Русская музыкальная культура 60-90-х г.г. ХХ в.
Основные исторические и культурные события
1975 г. смерть Шостаковича
Окончание периода советской музыки (муз. обслуживание дат и событий)
Крупнейшие фигуры советского периода: Шостакович, Прокофьев,
Хачатурян, Свиридов, Денисов, Шнитке
+ Республики: Канчели, Тертерян, Караев…
Рубеж 80-90-х г.г. – крушение страны – геополитическое событие:
смутные времена
силы зла в смутные времена всегда активизируются («Все
расхищено, предано, продано» из статьи 1923 г.)
*ИСОМ – 3 (с.12)
беззащитность перед чиновниками и спонсорами
коммерциализация искусства, массовая культура в ущерб
классике
Тематика творчества
Аполикалиптическая тема (образы распадающегося мира, «конца света»)
Тема одиночества (народ – толпа одиночек), моральная и материальная
незащищенность
Неоромантизм, субъективизм
Общефилософская тема: жизнь– смерть – бессмертие
Нововведения:
свобода в выборе места проживания;
абсолютная свобода творчества;
свободный доступ к музыкальной информации;
техническая оснащенность времени;
свобода в техниках и стилях
Композиторские поколения
Старшее поколение: Свиридов, Уствольская, Хренников
(усталость, молчание, переживание потрясений)
«Шестидесятники»: Денисов, Щедрин, Эшпай, Шнитке,.Губайдуллина, Б. Чайковский, Петров, Слонимский, Тищенко
(новая нарвственно – философская проблематика,
новые техники композиции, экспериментальность)
«Семидесятники»: А. Чайковский, Корндорф, Смирнов, Сергеева
(закрепление открытий, соединение академической
техники, старых стилей с новыми:
Свиридов—Рахманинов, Римский – Корсаков
Шнитке, Слонимский—Средневековье, Ренессанс, Барокко
Денисов—Моцарт, Глинка, Шуберт
Эшпай—Равель, Чайковский, Рахманинов
+полистилистика: Шнитке, Щедрин, Денисов,
Шостакович)
«Потери девяностых»: Вайнберг, Каретников, Б. Чайковский,
Денисов, Свиридов, Шнитке
ПРОБЛЕМА «РУССКОСТИ В ИСКУССТВЕ»
Возрождение интереса к фольклору (особенно архаике):
использование народных текстов («Сокровенны разговоры» Сидельникова)
воспроизведение духовных и светских обрядов (Буцко, Свиридов, Тищенко)
использование архаической псалмодии
знаменный распев
Усиление интереса к классической русской литературе
Шостакович «Игроки»
Холминов «Шинель», «Коляска»
Щедрин «Мертвые души», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»
«Лолита»
Новое отношение к духовной теме
Дмитриев «Литургия»
Эшпа й 6-я «Литургическая» симфония
Денисов «Реквием»
Губайдуллина «Семь слов Христа Спасителя)
ПАНОРАМА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 60-х г.г.
период «оттепели» - приоткрытие железного занавеса:
новая музыка (Стравинский, Барток, нововенцы;
додекафония, пуантилизм, алеаторика, серийность)→
понятие «советский авангард» Шнитке, Губайдуллина, Денисов, Волконский,
Щедрин, Слонимский, Уствольская, Кнайфель, Тетерян, Канчели,
Сильвестров, Пярт
«Новая фольклорная волна»
Отсутствие реального допуска к слушателям→ кружки, объединения
Появление жанра «авторской песни»
Организации
1960 г. – создание Союза композиторов РСФСР
1964 – Всесоюзный Дом композиторов
1964 – Русское хоровое общество
Коллективы
фольклорный ансамбль Покровского
«Мадригал» Волконского
Фестивали, смотры, конкурсы
Конкурс им. П.И. Чайковского с 1958
Международный конкурс артистов балета
Международный конкурс вокалистов им. Глинки
«Звезды белых ночей»
«Ленинградская музыкальная весна»
«Варшавская осень»
Исполнители
Гилельс, Флиер, Юдина, Гринберг, Николаева; Ашкенази, Петров, Вирсаладзе, Соколов, Любимов;
Ройзман (орган)
Ростропович, Башкиров, Шафран, Шаховская, Гутман, Дружинин, Коган
Темирканов, Рождественский, Светланов
Шостакович Симфония № 13
Премьера – 17.12.1962, Большой зал МГК
для хора, солиста и симф. оркестра
на ст. Евтушенко
жанр: вокально – симфоническая сюита (по Шостаковичу)
синтетический: симфония + оратория (без сюжета)
5 частей: «Бабий Яр» (мерзость расизма)
«Юмор» (как носитель нравственной свободы)
«В магазине» (возвышение образа женщины – матери)
«Страхи» (порок, уродующий сознание)
«Карьера» (карьеризм)
Формы: рондо (I,V) и рондообразные
Интонационный источник тематизма - рефрен I части
ПАНОРАМА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 70-х г.г.
Рубеж 70-80-х г.г. – эмиграция:
Смирнов, Фирсова, Корндорф;
Щедрин, Шнитке, Губайдуллина – сотрудничали с Россией
Научные учреждения:
Всесоюзный научно – исследовательский институт искусств в Москве
Институт театра, музыки и кино =>
в Ленинграде с 1971 г.музыковедческие конференции: всероссийские, затем – международные.
Новые театры:
Московский детский музыкальный театр (п/р Н. Сац)
Камерный музыкальный театр (п/р Покровского)
Новые камерные оркестры
п/у Третьякова, Спивакова, Башмета, Грача, Безродной, Жукова
Ансамбль ударных инструментов п/у Пекарского (для него пишут Шнитке, Губайдуллина, Артемов)
Дирижеры
Гергиев, Растропович
Издательская деятельность, СМИ, телевидеопродукция
Телеоперы и телебалеты не снимаются, количество классики в СМИ стремительно уменьшается
Исполнители
Рихтер
Гутман, Третьяков, Башмет
Фестивали
«Московская осень» (с 1994 г. – международный) Денисов, Эшпай, Шнитке, Губайдуллина, Сидельников, Николаев, Щедрин)
«Ленинградская музыкальная весна»
им. Собинова в Ярославле
фестиваль современной музыки в Архангельске
ПАНОРАМА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 80-х г.г.
Композиторы «академического крыла»: Хренников, Свиридов, Б. Чайковский, Вайнберг, Леман.
Композиторы – «мэтры»: Щедрин. Шнитке, Губайдуллина, Денисов, Слонимский, Тищенко, Петров, Эшпай, Сидельников, Кнайфель.
Композиторы, достигшие творческой деятельности: Беринский, А. Чайковский, Корндорф, Фирсова, Ермолаев, Десятников.
Доминирующие творческие стили: неоромантизм, неоэкспрессионизм, необарокко.
Полистилистика→ «новая моностилистика» (полистилистика для воплощения одной идеи).
Усиление контактов академической музыки с массовой, в т.ч. джаз, рок и т.д.
Исполнители:
Рихтер, Коган, Шафран
Башкиров, Крайнев, Петров
Шаховская, Гутман, Башмет
Гродберг
Новые фестивали:
«Декабрьские вечера» с 1982 (Рихтер)
им. Шаляпина в Казани
им. Глинки в Смоленске
им. Чайковского в Воткинске
«Невские ассамблеи» (1981)
Шнитке в Горьком (1989)
Губайдуллиной в Екатеринбурге (1991)
Новые издания:
«Русская музыкальная газета»
«Музыкальное обозрение»