Морфология растений изучает внешнее строение органов растений, взаимосвязь органов и их видоизменения. У низших организмов тело не расчленено на органы, а представлено слоевищем, ризоидами (выполняющими функцию корней). Органы появились впервые у высших растений в результате эволюции. Различают три основных органа - стебель, корень и лист, каждый из них выполняет две главные функции. Все остальные органы появились из основных в результате их видоизменения (метаморфоз). По функциям поддержания жизни конкретного растения и еѐ воспроизведения выделяют вегетативные и генеративные (репродуктивные) органы. В теме «Основные вегетативные органы растений» изучаются вопросы морфологического строения стебля (побега), корня, листа и их видоизменения. Хорошо запомнить внешнее строение можно только при использовании живых растений гербарных экземпляров и при чётком представлении их функций и особенностей. По морфологии стебля следует особое внимание обратить на пневую и корневую поросль, образованную спящими и придаточными почками, т.к. именно эти почки способны восстанавливать поврежденные или срубленные части дерева. Разобравшись в типах ветвления, Вы будете представлять особенности строения и формирования надземной части растения. Для изучения типов корней и корневых систем следует брать проростки фасоли и ржи. Изменяя условия, можно регулировать формирование корневых систем у этих растений, что может иметь практическое значение. При обрезке главного корня у фасоли развивается более разветвленная корневая система из боковых корней. Этот приѐм используют при выращивании посадочного материала в питомниках, выкопанный сеянец имеет хорошо развитую не поврежденную корневую систему и отлично приживается на лесокультурной площади. Знания особенностей корневых систем различных деревьев и кустарников помогают лесоводам создавать смешанные насаждения. Следует обратить внимание на микоризу и клубеньки на корнях растений семейства бобовых. С помощью грибов питается большая часть лесных растений, а венерин башмачок (занесённый в Красную книгу) вообще не может жить без симбиоза с грибами. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых связывают азот из воздуха и улучшают питание растения-хозяина. Эту особенность используют при выращивании ценных пород на бедных почвах. Внешнее строение листа необходимо изучить, чтобы производить морфологический анализ для определения травянистых и древесных растений. Специалист лесного хозяйства должен хорошо усвоить различия между жизненными формами, как деревья, кустарники, кустарнички. Полукустарники, лианы и травы (одно-, двух- и многолетние). Без знания внешнего строения органов невозможно изучить другие разделы ботаники, специальные дисциплины, а в практической деятельности на производстве правильно определить растения. Поэтому морфология растений является одним из важнейших разделов ботаники для подготовки специалистов лесной отрасли.
|
|
|
|
Задания
Задание № 1. Работа с гербарным материалом.
Рассмотреть гербарные образцы представленных растений, определить типы ветвления побегов. Записать в тетрадь.
Задание № 2. Нарисовать побег, подписать его основные части, а также отметить 4 типа ветвления с определением.
Определение: узел, пазуха листа, листовой рубец, листовые слезы | Рисунок побега |
Дихотомическое ветвление | Рисунок ветвления |
Моноподиальное ветвление | Рисунок ветвления |
Симподиальное ветвление | Рисунок ветвления |
Ложнодихотомическое ветвление | Рисунок ветвления |
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Дайте определение побега.
2. Какие бывают побеги?
3. Перечислите функции побега.
4. Опишите основные типы ветвления побега.
5. Чем моноподиальное ветвление отличается от симподиального, ложнодихотомическое- от дихотомического?
6. Почему симподиальный тип считается эволюционно продвинутым?
7. Какие органы входят в состав побега, какие функции они выполняют?
8. Опишите варианты листорасположения на побеге.
9. Охарактеризуйте почки растений. Какие выделяют почки по местоположению на побеге, функциям и строению?
10. Что такое листовой рубец, почечное кольцо.
11. Охарактеризуйте основные метаморфозы побега.
12. Докажите, что клубень, луковица, корневище – это видоизменения побега.
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует. При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание:
Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему морфологические признаки побега и его основные типы ветвления. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
Интернет ресурс yandex.ru Форма доступа https://yandex.ru/search/?text
Практическая работа №2
Тема: Изучение основных форм листовых пластинок по основанию, верхушке и краю.
Цель работы: изучить строение листа, типы жилкования; формы листовых пластинок, вершины, основания, края и рассеченности листьев; сложения и метаморфозов листьев.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;
ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3
Обеспечение занятия:
-ПК с лицензионным программным обеспечением;
-Рабочая тетрадь в клетку;
|
|
-Гербарный материал;
-Плакаты;
- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
- интернет ресурс «sbio.info» Форма доступа https://sbio.info/lections/rasteniya/list
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1. Повторить формы листовых пластинок по основанию, верхушке и краю.
2. Выполнить задания по теме.
3. Оформить отчет согласно алгоритму