Подземные побеги: напишите примеры

1. Корневище.

2. Столоны.

3. Клубень.

4. Луковица.

5. Клубнелуковица.

6. Каудекс.

Надземные побеги: напишите примеры.

1. С толоны.

2. Водозапасающими.

3. Кочан.

4. Колючки.

5. Клубень.

6. Кладодий.

7. Филлокладий.

8. Усик.

Задание № 4. Метаморфозы листа: охарактеризуйте и опишите их. Зарисуйте в тетради.

1. Колючки.

2. Усики.

3. Сочные чешуи.

4. Кроющие чешуи.

5. Ловчие аппараты.

ЗАДАНИЕ № 5.

Рассмотреть метаморфизованные листья различных растений, выявить их листовое происхождение. Зарисовать отличие усиков и колючек стеблевого происхождения.

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

 

Вопросы для самоконтроля:

Корень:

1. Что такое метаморфоз и причина его возникновения?

2. В чем различия между вегетативными и генеративными органами? К каким органам относится корень?

  1. Каковы основные функции корня? Какие еще функции могут выполнять корни?
  2. Какие видоизменения происходят с корнями в связи с выполнением дополнительных функций?
  3. Что такое корневая система? Перечислите корневые системы растений.
  4. Для каких растений характерна микориза? Каково ее значение?
  5. У какого растения корневая система будет больше: у водного растения или растения засушливых мест обитания? Почему?
  6. Перечислите зоны, которые выделяют в участке кончика корня.

Побег:

1. Дайте определение побега. Дайте определение стеблю.

2. Перечислите функции побега.

3. Опишите основные типы ветвления побега.

4. Почему симподиальный тип считается эволюционно продвинутым?

5. Какие органы входят в состав побега, какие функции они выполняют?

6. Опишите варианты листорасположения на побеге.

7. Опишите первичное строение стебля двудольных и однодольных растений.

8. Охарактеризуйте почки растений. Какие выделяют почки по местоположению.

9. Охарактеризуйте основные метаморфозы побега.

10. Докажите, что клубень, луковица, корневище – это видоизменения побега.

 

Лист:

1. Назовите части листа и их роль.

2.  Чем отличаются простые листья от сложных?

3. Приведите примеры простых и сложных листьев.

4.  Что такое жилкование и его типы?

5. Назовите основные формы листьев с цельной листовой пластинкой.

6. Как различаются листья по степени расчлененности листовой пластинки?

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить метаморфозы вегетативных органов. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «webkonspect.com» Форма доступа https://webkonspect.com/?id=6716&labelid=59895&room=profile

 

                                  Практическая работа №4

Тема: Составление формул и диаграмм цветка.

Цель работы: путем анализа строения цветков ознакомиться с их морфологическими особенностями; научиться составлять формулы и диаграммы цветков и распознавать основные типы соцветий.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

  Обеспечение работы:

-ПК с лицензионным программным обеспечением;

-Рабочая тетрадь в клетку;

-Гербарный материал;

-Плакаты

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

-Интернет-ресурс «studopedia.ru» -Студопедия Форма доступа https://studopedia.ru/11_118116_formuli-i-diagrammi-tsvetkov.html

 

Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторить формулы и диаграммы цветков.

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

 

   Теоретический материал

Для краткой записи строения цветка в ботанике используют формулы и диаграммы, которые дают наглядное представление о его строении.

Формула цветка – это условное обозначение строения цветка с помощью букв, цифр и знаков.

При составлении формулы употребляют следующие обозначения:

Ca – чашечка (Calyx);

Со – венчик (Corolla);

Р – простой околоцветник (Perigonium);

А – андроцей, совокупность тычинок (Androeceum);

G – гинецей, совокупность пестиков (Gynoeceum);

* – актиноморфный цветок;

– зигоморфный цветок;

? – обоеполый цветок (обычно он в формуле опускается);

? – женский (пестичный) цветок;

? – мужской (тычиночный) цветок;

() – скобки означают срастание частей цветка;

+ – плюс указывает на расположение частей цветка в двух или нескольких кругах (например, Р 3+3 – околоцветник простой, из 6 листочков, расположенных в два круга) либо на то, что части, разделенные этим знаком, отличаются друг от друга (А 1+(9) – андроцей состоит из одной свободной и девяти сросшихся тычинок);

Ca5 – цифра рядом с символом указывает на количество членов данной части цветка (Са 5 – чашечка из 5 свободных чашелистиков);

∞ – если количество членов данной части цветка больше 12, то их число обозначается знаком бесконечности (например, А – число тычинок больше 12).

В формулах также отмечают тип завязи по расположению на цветоложе (верхняя, нижняя, средняя):

G 1 – черта над цифрой означает, что завязь нижняя;

G 1 – черта под цифрой – завязь верхняя;

G 1-- – черта от цифры – завязь полунижняя.

Примеры формул цветков приведены ниже.

*? Са 4 Со 4 А 2+4 G (2) – формула цветка капусты огородной: актиноморфный, обоеполый; околоцветник двойной, в котором чашечка состоит из 4 свободных чашелистиков, венчик – из 4 свободных лепестков; андроцей имеет 4 длинные и 2 короткие тычинки (четырехсильный андроцей); гинецей простой, ценокарпный, образован 2 плодолистиками (1 пестик – из 2 плодолистиков), завязь верхняя.

↑? Са (5) Со (2+3) А 2+2 G (2) – формула цветка яснотки белой: зигоморфный, обоеполый; двойной околоцветник, в котором чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, а венчик – из 5 сросшихся лепестков (2 лепестка образуют верхнюю губу, а 3 других лепестка – нижнюю губу); андроцей образован 4 свободными тычинками, из которых 2 длинные и 2 короткие (двусильный андроцей); гинецей простой, ценокарпный, образован 2 плодолистиками (1 пестик – из 2 плодолистиков), завязь верхняя.

*? Р 3+3 А 3+3 G (3) – формула цветка лилии: актиноморфный, обоеполый; простой околоцветник состоит из 6 листочков, которые размещены по 3 в 2 круга (простой венчиковидный околоцветник); андроцей состоит из 6 свободных тычинок, расположенных по 3 в 2 круга; гинецей простой, ценокарпный, образован 3 плодолистиками (1 пестик – из 3 плодолистиков), завязь верхняя.

↑? Са (5) Со 1+2+(2) А (9)+1 G 1 – формула цветка гороха: зигоморфный, обоеполый; околоцветник двойной, в котором чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, лепестки имеют различную форму и величину: один большой лепесток – парус, два свободных боковых – весла (крылья) и два сросшихся – лодочка (венчик мотылькового типа); андроцей состоит из 10 тычинок, из которых 9 сросшихся в трубку и 1 свободная – двубратственный андроцей; гинецей простой, монокарпный (1 пестик образован 1 плодолистиком), завязь верхняя.

Диаграмма цветка более наглядна, чем формула. Она представляет условную схематическую проекцию частей цветка на плоскость и отражает их число, относительные размеры и взаимное расположение, а также наличие срастаний (рис. 16, 17).

На диаграмме указывается расположение кроющего (прицветного) листа, прицветничков и оси соцветия или побега, несущего цветок. Прицветник, прицветнички и чашелистики изображаются скобками с килем (фигурными скобками) различного размера, лепестки – круглыми скобками, тычинки – в виде среза через пыльник или в виде затушеванного эллипса, гинецей – также в виде среза через завязь с прорисовкой места плацентации и семязачатков, через которые прошел срез. Диаграмму проектируют так, чтобы кроющий лист находился внизу, ось соцветия – сверху, а между ними кругами условными знаками располагались части цветка. При срастании частей цветка в диаграмме условные знаки соединяются между собой линией.

 

Рис.1 Построение диаграммы цветка:

1 – ось соцветия;

2 – прицветник;

3 – чашелистик;

4 – лепесток;

5 – тычинка;

6 – гинецей;

7 – кроющий лист.

 

 

Рис2. Диаграммы цветков:

А – магнолия (ациклический цветок); Б – смородина красная; В – горчица черная; Г – яснотка белая; Д – боб обыкновенный; Е – типичный цветок злаковых; 1, 5 – чашечка; 2 – венчик; 3, 8 – тычинки; 4, 9 – гинецей; 6 – нижняя губа из 3 лепестков; 7 – верхняя губа из 2 лепестков; 10 – парус; 11 – весла; 12 – лодочка; 13 – двубратственный андроцей; 14 – нижняя цветковая чешуя; 15 – верхняя цветковая чешуя; 16 – лодикулы.

ЗАДАНИЯ

Задание №1.

1. Детально рассмотреть строение актиноморфных (тюльпан, лютик, яблоня) и зигоморфных (горох, чина, львиный зев) цветков.

2. Определить тип околоцветника, положение завязи, число членов каждого круга цветка.

3. Составить формулу и диаграмму цветка (горох, огурец).

ПРИМЕР:

Рисунок 1. Построение диаграммы цветка: 1 - ось соцветия; 2 –прицветник (кроющий лист); 3 – прицветнички; 4 – чашелистик; 5 – лепестки; 6 – тычинки; 7 – гинецей

  Например, формулы цветков: лилия

яблоня

.

Чашелистики образуют…………, а лепестки – ……………….

Если в цветке есть чашечка и венчик, околоцветник называют ……….

Если в цветке есть тычинки и пестики, он называется …………….

Если же есть только …………… или только ………… – однополым.

 

Задание№2.

 

 

Задание№ 3. По устному описанию составьте формулу цветка: 1. Пять сросшихся чашелистиков, пять лепестков, два из них сросшиеся, один пестик, десять тычинок, девять из которых сросшиеся, а одна свободная.2. Пять сросшихся чашелистиков, пять лепестков, множество тычинок, множество пестиков.

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.. Назовите все части цветка и их функции.

2. Какие части цветка главные?

3. Назовите части цветка стеблевого и листового происхождения.

2. В чем различие между двойным и простым околоцветником, правильным и неправильным цветком?

3. Чем отличаются однополые цветки от обоеполых? Однодомные, двудомные лесные растения.

4. Каково строение тычинки, пыльцевого зерна? Что представляет собой пыльцевая трубка?

5. Нарисуйте схематически общее строение цветка и всех его частей.

6. Какими условными знаками обозначаются части цветка в формуле и диаграмме?

7. Составные элементы семяпочки.

8. Какие клетки входят в состав зародышевого мешка?

9. В чем заключается процесс двойного оплодотворения?

10. Что развивается из семязачатка в результате двойного оплодотворения?

11. Биологическая роль соцветий.

12. Перечислите посредников опыления.

13. Каково биологическое значение перекрестного опыления? Для каких целей применяют искусственное опыление?

14. Приспособления у растений, препятствующие самоопылению.

15. Как отличить цветки, опыляемые насекомыми, от цветков, опыляемых ветром?

16. Какие ветроопыляемые древесные растения растут в вашем регионе?

17. Из чего образуются плоды, семена?

18. Какое строение имеют семена и плоды? Их роль в жизни растений.

19. В чём разница между простым и сложным, настоящим и ложным плодами? Как образуется соплодие?

20. По каким признакам классифицируют плоды?

21. По какому признаку классифицируют семена?

22. Какие приспособления имеют семена и плоды для расселения с помощью ветра, животных?

23. Что называется, партенокарпией и партеноспермией?

24. Какие условия необходимы для прорастания семян?

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему формулы и диаграммы цветков.

Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет-ресурс «studopedia.ru» -Студопедия Форма доступа https://studopedia.ru/11_118116_formuli-i-diagrammi-tsvetkov.html

 

 

                                                

                                      Практическая работа №5

Тема: Определение типов соцветий.

Цель работы: путем анализа строения цветков ознакомиться с их морфологическими особенностями; научиться распознавать основные типы соцветий.

  Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

 

             Обеспечение работы:

-ПК с лицензионным программным обеспечением;

-Рабочая тетрадь в клетку;

-Гербарный материал;

-Плакаты;

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

-интернет ресурс «www.yaklass.ru» Фома доступа https://www.yaklass.ru/p/biologia

Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторить типы соцветий.

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

 

   Теоретический материал

Есть растения с одиночными цветками, которые развиваются по одному на концах побегов или в пазухах листьев.

У других растений цветки собраны в соцветия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: