Панорама музыкальной жизни 80-х Г. Г

Русская музыкальная культура 60-90-х г.г. ХХ в.

Основные исторические и культурные события

1975 г. смерть Шостаковича

Окончание периода советской музыки (муз. обслуживание дат и событий)

Крупнейшие фигуры советского периода: Шостакович, Прокофьев,

                                                  Хачатурян, Свиридов, Денисов, Шнитке

+ Республики: Канчели, Тертерян, Караев…

 

Рубеж 80-90-х г.г. – крушение страны – геополитическое событие:

смутные времена

силы зла в смутные времена всегда активизируются («Все

           расхищено, предано, продано» из статьи 1923 г.)

*ИСОМ – 3 (с.12)

беззащитность перед чиновниками и спонсорами

коммерциализация искусства, массовая культура в ущерб

                                                                    классике

Тематика творчества                                                

Аполикалиптическая тема (образы распадающегося мира, «конца света»)

Тема одиночества (народ – толпа одиночек), моральная и материальная

                           незащищенность

Неоромантизм, субъективизм

Общефилософская тема: жизнь– смерть – бессмертие

 

Нововведения:

свобода в выборе места проживания;

абсолютная свобода творчества;

свободный доступ к музыкальной информации;

техническая оснащенность времени;

свобода в техниках и стилях

 

Композиторские поколения

Старшее поколение: Свиридов, Уствольская, Хренников

(усталость, молчание, переживание потрясений)

 

«Шестидесятники»: Денисов, Щедрин, Эшпай, Шнитке,.Губайдуллина, Б. Чайковский, Петров, Слонимский, Тищенко

(новая нарвственно – философская проблематика,

новые техники композиции, экспериментальность)

 

«Семидесятники»: А. Чайковский, Корндорф, Смирнов, Сергеева

                       (закрепление открытий, соединение академической                                                      

                          техники, старых стилей с новыми:

Свиридов—Рахманинов, Римский – Корсаков

Шнитке, Слонимский—Средневековье, Ренессанс, Барокко

Денисов—Моцарт, Глинка, Шуберт

Эшпай—Равель, Чайковский, Рахманинов

+полистилистика: Шнитке, Щедрин, Денисов,

 Шостакович)

 

«Потери девяностых»: Вайнберг, Каретников, Б. Чайковский,

                                  Денисов, Свиридов, Шнитке

 

ПРОБЛЕМА «РУССКОСТИ В ИСКУССТВЕ»

Возрождение интереса к фольклору  (особенно архаике):

использование народных текстов («Сокровенны разговоры» Сидельникова)

воспроизведение духовных и светских обрядов (Буцко, Свиридов, Тищенко)

использование архаической псалмодии

знаменный распев

 

Усиление интереса к классической русской литературе

Шостакович «Игроки»

Холминов «Шинель», «Коляска»

Щедрин «Мертвые души», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»

              «Лолита»

 

Новое отношение к духовной теме

Дмитриев «Литургия»

Эшпа    й 6-я «Литургическая» симфония

Денисов «Реквием»

Губайдуллина «Семь слов Христа Спасителя)

 

ПАНОРАМА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 60-х г.г.

период «оттепели» - приоткрытие железного занавеса:

новая музыка (Стравинский, Барток, нововенцы;

              додекафония, пуантилизм, алеаторика, серийность)→

понятие «советский авангард» Шнитке, Губайдуллина, Денисов, Волконский,

Щедрин, Слонимский, Уствольская, Кнайфель, Тетерян, Канчели,   

Сильвестров, Пярт

«Новая фольклорная волна»

 

Отсутствие реального допуска к слушателям→ кружки, объединения

Появление жанра «авторской песни»

 

Организации

1960 г. – создание Союза композиторов РСФСР

1964 – Всесоюзный Дом композиторов

1964 – Русское хоровое общество

 

Коллективы

фольклорный ансамбль Покровского

«Мадригал» Волконского

 

Фестивали, смотры, конкурсы

Конкурс им. П.И. Чайковского с 1958

Международный конкурс артистов балета

Международный конкурс вокалистов им. Глинки

 

«Звезды белых ночей»

«Ленинградская музыкальная весна»

 

«Варшавская осень»

 

Исполнители

Гилельс, Флиер, Юдина, Гринберг, Николаева; Ашкенази, Петров, Вирсаладзе, Соколов, Любимов;

Ройзман (орган)

Ростропович, Башкиров, Шафран, Шаховская, Гутман, Дружинин, Коган

Темирканов, Рождественский, Светланов

 

Шостакович Симфония № 13

Премьера – 17.12.1962, Большой зал МГК

для хора, солиста и симф. оркестра

на ст. Евтушенко

жанр: вокально – симфоническая сюита (по Шостаковичу)

    синтетический: симфония + оратория (без сюжета)

5 частей: «Бабий Яр» (мерзость расизма)

      «Юмор» (как носитель нравственной свободы)

      «В магазине» (возвышение образа женщины – матери)

      «Страхи» (порок, уродующий сознание)

      «Карьера» (карьеризм)

Формы: рондо (I,V) и рондообразные

Интонационный источник тематизма - рефрен I части

ПАНОРАМА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 70-х г.г.

Рубеж 70-80-х г.г. – эмиграция:

Смирнов, Фирсова, Корндорф;

Щедрин, Шнитке, Губайдуллина – сотрудничали с Россией

 

Научные учреждения:

Всесоюзный научно – исследовательский институт искусств в Москве

Институт театра, музыки и кино =>

в Ленинграде с 1971 г.музыковедческие конференции: всероссийские, затем – международные.

 

Новые театры:

Московский детский музыкальный театр (п/р Н. Сац)

Камерный музыкальный театр (п/р Покровского)

 

Новые камерные оркестры

п/у Третьякова, Спивакова, Башмета, Грача, Безродной, Жукова

Ансамбль ударных инструментов п/у Пекарского (для него пишут Шнитке, Губайдуллина, Артемов)

 

Дирижеры

Гергиев, Растропович

 

Издательская деятельность, СМИ, телевидеопродукция

Телеоперы и телебалеты не снимаются, количество классики в СМИ стремительно уменьшается

 

Исполнители

Рихтер

Гутман, Третьяков, Башмет

 

Фестивали

«Московская осень» (с 1994 г. – международный)  Денисов, Эшпай, Шнитке, Губайдуллина, Сидельников, Николаев, Щедрин)

«Ленинградская музыкальная весна»

им. Собинова в Ярославле

фестиваль современной музыки в Архангельске

 

 

ПАНОРАМА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 80-х г.г.

Композиторы «академического крыла»: Хренников, Свиридов, Б. Чайковский, Вайнберг, Леман.

Композиторы – «мэтры»: Щедрин. Шнитке, Губайдуллина, Денисов, Слонимский, Тищенко, Петров, Эшпай, Сидельников, Кнайфель.

Композиторы, достигшие творческой деятельности: Беринский, А. Чайковский, Корндорф, Фирсова, Ермолаев, Десятников.

 

Доминирующие творческие стили: неоромантизм, неоэкспрессионизм, необарокко.

Полистилистика→ «новая моностилистика» (полистилистика для воплощения одной идеи).

Усиление контактов академической музыки с массовой, в т.ч. джаз, рок и т.д.

 

Исполнители:

Рихтер, Коган, Шафран

Башкиров, Крайнев, Петров

Шаховская, Гутман, Башмет

Гродберг

 

Новые фестивали:

«Декабрьские вечера» с 1982 (Рихтер)

им. Шаляпина в Казани

им. Глинки в Смоленске

им. Чайковского в Воткинске

«Невские ассамблеи» (1981)

Шнитке в Горьком (1989)

Губайдуллиной в Екатеринбурге (1991)

 

Новые издания:

«Русская музыкальная газета»

«Музыкальное обозрение»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: