Реальные и виртуальные миры человека с ограниченными возможностями здоровья

 

           Мировая цивилизация двадцать первого столетия отмечается в первую очередь становлением глобальной цифровой индустрии. Появление новых технологий сопровождается молниеносным ростом интереса и спроса к ним современного общества. Если основным достижением предыдущего века принято считать мощный прорыв в области научно-технического прогресса, в частности, появление интернета, то в нынешнем мы отмечаем последствия, к которым привели человечество в результате этих достижений. Такие последствия имеет смысл рассматривать как палку на двух концах: с одной стороны мы имеем дело с развитием новых возможностей благодаря использованию новых технических и цифровых средств в повседневной жизни, с другой появление новомодных, усовершенствованных гаджетов выступает продуктом нашего одиночества. Сегодня мы практически не можем себе представить жизнь без различных источников информации и развлечений. Подпитываясь разнообразными цифровыми средствами на просторах интернета, человек буквально забывает про своё нахождение в реальности. Как правило, такое происходит с человеком по причине отсутствия удовлетворения собственной жизнью, то есть применения себе как личности он не находит и поэтому его лекарством для спасения одиночества является волшебная таблетка под названием «Интернет».

       Поскольку у людей со временем появилась возможность активно делиться событиями собственной жизни на просторах интернета, то при дефиците насыщенности реальностью, включая недостаток живой эмоциональной поддержки со стороны окружающих, человек склонен погружаться в мир виртуальности и искать себе применение, как личности уже не в реальном, а в виртуальном пространстве. Таким образом, личность в ходе своего индивидуального развития находится в пребывании двух миров – реальном и виртуальном. 

       Под понимаем виртуального мира человека наблюдается его психологическое состояние. При нормальном физическом и психическом развитии будет чётко соблюдена балансировка между данными двумя мирами. Однако, любой качественный сдвиг в определённую сторону свидетельствует о наличии конкретных выраженных интересах и склонностей личности. Когда речь идёт о людях с ограниченными возможностями здоровья, то данная проблематика набирает ещё большую актуальность. Если человек без каких-либо физических нарушений в развитии имеет колоссальную зависимость от сетей, то у личности с особенностями такой вид зависимости умножается в десятки, а то и в сотни раз! Важно понять: какова причина такой зависимости и с чем она связана? Для того чтобы дать внятные, развёрнутые ответы на поставленные вопросы, отсылаю вас к главе 2. Следовательно, причина кроется в отсутствии занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. Нет вариантов «применения себя» - нет реального мира, а вернее взаимодействия с ним. Всё просто! Поскольку личность на протяжении жизни всегда сталкивается с принятием каких-либо решений, находясь перед определённым выбором, то ей более ничего не остаётся, помимо принятия этих решений в пользу мира с виртуальным пространством. Отсюда мы имеем дело уже с многочасовыми пребываниями в соцсетях и фактическим уходом из мира с реальными, живыми ощущениями и переживаниями. А если нам поставят огромное количество лайков на наш аватар, то мы вообще станем прыгать на седьмом небе от счастья!

       Всё сказанное для нас свидетельствует лишь об одном: мы хотим быть принятыми обществом любой ценой, поскольку человек – это существо социальное и ему просто жизненно необходимо стать частью социума и чувствовать к ней свою принадлежность не только ради того, чтобы всяческими возможными способами подавлять свою внутреннюю отчужденность, но и превозносить вклад в развитие всего человечества, несмотря на его различные внутренние и внешние сложности и противоречия.

       После детального разбора понятий о реальных и виртуальных мирах имеет смысл чётко разграничить и выделить особенности взаимодействия людей в каждом из них. К физическим и психическим особенностям пребывания человека в реальном мире относится:

● Живые эмоции

● Тактильный, телесный контакт

● Максимально точное личностное восприятие

● Выработка коммуникационных навыков

● Чёткое понимание реальных жизненных событий и ситуации

● Улучшение физического развития личности

● Объективность принятия решений и рациональное отражение действительности.

 

Теперь выделим физические и психические особенности нахождения личности в виртуальном мире:

● Искусственное общение посредством технических средств связи таких как телефон, интернет (скайп, вайбер, ватцап, различные соцсети) выступает подменой проявления живых эмоций. Альтернативой данного общения служат различные смайлы, стикеры и т.п. формы изображений.

● Отсутствие тактильных ощущений

● Искажение личностного восприятия

● Частичная или полная утрата навыков коммуникации в зависимости от времени пребывания в виртуальном пространстве

● Расплывчатое представление о реальных жизненных событий и ситуаций либо их отсутствие

● Деградация физического развития личности

● Спонтанность принятия решений, основанных на иррациональном отражении действительности.   

 

Самое время произвести сравнительный анализ личностных особенностей между «двумя мирами» и выяснить, какие из них окажут наиболее благоприятное воздействия на человека с ограниченными возможностями здоровья для его физического и психического благополучия.

       В идеале должен наблюдаться своего рода баланс между реальным и виртуальным миром. Однако, как показывает практика, такого не происходит, особенно когда речь идёт о людях с ограниченными возможностями здоровья. Целесообразно выяснить причину, по которой этот баланс между двумя мирами нарушается. Если речь идёт о лицах с нарушениями физического развития, то под этим, в первую очередь, подразумевается дефицит удовлетворённости реальной жизнью человека со всеми её проявлениями. Поскольку дело обстоит именно таким образом, то становится неизбежным переход личности из реального в виртуальный мир, в котором происходит подмена реальных жизненных событий на виртуальную действительность человеческих ощущений и переживаний. Таким образом, объектом нашего целостного восприятия мира является уже не взаимоотношение с окружающими нас людьми и эффективное с ними взаимодействие, а компенсация недостающих реальных жизненных ощущений путём поиска реализации себя в виртуальной реальности. Также такое явление можно рассматривать в качестве «переноса» всех собственных успехов и достижений, выдавая виртуальный мир за реальную действительность. Часто такое имеет место быть тогда, когда реальный мир человека с ограниченными возможностями здоровья попросту игнорируется либо вытесняется на второй план по причине отказа от самореализации в нём или заданных психологических установок (о них мы поговорим чуть позже).        

 Сравнительный анализ психических и физических особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья в реальном и виртуальном мире.

При данном сравнительном анализе двух миров, в которых может пребывать человек с ограниченными возможностями здоровья, важно понимать, что каждый из них преобладает своими преимуществами и недостатками. И это нормально, поскольку в жизни не существует идеальных условий, в которых личность могла развиваться и обеспечивать себя всеми желаемыми потребностями мгновенно.

       Рассматривая аспект жизнедеятельности личности в реальном мире, мы по сути имеем дело с проявлением настоящих эмоций, ощущений и переживаний. Между людьми осуществляется живая коммуникация, в основе которой проложен процесс максимально точного личностного восприятия. Благодаря такому преимуществу в общении складывается ощущение полноценного жизненного удовлетворения, поскольку большинство недостатков индивидуума с нарушением физического развития компенсируются посредством разделения с окружающими собственными теми самыми эмоциями, ощущениями и переживаниями. Кроме того, пребывания человека в реальном мире позволяет установить тактильный контакт, тем самым способствуя улучшению и развитию его сенсомоторной активности, которое оказывает прямое воздействие на психические познавательные процессы (память, мышления и речь). Снижение тактильного контакта либо полное его отсутствие, напротив, приводит к процессу постепенной деградации данных психических процессов либо их остановки на данном этапе развития.

       Выработка и отсутствие коммуникативных навыков в реальном и виртуальном мире

            Поскольку так или иначе человек с ограниченными возможностями здоровья по известным причинам в большей степени погружён в рутину виртуального мира, то на первый план поднимается вопрос о его взаимодействии с реальными жизненными положениями в обществе. В этой связи основная роль отведена чисто коммуникативным навыкам. Чем больше развиты коммуникативные возможности личности, тем сильнее наблюдается наклон человека в пользу реального мира со всеми его живыми составляющими компонентами. Напротив, затормаживание в развитии навыков общения сопровождается уходом личности в мир с виртуальными возможностями с целью собственного жизненного применения.

       Чёткое понимание реальных жизненных событий и ситуации против расплывчатого представления о действительности

            Осознанность и понимание окружающей действительности позволяет ставить человеку перед собой новые задачи и цели, которые являются основными мотиваторами личностного развития. Недостаток реальных событий на протяжении жизни сопровождается их подменой, перерастающей в виртуальную плоскость жизненного восприятия, что является прямым путём в застраивании людей в соцсетях и различных источниках развлечения в сети. Отсюда мы имеем дело с расплывчатым представлением и пониманием реальных жизненных вещей, поскольку при пребывании в виртуальном мире адекватная оценка действительности утрачивается, а на смену ей приходит те ощущения и переживания, которые сравнимы с жизненно необходимыми событиями в повседневности.

       Рассматривая аспект межличностных взаимоотношений, следует учесть, что в случае нарастания любовной привязанности грани двух миров способны к стиранию, сливаясь при этом в одно целое. Однако, у людей с ограниченными возможностями здоровья привязанность не отождествляется с зависимостью. Напротив, отношения, протекающие в плоскости виртуального мира часто приводят к отстаиванию собственной независимости, поскольку пребывания в нём в отдельных случаях является единственным способом в полной мере прочувствовать свою социализованность. 

 

       Улучшение и деградация физического развития личности

В большей степени фактор физического развития определяется функциональным состоянием личности. Однако, не менее значимой остаётся связь реального и виртуального мира человека с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку основным преимуществом реального мира является установление тактильного контакта, то в этой связи, мы имеем дело уже с физической составляющей развития которая, как известно, находится в неразрывной связи с психическими компонентами индивида. Отсюда следует, что чем больше развиты физические возможности человека, тем сильнее приходят к действию его высшие психические функции (внимание, память, воображение, мышление и речь). Параллельно между собой развиваясь, эти функции обеспечивают нам полноценную жизнедеятельность, которая сопровождается успешной социализацией, а затем интеграцией в определённую сферу деятельности. Деградация физического развития людей с ограниченными возможностями здоровья связана как с их функциональным состоянием, так и с чрезмерным пребыванием в виртуальном мире по причине отсутствия выработки сенсомоторной активности.

       Объективность принятия решений, основанная на рациональном отражении действительности против спонтанности принятия решений, основанных на иррациональном отражении действительности

            Ранее речь шла о том, что человек в ходе своего всестороннего развития приобретает и обеспечивает себя всеми важными функциями для создания условий поддержания нормальной жизнедеятельности. Находясь в постоянном поиске принятия решений, мы всё чаще пренебрегаем их объективностью. Спонтанность принятия решений сопровождается спадом рационального оценивания собственных и чужих действий. Таким образом, подвергаясь различным воздействиям внешних раздражителей, наше сознание зачастую отражает сторону иррациональной действительности.

       Объективность принятия решений позволяет рационально отражать действительность, которая приводит к адекватному оцениванию как самого себя, так и других людей с имеющими возможностями и достижениями в собственном развитии. Однако, когда такая действительность переходит в русло виртуального мира, рационально отражать действительность оказывается достаточно сложно, поскольку выработка компонента живых, реальных действий останавливается и взаимодействие физического развития личности с реальным миром фактически прекращает свою работу, а это, в первую очередь, оказывает негативное влияние на психическое содержания человека со всеми его вытекающими вышеописанными последствиями.  

          

       Альтернативные способы физического и психического развития

Итак, мы разобрались с ответами на вопросы: почему так происходит? Теперь нам предстоит выяснить и ответить на главный вопрос: что с этим делать? Поскольку каждый отдельно взятый человек располагает ограниченным набором собственных возможностей, то необходимо использовать и применять их по максимуму с целью реализации себя и повышения качества жизни. Такую личностную конструкцию имеет смысл рассмотреть, используя нашу известную схему 50:50. В том случае когда человеку недостаёт определённых качеств для повышения уровня своего развития, он начинает черпать их из окружающей среды. Впитывая их в себя, как губка в собственное сознание, личность начинает вырабатывать все необходимые ей качества для успешной адаптации и приспособления к конкретным условиям жизни. Данная конструкция распространяется как на физические, так и на психические свойства. К счастью, природой предусмотрено, что данный психогенетический подход способствует равномерному распределению энергетических, жизненно необходимых возможностей человека, что позволяет в любых условиях и ситуациях нормально развиваться, а также выполнять все необходимые функции в социуме.

       5.1. Влияние психологических установок на человека с ограниченными возможностями здоровья

       В предыдущих разделах руководства вопрос влияния психологических установок был затронут лишь косвенным путём. Поскольку, как уже выяснилось, что окружающая среда оказывает на нашу психику значительное воздействие, с помощью которой мы формируемся, как личность, то становится неизбежным рассмотрение психологических установок в контексте их влияния на человека с ограниченными возможностями здоровья. Для облегчения понимания, на первый взгляд, достаточно сложного материала предлагаю схематично рассмотреть из чего формируется наша психическая деятельность, а также, в частности понять из чего состоит психика человека в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: