1. Корневище.
2. Столоны.
3. Клубень.
4. Луковица.
5. Клубнелуковица.
6. Каудекс.
Надземные побеги: напишите примеры.
1. С толоны.
2. Водозапасающими.
3. Кочан.
4. Колючки.
5. Клубень.
6. Кладодий.
7. Филлокладий.
8. Усик.
Задание № 4. Метаморфозы листа: охарактеризуйте и опишите их. Зарисуйте в тетради.
1. Колючки.
2. Усики.
3. Сочные чешуи.
4. Кроющие чешуи.
5. Ловчие аппараты.
ЗАДАНИЕ № 5.
Рассмотреть метаморфизованные листья различных растений, выявить их листовое происхождение. Зарисовать отличие усиков и колючек стеблевого происхождения.
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
Корень:
1. Что такое метаморфоз и причина его возникновения?
2. В чем различия между вегетативными и генеративными органами? К каким органам относится корень?
- Каковы основные функции корня? Какие еще функции могут выполнять корни?
- Какие видоизменения происходят с корнями в связи с выполнением дополнительных функций?
- Что такое корневая система? Перечислите корневые системы растений.
- Для каких растений характерна микориза? Каково ее значение?
- У какого растения корневая система будет больше: у водного растения или растения засушливых мест обитания? Почему?
- Перечислите зоны, которые выделяют в участке кончика корня.
Побег:
|
|
1. Дайте определение побега. Дайте определение стеблю.
2. Перечислите функции побега.
3. Опишите основные типы ветвления побега.
4. Почему симподиальный тип считается эволюционно продвинутым?
5. Какие органы входят в состав побега, какие функции они выполняют?
6. Опишите варианты листорасположения на побеге.
7. Опишите первичное строение стебля двудольных и однодольных растений.
8. Охарактеризуйте почки растений. Какие выделяют почки по местоположению.
9. Охарактеризуйте основные метаморфозы побега.
10. Докажите, что клубень, луковица, корневище – это видоизменения побега.
Лист:
1. Назовите части листа и их роль.
2. Чем отличаются простые листья от сложных?
3. Приведите примеры простых и сложных листьев.
4. Что такое жилкование и его типы?
5. Назовите основные формы листьев с цельной листовой пластинкой.
6. Как различаются листья по степени расчлененности листовой пластинки?
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить метаморфозы вегетативных органов. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «webkonspect.com» Форма доступа https://webkonspect.com/?id=6716&labelid=59895&room=profile
|
|
Практическая работа №4
Тема: Составление формул и диаграмм цветка.
Цель работы: путем анализа строения цветков ознакомиться с их морфологическими особенностями; научиться составлять формулы и диаграммы цветков и распознавать основные типы соцветий.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;
ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3
Обеспечение работы:
-ПК с лицензионным программным обеспечением;
-Рабочая тетрадь в клетку;
-Гербарный материал;
-Плакаты
- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
-Интернет-ресурс «studopedia.ru» -Студопедия Форма доступа https://studopedia.ru/11_118116_formuli-i-diagrammi-tsvetkov.html
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторить формулы и диаграммы цветков.
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Для краткой записи строения цветка в ботанике используют формулы и диаграммы, которые дают наглядное представление о его строении.
Формула цветка – это условное обозначение строения цветка с помощью букв, цифр и знаков.
При составлении формулы употребляют следующие обозначения:
Ca – чашечка (Calyx);
Со – венчик (Corolla);
Р – простой околоцветник (Perigonium);
А – андроцей, совокупность тычинок (Androeceum);
G – гинецей, совокупность пестиков (Gynoeceum);
* – актиноморфный цветок;
↑ – зигоморфный цветок;
? – обоеполый цветок (обычно он в формуле опускается);
? – женский (пестичный) цветок;
? – мужской (тычиночный) цветок;
() – скобки означают срастание частей цветка;
+ – плюс указывает на расположение частей цветка в двух или нескольких кругах (например, Р 3+3 – околоцветник простой, из 6 листочков, расположенных в два круга) либо на то, что части, разделенные этим знаком, отличаются друг от друга (А 1+(9) – андроцей состоит из одной свободной и девяти сросшихся тычинок);
Ca5 – цифра рядом с символом указывает на количество членов данной части цветка (Са 5 – чашечка из 5 свободных чашелистиков);
∞ – если количество членов данной части цветка больше 12, то их число обозначается знаком бесконечности (например, А∞ – число тычинок больше 12).
В формулах также отмечают тип завязи по расположению на цветоложе (верхняя, нижняя, средняя):
G 1 – черта над цифрой означает, что завязь нижняя;
G 1 – черта под цифрой – завязь верхняя;
G 1-- – черта от цифры – завязь полунижняя.
Примеры формул цветков приведены ниже.
*? Са 4 Со 4 А 2+4 G (2) – формула цветка капусты огородной: актиноморфный, обоеполый; околоцветник двойной, в котором чашечка состоит из 4 свободных чашелистиков, венчик – из 4 свободных лепестков; андроцей имеет 4 длинные и 2 короткие тычинки (четырехсильный андроцей); гинецей простой, ценокарпный, образован 2 плодолистиками (1 пестик – из 2 плодолистиков), завязь верхняя.
|
|
↑? Са (5) Со (2+3) А 2+2 G (2) – формула цветка яснотки белой: зигоморфный, обоеполый; двойной околоцветник, в котором чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, а венчик – из 5 сросшихся лепестков (2 лепестка образуют верхнюю губу, а 3 других лепестка – нижнюю губу); андроцей образован 4 свободными тычинками, из которых 2 длинные и 2 короткие (двусильный андроцей); гинецей простой, ценокарпный, образован 2 плодолистиками (1 пестик – из 2 плодолистиков), завязь верхняя.
*? Р 3+3 А 3+3 G (3) – формула цветка лилии: актиноморфный, обоеполый; простой околоцветник состоит из 6 листочков, которые размещены по 3 в 2 круга (простой венчиковидный околоцветник); андроцей состоит из 6 свободных тычинок, расположенных по 3 в 2 круга; гинецей простой, ценокарпный, образован 3 плодолистиками (1 пестик – из 3 плодолистиков), завязь верхняя.
↑? Са (5) Со 1+2+(2) А (9)+1 G 1 – формула цветка гороха: зигоморфный, обоеполый; околоцветник двойной, в котором чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, лепестки имеют различную форму и величину: один большой лепесток – парус, два свободных боковых – весла (крылья) и два сросшихся – лодочка (венчик мотылькового типа); андроцей состоит из 10 тычинок, из которых 9 сросшихся в трубку и 1 свободная – двубратственный андроцей; гинецей простой, монокарпный (1 пестик образован 1 плодолистиком), завязь верхняя.
Диаграмма цветка более наглядна, чем формула. Она представляет условную схематическую проекцию частей цветка на плоскость и отражает их число, относительные размеры и взаимное расположение, а также наличие срастаний (рис. 16, 17).
На диаграмме указывается расположение кроющего (прицветного) листа, прицветничков и оси соцветия или побега, несущего цветок. Прицветник, прицветнички и чашелистики изображаются скобками с килем (фигурными скобками) различного размера, лепестки – круглыми скобками, тычинки – в виде среза через пыльник или в виде затушеванного эллипса, гинецей – также в виде среза через завязь с прорисовкой места плацентации и семязачатков, через которые прошел срез. Диаграмму проектируют так, чтобы кроющий лист находился внизу, ось соцветия – сверху, а между ними кругами условными знаками располагались части цветка. При срастании частей цветка в диаграмме условные знаки соединяются между собой линией.
|
|
Рис.1 Построение диаграммы цветка:
1 – ось соцветия;
2 – прицветник;
3 – чашелистик;
4 – лепесток;
5 – тычинка;
6 – гинецей;
7 – кроющий лист.
Рис2. Диаграммы цветков:
А – магнолия (ациклический цветок); Б – смородина красная; В – горчица черная; Г – яснотка белая; Д – боб обыкновенный; Е – типичный цветок злаковых; 1, 5 – чашечка; 2 – венчик; 3, 8 – тычинки; 4, 9 – гинецей; 6 – нижняя губа из 3 лепестков; 7 – верхняя губа из 2 лепестков; 10 – парус; 11 – весла; 12 – лодочка; 13 – двубратственный андроцей; 14 – нижняя цветковая чешуя; 15 – верхняя цветковая чешуя; 16 – лодикулы.
ЗАДАНИЯ
Задание №1.
1. Детально рассмотреть строение актиноморфных (тюльпан, лютик, яблоня) и зигоморфных (горох, чина, львиный зев) цветков.
2. Определить тип околоцветника, положение завязи, число членов каждого круга цветка.
3. Составить формулу и диаграмму цветка (горох, огурец).
ПРИМЕР:
Рисунок 1. Построение диаграммы цветка: 1 - ось соцветия; 2 –прицветник (кроющий лист); 3 – прицветнички; 4 – чашелистик; 5 – лепестки; 6 – тычинки; 7 – гинецей
Например, формулы цветков: лилия
яблоня
.
Чашелистики образуют…………, а лепестки – ……………….
Если в цветке есть чашечка и венчик, околоцветник называют ……….
Если в цветке есть тычинки и пестики, он называется …………….
Если же есть только …………… или только ………… – однополым.
Задание№2.
Задание№ 3. По устному описанию составьте формулу цветка: 1. Пять сросшихся чашелистиков, пять лепестков, два из них сросшиеся, один пестик, десять тычинок, девять из которых сросшиеся, а одна свободная.2. Пять сросшихся чашелистиков, пять лепестков, множество тычинок, множество пестиков.
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самостоятельного изучения:
1.. Назовите все части цветка и их функции.
2. Какие части цветка главные?
3. Назовите части цветка стеблевого и листового происхождения.
2. В чем различие между двойным и простым околоцветником, правильным и неправильным цветком?
3. Чем отличаются однополые цветки от обоеполых? Однодомные, двудомные лесные растения.
4. Каково строение тычинки, пыльцевого зерна? Что представляет собой пыльцевая трубка?
5. Нарисуйте схематически общее строение цветка и всех его частей.
6. Какими условными знаками обозначаются части цветка в формуле и диаграмме?
7. Составные элементы семяпочки.
8. Какие клетки входят в состав зародышевого мешка?
9. В чем заключается процесс двойного оплодотворения?
10. Что развивается из семязачатка в результате двойного оплодотворения?
11. Биологическая роль соцветий.
12. Перечислите посредников опыления.
13. Каково биологическое значение перекрестного опыления? Для каких целей применяют искусственное опыление?
14. Приспособления у растений, препятствующие самоопылению.
15. Как отличить цветки, опыляемые насекомыми, от цветков, опыляемых ветром?
16. Какие ветроопыляемые древесные растения растут в вашем регионе?
17. Из чего образуются плоды, семена?
18. Какое строение имеют семена и плоды? Их роль в жизни растений.
19. В чём разница между простым и сложным, настоящим и ложным плодами? Как образуется соплодие?
20. По каким признакам классифицируют плоды?
21. По какому признаку классифицируют семена?
22. Какие приспособления имеют семена и плоды для расселения с помощью ветра, животных?
23. Что называется, партенокарпией и партеноспермией?
24. Какие условия необходимы для прорастания семян?
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему формулы и диаграммы цветков.
Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет-ресурс «studopedia.ru» -Студопедия Форма доступа https://studopedia.ru/11_118116_formuli-i-diagrammi-tsvetkov.html
Практическая работа №5
Тема: Определение типов соцветий.
Цель работы: путем анализа строения цветков ознакомиться с их морфологическими особенностями; научиться распознавать основные типы соцветий.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;
ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3
Обеспечение работы:
-ПК с лицензионным программным обеспечением;
-Рабочая тетрадь в клетку;
-Гербарный материал;
-Плакаты;
- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
-интернет ресурс «www.yaklass.ru» Фома доступа https://www.yaklass.ru/p/biologia
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторить типы соцветий.
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Есть растения с одиночными цветками, которые развиваются по одному на концах побегов или в пазухах листьев.
У других растений цветки собраны в соцветия.