Формы листовых пластинок

-овальная,  

-яйцевидная,  

-копьевидная,  

-стреловидная,  

-линейная.

Жилкование листьев:   

-параллельное,  

-дуговое,  

-сетчатое,  

-пальчатое,  

-перистое. 

Гетерофиллия.

Расположение на стебле:   

-супротивное, 

- поочередное, 

- мутовчатое.

Лист — орган пластичный, его размеры, опушение, окраска очень разнообразны, но форма для каждого вида растений — признак стойкий, постоянный. Распознают и определяют виды растений в основном по листьям, поэтому морфологию листьев необходимо рассмотреть более подробно. Без знания особенностей внешнего строения листа в практической деятельности сложно определить вид растения.

Листовая пластинка - основная часть листа, где и происходят главные процессы: фотосинтез, транспирация, газообмен. Черешок – обеспечивает подвижность листовой пластинки, способствует эффективному расположению по отношению к свету, прикрепляет ее к стеблю.

  Прилистники – весной они осуществляют дополнительную защиту почкам, однако кроме этого у некоторых растений они превращаются в колючки или могут выполнять функции листовой пластинки.        

  Основание листа принимает различную форму. Весьма часто оно суженное либо имеет вид небольшого утолщения (листовая подушечка). Однако нередко, особенно у злаков и зонтичных, оно разрастается и образует замкнутую или незамкнутую трубку, называемую листовым влагалищем. Листовое влагалище защищает пазушные почки, способствует длительному сохранению интеркалярной меристемы стебля и нередко служит средством дополнительной опоры побега.

  Жилка является продолжением проводящего пучка, идущего из черешка в пластинку, а также служит механической опорой листа. По ним (жилкам) в толщу листа поступает вода с минеральным набором солей, а также происходит отток органических веществ (продуктов фотосинтеза). Расположение жилок в листе называется – ЖИЛКОВАНИЕ.

Рис. 1 Лист состоит из листовой пластинки, черешка, прилистников и основания.

 

Рис. 2. Формы листовых пластинок

 

 

Рис 3. Типы расчленения листовой пластинки.

 

 

Рис. 4. Форма верхушки, основания, характер края листовой пластинки

 

 

Рис 5. Типы жилкования листьев

 

 

1- параллельное, 2- дуговидное, 3- сетчатое с пальчатым расположением жилок, 4- сетчатое с перистым расположением жилок, 5- дихотомическое

Задания:

 

Задание №1

а) Из предложенной коллекции отберите листья, которые отличаются по способу прикрепления к побегу: черешковые, сидячие и стеблеобъемлющие (влагалищные). б) Определите отличительные особенности этих листьев.  

в) На отобранных образцах найдите элементы листа: листовую пластинку, жилки, черешок, влагалище, ушки, прилистники.

г) Зарисуйте черешковый, сидячий и влагалищный лист. На каждом рисунке отметьте элементы, соответствующие данному виду листа.

д) Сделайте вывод об отличительных особенностях видов простых листьев.

 

Задание №2 

 а) Отберите листья, которые отличаются по форме вершины и основания листовой пластинки.

б) Определите форму верхушки и основания каждой листовой пластинки.

в) Зарисуйте листовые пластинки с закругленной, острой, заостренной, остроконечной вершиной. 

г) Зарисуйте листовые пластинки с клиновидным, закругленным, сердцевидным, стреловидным, копьевидным основанием.

 

Задание №3

а) Из коллекции отберите простые цельные листья.

б) Используя отобранный материал, заполните таблицу

 

Таблица 1 - Морфологический анализ структуры листовой пластинки простых цельных листьев

 

№ листовой пластинки Название растения (русское, латинское) Форма листовой пластинки Тип жилкования Строение края Строение основания пластинки Строение вершины пластинки Наличие черешка, раструба, влагалища; наличие прилистников Рисунок
                 

 

Задание № 4. Рассмотрите гербарий простых и сложных листьев. Дайте описание листа по плану. Составьте их характеристику по следующему плану:

1. Соотношение длины и ширины.

2. Простой или сложный.

3. Жилкование.

4. Форма основания.

5. Форма верхушки.

6. Форма края.

7. Степень рассечения.

8. Примеры (не менее 2-х.)

9. Рисунок листа.

 

Примерная таблица заполнения.

Характеристика листа Рисунок листа
? ?

Задание № 5.

Закончить предложения:

1. Основные функции листа (три): _______________________________.

2. Фотосинтез осуществляется в _________________________, которые есть почти во всех клетках листа.

3. Хлоропласты предопределяют_________________________ цвет листа.

4. В покровной ткани листа есть устьица, образованные двумя клетками, которые называются________________________.

5. Между замыкающими клетками есть щель, которую называют_____________________; она может открываться и закрываться.

6. Газообмен и транспирация преимущественно осуществляются через_____________________________.

7. Если рассмотреть поперечный разрез _____________________ в микроскоп, можно увидеть, что клетки его основной ткани мезофилла (масса клеток между верхней и нижней покровной тканями) неодинаковы.

8. Клетки, прилегающие к верхней стороны листка, обычно образуют 2-3 слоя и подобные столбиков. Поэтому эту ткань называют_________________. В ней в основном и происходит фотосинтез.

9. Ткань, прилегающая к нижней стороне листа, называют губчатой. Она действительно похожа на______________________. Это связано с тем, что в губчатой ткани есть много воздушных камер, или межклетники. В этой ткани обычно происходит газообмен и транспирация.

10. _______________________ ткань в листке представлена пучками.

11. В состав проводящих пучков входят___________________________________, сосуды, живые клетки и часто мертвые клетки основной ткани.

12. На поверхности листа ведущие пучки имеют вид.

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение листа.

2. Перечислите основные функции листа.

3. Какова продолжительность жизни листа у большинства растений.

4. Перечислите основные части листа.

5. Что такое сидячие и черешковые листья?

6. Какие существуют типы листьев?

7. На какие группы дифференцируют простые листья?

8. На какие 4 группы дифференцируют сложные листья?

9. Чем образованы жилки листьев?

10.  Перечислите основные типы жилкования листьев.

11.  Для каких растений характерно параллельное и дуговое жилкование?

12.  Для каких растений характерно сетчатое жилкование?

13.  Для каких растений характерно простое жилкование?

14.  Какая ткань является главной тканью, представленной в микроскопическом строении листа?

15.  На какие 2 группы делится мезофилл листа?

16.  Какие ткани выполняют арматурные функции в листе?

17. Какая ткань покрывает лист?

18.  Перечислите основные типы видоизменения листьев.

19.  Что такое листопад?

 

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует. При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему формы листовых пластинок по основанию, верхушке и краю. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

Интернет ресурс «sbio.info» Форма доступа https://sbio.info/lections/rasteniya/list

               

 

                                

                               Практическая работа №3

Тема: Метаморфозы вегетативных органов.

Цель работы: Изучить, нарисовать и выучить метаморфозы вегетативных органов.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

Обеспечение занятия:

- ПК с лицензионным программным обеспечением;

- Рабочая тетрадь в клетку;

- Гербарный материал;

-Плакаты;

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

- интернет ресурс «yandex.ru» Форма доступа https://yandex.ru/search/?tex;

-интернет ресурс «www.studentguru.ru» Форма доступа                   https://www.studentguru.ru/leaf-3.html

Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторить метаморфозы вегетативных органов.

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

 

   Теоретический материал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: