Теоретический материал

Морфология растений изучает внешнее строение органов растений, взаимосвязь органов и их видоизменения. У низших организмов тело не расчленено на органы, а представлено слоевищем, ризоидами (выполняющими функцию корней). Органы появились впервые у высших растений в результате эволюции. Различают три основных органа - стебель, корень и лист, каждый из них выполняет две главные функции. Все остальные органы появились из основных в результате их видоизменения (метаморфоз). По функциям поддержания жизни конкретного растения и еѐ воспроизведения выделяют вегетативные и генеративные (репродуктивные) органы. В теме «Основные вегетативные органы растений» изучаются вопросы морфологического строения стебля (побега), корня, листа и их видоизменения. Хорошо запомнить внешнее строение можно только при использовании живых растений гербарных экземпляров и при чётком представлении их функций и особенностей. По морфологии стебля следует особое внимание обратить на пневую и корневую поросль, образованную спящими и придаточными почками, т.к. именно эти почки способны восстанавливать поврежденные или срубленные части дерева. Разобравшись в типах ветвления, Вы будете представлять особенности строения и формирования надземной части растения. Для изучения типов корней и корневых систем следует брать проростки фасоли и ржи. Изменяя условия, можно регулировать формирование корневых систем у этих растений, что может иметь практическое значение. При обрезке главного корня у фасоли развивается более разветвленная корневая система из боковых корней. Этот приѐм используют при выращивании посадочного материала в питомниках, выкопанный сеянец имеет хорошо развитую не поврежденную корневую систему и отлично приживается на лесокультурной площади. Знания особенностей корневых систем различных деревьев и кустарников помогают лесоводам создавать смешанные насаждения. Следует обратить внимание на микоризу и клубеньки на корнях растений семейства бобовых. С помощью грибов питается большая часть лесных растений, а венерин башмачок (занесённый в Красную книгу) вообще не может жить без симбиоза с грибами. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых связывают азот из воздуха и улучшают питание растения-хозяина. Эту особенность используют при выращивании ценных пород на бедных почвах. Внешнее строение листа необходимо изучить, чтобы производить морфологический анализ для определения травянистых и древесных растений. Специалист лесного хозяйства должен хорошо усвоить различия между жизненными формами, как деревья, кустарники, кустарнички. Полукустарники, лианы и травы (одно-, двух- и многолетние). Без знания внешнего строения органов невозможно изучить другие разделы ботаники, специальные дисциплины, а в практической деятельности на производстве правильно определить растения. Поэтому морфология растений является одним из важнейших разделов ботаники для подготовки специалистов лесной отрасли.

  Задания

Задание № 1.  Работа с гербарным материалом.

Рассмотреть гербарные образцы представленных растений, определить типы ветвления побегов. Записать в тетрадь.

 

Задание № 2.  Нарисовать побег, подписать его основные части, а также отметить 4 типа ветвления с определением.

Определение: узел, пазуха листа, листовой рубец, листовые слезы Рисунок побега
Дихотомическое ветвление Рисунок ветвления
Моноподиальное ветвление Рисунок ветвления
Симподиальное ветвление Рисунок ветвления
Ложнодихотомическое ветвление Рисунок ветвления

                                                         

                                                            Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Дайте определение побега.

2. Какие бывают побеги?

3. Перечислите функции побега.

4. Опишите основные типы ветвления побега.

5. Чем моноподиальное ветвление отличается от симподиального, ложнодихотомическое- от дихотомического?

6. Почему симподиальный тип считается эволюционно продвинутым?

7. Какие органы входят в состав побега, какие функции они выполняют?

8. Опишите варианты листорасположения на побеге.

9. Охарактеризуйте почки растений. Какие выделяют почки по местоположению на побеге, функциям и строению?

10. Что такое листовой рубец, почечное кольцо.

11. Охарактеризуйте основные метаморфозы побега.

12. Докажите, что клубень, луковица, корневище – это видоизменения побега.

 

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует. При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

 

Домашнее задание:

Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему морфологические признаки побега и его основные типы ветвления. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

Интернет ресурс yandex.ru Форма доступа https://yandex.ru/search/?text

 

                                

                                      Практическая работа №2

Тема: Изучение основных форм листовых пластинок по основанию, верхушке и краю.

Цель работы: изучить строение листа, типы жилкования; формы листовых пластинок, вершины, основания, края и рассеченности листьев; сложения и метаморфозов листьев.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

              Обеспечение занятия:

-ПК с лицензионным программным обеспечением;

-Рабочая тетрадь в клетку;

-Гербарный материал;

-Плакаты;

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

- интернет ресурс  «sbio.info» Форма доступа https://sbio.info/lections/rasteniya/list

 

Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1. Повторить формы листовых пластинок по основанию, верхушке и краю.

2. Выполнить задания по теме.

3. Оформить отчет согласно алгоритму


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: