные карты практических работ №№1-16 8
|
|
5. Список информационных источников
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ботаника (от греч. botanikós — относящийся к растениям, botánē — трава, растение) - наука о растениях. Изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.
Современная ботаника охватывает огромный круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогения), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология, или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение, или экономическая ботаника). По объектам исследования в Б. выделяют фитологию (альгологию) — науку о водорослях, микологию — о грибах, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку — микробиологию. Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология.
Дисциплина «Ботаника» исключительно важна для студентов, обучающихся по направлению 35. 02. 01 «Лесное и лесопарковое хозяйство», так как играет определяющую роль в формировании представлений о биоразнообразии и служит фундаментом освоения принципов его сохранения, а также рационального использования растений как важнейшего возобновляемого ресурса биосферы.
|
|
Особенностью обучения является неразрывная связь теории и практики по привитию студентам навыков в работе. Особое значение для усвоения содержания дисциплины и привития практических навыков имеет правильная и четкая организация проведения и выполнения студентами практических работ с требуемой точностью под контролем преподавателя. Целью практических работ учащихся является овладение основными знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство.
Методические указания призваны оказывать помощь студентам в изучении основных понятий, идей, теорий и положений дисциплины, изучаемых в ходе конкретного занятия, способствовать развитию их умений, навыков и профессиональных компетенций. Практические занятия проводятся сразу после окончания изучения соответствующей темы дисциплины одновременно со всей группой под руководством преподавателя.
Выполнение практических работ направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемой дисциплины.
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений: аналитических, проектировочных; конструктивных и др.;
- выработку качеств при решении поставленных задач таких, как оценка экологического состояния и характеристика лесных участков, оценка успешности возобновления леса и его прогноз, предотвращение нежелательной смены пород, проектирование мероприятий в зависимости от типа леса и т.д.
Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать тему, цель занятия, ознакомиться с заданием, выполнить его и ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала. Отчет о практической работе должен быть оформлен по указанному алгоритму. Практические работы студенты выполняют в тетрадях и на момент рубежного контроля предоставляют преподавателю в полном объеме.
Оценка за выполнение практических работ выставляется по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости студента.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП. 03Ботаника
по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
Требования к умениям и знаниям | Общие и профессиональные компетенции |
У 1- определять основные виды споровых и травянистых растений; У 2- распознавать основные типы различных органов растений и их частей; | ОК 1 – ОК 9 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 3.3 ПК 4.3 |
З 1- основные вегетативные и генеративные органы растений; З 2 -способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды; З 3 -главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова; З 4 -растения - индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения; З 5 -редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране; |
Перечень практических работ
Номер темы | Номер работы | Тема | ||
Тема 1.2 | 1 | Изучение морфологических признаков побега и его основных типов ветвления. | ||
2 | Изучение основных форм листовых пластинок по основанию, верхушке и краю. | |||
3 | Метаморфозы вегетативных органов. | |||
Тема 1.4 | 4 | Составление формул и диаграмм цветка. | ||
5 | Определение типов соцветий. | |||
6 | Изучение морфологических особенностей сухих и сочных плодов. | |||
Тема 4.1 | 7 | Изучение основных систем растительного мира. | ||
Тема 4.3 | 8 | Изучение основных представителей грибов. | ||
Тема 4.4 | 9 | Особенности строения лишайников. | ||
Тема 4.5
| 10 | Изучение основных представителей мхов и папоротникообразных. | ||
11 | Работа с определителями. Определение споровых растений. | |||
Тема 4.6 | 12 | Изучение основных представителей класса однодольных. | ||
13 | Изучение основных представителей класса двудольных. | |||
14 | Изучение лекарственных растений. | |||
15 | Изучение редких и исчезающих растений. | |||
16 | Работа с определителями. Определение цветковых растений. |