В классической советской и военной педагогике

Аннотация. Автор раскрывает гуманистические смыслы ситуации успеха, раскрывает внутренние механизмы и новые методические приемы ее создания в учебной деятельности, а также выводит свое понимание этого педагогического понятия. При этом считает, что саму ситуацию успеха следует понимать как способ организации учебной деятельности и предоставленную педагогом воспитаннику возможность в достижении успеха и в позитивной личностной самореализации.

Ключевые слова: педагогические приемы, ситуация успеха.

 

Введение. Сегодня на фоне технического прогресса, компьютерных технологий и электронного обучения потерялся сам человек, при этом он, как и тогда, в XX веке, остался один на один со своими слабостями, страхами, достоинствами и сильными сторонами. При этом к началу XX века он уже пережил кризис гарантированности человеческого существования благодаря экзистенциальной педагогике и педагогике сотрудничества, которая стремилась вернуть человека, побудив его отказаться от соблазна «сверхчеловечности», подкрепленной материальным успехом.

Педагоги, прошедшие войну (Я. Корчак, В. Сухомлинский), на сегодняшний день Виктор Шаталов - участник Великой Отечественной войны. Окончил Сталинский педагогический институт в 1953 году, живет в Донецке, в условиях военных действий, создали свою науку о человеке, у каждого из них - свой метод, обращенный к смыслу жизни и деятельности, каждый призывает и призывал жить достойно, полно и полноценно, счастливо. Каждый подтвердил свой призыв к тому, что «дети должны учиться победно», переросший в педагогический принцип и философско-жизненное правило качеством и ценой собственной жизни, каждый прожил достойно и полноценно.

Данные концепции, ключевой фигурой в которых оставался человек, вошли в основу педагогики сотрудничества, ориентированной на успех ребенка, они исполнены мудрости и тонкого понимания человеческой сущности, ощущения огромной ценности каждой жизни. В этих концепциях, вполне закономерно и естественно, прописана программа и методика создания благоприятных педагогических условий для успешного обучения, которая отвечала на вопрос: «Как учить без принуждения, с возможностью достижения успеха в обучении самими школьниками?»

Каждый из педагогов как философ предлагал свой вариант методического разрешения проблемы.

Методология и обоснование. Решением было создание благоприятных педагогических условий для учения, получивших в педагогике XX века разные названия:

- «мажорный тон» (А. Макаренко);

- «благоприятный психологический климат» (К. Роджерса);

- «интеллектуальный фон» (В. Сухомлинского).

На сегодняшний день мы можем сказать, что педагогический смысл ситуации успеха (по А.С. Макаренко) выражен принципом классической педагогики России - сочетания любви и требовательности. Он состоял в том, чтобы не потворствовать капризам и прихотям ребенка, а изживать иждивенческие наклонности, выдвигая посильные требования в достижении цели, которые педагог ставит перед детьми, способствуя развитию у них «завтрашней радости» - оптимизма - веры в успех завтрашнего дня.

Пошагово это выглядело бы так. Побудить ребенка к успеху (дальней или ближней перспективе) можно, используя ряд методов:

- авансируя доверием;

- проектируя в ребенке лучшее;

- забывая о зле;

- оценивая не ребенка, а его поступок.

Здесь же необходимо соблюдать два правила.

Во-первых, искаженное педагогическое требование – это всегда сюсюкание и уговаривание, которое сочетается с оскорбительной грубостью и нервной раздражительностью. Педагогический такт – норма требовательности, в которой сквозит уважение.

Во-вторых, если будет только жесткое требование, без мягкой любви, то педагогическая формула может быть выражена словами: «Не принимаю ребенка таким, какой есть!» А.С. Макаренко писал, что вся педагогическая работа небеспристрастна и «надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом». Без любви к человеку не было бы воспитания.

Между тем, согласно А.С. Макаренко «человека нужно не лепить, а ковать», (учить преодолевать трудности или как сказал бы сам А.С. Макаренко: учить «Не пищать!»). Наказание – не воспитание, воспитание – это воодушевление работой на основе оптимистического прогноза о том, что плохие поступки повторяются в результате негативного опыта, но после трех ошибок ребенок исправляется.

Точно также как и «интеллектуальный фон» (по В.А. Сухомлинскому) – в такой атмосфере ребенок может развиваться правильным образом, и перед ним откроется мир, наполненный смыслом (Сухомлинский, 1980).

Это чувство безопасности «не от чего-то», а безопасность «в чем-то». И задача воспитания — вести ребенка аккуратно сквозь разочарования и зло, сохраняя атмосферу защищенности, создавая все условия для развития и контакта ребенка с миром. Ребенок особенно нуждается в таких ситуациях защищенности, будучи не в состоянии противостоять учебным трудностям в частности и суровым реалиям жизни в целом.

И тогда человеческая жизнь и воспитание наполняются добротой, надеждой и жизнерадостностью, а там, где есть страх, там нет свободы личностному развитию. Появляется не жалость, но сорадование успехам.

Успехи способствуют духовному обогащению личности, открытию ею новых смыслов, обретению новых ценностей.

На стыке экзистенциальной педагогики и педагогики сотрудничества стоит «благоприятный климат» (по К. Роджерсу). Он может быть выражен в формуле: «Принимаю ребенка таким, каков есть, потому что ценю в нем личность, бужу все человеческое в человеке!»

Пошагово, возможно это выглядело бы так:

1) принять человека таким, каков есть; 2) узнать во всех отношениях (как и у К.Д. Ушинского) и проявить сочувствие (К. Роджерс); 3) найти позитивную сущность, скрытую в виде потенциальных возможностей; 4) выразить авансированное доверие (как и у А.С. Макаренко); 5) включить в интересующую его деятельность; 6) установить сотрудничество (с применением педагогических приемов: знаки внимания, контакт, одобрение, ситуация успеха); 7) не пропустить эмоциональный отклик (эмпатию) со стороны детей.

Методы и обсуждение. Врамках педагогики успеха ключевой остается задача - побудить ребенка учиться и двигаться по пути самосовершенствования и личностного роста; создать ему для этого надлежащие благоприятные условия.

На наш взгляд, в качестве ключевого благоприятного педагогического условия и действенного воспитательного средства выступает ситуация успеха. Обоснуем свою позицию.

Сущность ситуации успеха детально определял наш современник педагог В.А. Сластенин, который отмечал, что это совокупность педагогических условий, в которых личность обязательно справится с заданием.

Однако первенство в педагогике успеха остается за другим нашим современником А.С. Белкиным, который дает развернутую характеристику ситуации успеха как педагогических условий, в которых человеку предоставляется возможность пережить радость и достичь успеха.

Более детальное изучение ситуации успеха нами, позволило понять структуру ситуации успеха и выделить в ней такие компоненты как:

- переживание радости;

- достижение значимого результата;

- и возможность его позитивной оценки.

Что в свою очередь позволило определить ситуацию успеха как возможность достичь запланированного результата, оценить его как индивидуально-приемлемое и личностно-значимое достижение, которое сопровождается переживанием радости.

На сегодняшний день анализ работ (Макаренко А.С., Сухомлинского В. А. и др.) показал, что ситуацию успеха использовали педагоги и в до- и поствоенное время. Так, Антон Макаренко предлагал метод взрыва; метод авансирования доверием, а его последователь В.А. Сухомлинский предлагал ученикам самим справиться с заданием, веря в их возможности и силы.

На сегодняшний день методика создания ситуации успеха обогатилась новыми отдельными приемами, среди таких приемов мы можем выделить следующие.

Для полноты раскрытия предметной области коротко дадим характеристику каждому методическому приему и отметим, что ряд приемов задействованы в военной педагогике.

Метод взрыва – внезапное выявление смыслов неблаговидных поступков с целью их дальнейшего исправления.

Метод разрыва – это метод прекращения контактов «трудного» военнослужащего путем перемещения его в другое подразделение.

Метод критики – это способ конкретной конструктивной помощи, направленной не на подавление личности военнослужащего, а на оказание ему помощи в преодолении недостатков и упущений. Войсковой опыт подтверждает, что наибольшего воспитательного эффекта метод критики получает в сочетании с методом реконструкции характера, при котором строятся оптимистические прогнозы и идет опора на позитивные стороны личности военнослужащего.

Метод доверия – высказывание надежды командиром, побуждающее военнослужащего к активным действиям и стремлению их оправдать.Наибольшего воспитательного эффекта достигает открытое выражение веры командира в силы возможности военнослужащего

Прием реконструкции характера – это способ выявления положительных качеств военнослужащего при прогнозировании его дальнейшего развития.

Прием «Равняйсь!» - это блокировка неудачи или способ отвлечения от неудачи с ориентацией на ту сторону деятельности, в которой все получается или поиск новой деятельности, в которой успех возможен.

Прием «Снятие страха» - способ педагогического воздействия командира, который помогает военнослужащему преодолеть неуверенность в собственных силах. По словам Виктора Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки».

Прием «Внесение мотива» - способ, который показывает ради кого и ради чего совершается действие.

Заключение. Перед преподавателем всегда и до сих пор стоит задача передать… и не только знания, умения, навыки, но и любовь как одухотворенную облагораживающую человека силу. В чем ее выразить? Ответим: в «помогающих отношениях» и принятии (по К. Роджерсу); в доверии и заботе о коллективе и личности (по А. Макаренко); в молитве, труде и терпении (по Я. Корчаку); в оптимистической уверенности в силах ребенка (по В. Сухомлинскому).

Во-первых, ситуация успеха - это возможность достижения успеха, предоставленная педагогом воспитаннику, и только педагог, проявляющий заинтересованность в судьбе ребенка, видит в его учебных трудностях возможности для его личностного развития и самосовершенствования. Он не только верит в его успех, в его способность расти и развиваться личностно и духовно, но и воплощает свой оптимизм и уверенность в создании ситуации успеха.

Во-вторых, ситуация успеха - это еще и совокупность приемов, среди которых: метод взрыва, метод разрыва, метод критики можно считать жесткой, но при этом гуманистической методикой. Тогда как метод доверия, прием снятия страха, прием «Ровняйсь!» - мягкой методикой, требующей не сколько педагогического воздействия, сколько – взаимодействия, переходящего в сотрудничество.

Учитель способен предоставить ребенку возможность расти и развиваться, намечать цели и способы ее достижения, достигать успеха и такая возможность реализуется в создании ситуаций успеха по типам радости.

Учитель взращивает, прилагает усилия к совершенствованию ребенка как личности, он трудится, это его миссия, стремление и цель его деятельности.

 

Литература:

1. Аминов Т. М., Андреева Ю. В. Педагогическая система А.С. Макаренко: законы развития воспитательного коллектива и концепция завтрашней радости // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – № 6 (43). – С. 160-165.

2. Аминов Т. М. Рецензия на книгу Ю. В. Андреевой «Справочник оптимиста: для педагогов и учащихся» // Вестник ВЭГУ. – 2013. – № 2 (64). С. 218.

3. Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). Издание 2-е, переработанное и дополненное / Ш. А. Амонашвили. – М.: Изд-во «Школа Понимания», 2013. – 76 с.

4. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков. Дис. канд. пед. наук, Екатеринбург, 2003. – 173 с.

5. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? / Кн. для учителя / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - С. 168.

6. Военная педагогика. М.: ВУ, 1999.

7. Военная педагогика. СПб, Изд-во «Питер», 2008. – С.53.

8. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.

9. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ, 1995.

10. Головешкин В.Б. Ситуация успеха как средство формирования интереса к воспитательной деятельности у будущих офицеров. Дисс.к.п.н., Саратов, 2003. – 165 с.

11. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: АСТ, 2014. – 390 с.

12. Краткий курс лекций по социальной педагогике. М.: ВУ, 1995.

13. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.

14. Роджерс К.Р. Становление личности:Взгляд на психотерапию. Изд-во: ИОИ, 2017. – 239 с.

15. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

16. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М. И. Драгомирова. - М.: Русский путь, 2000. - 184 с.

17. Сухомлинский В. А. Как любить детей // Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 т. Киев: Радяньска школа. Т. 5. 1980.

18. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Киев: Радянська школа, 1978. – С.302.

19. Теория и практика воспитания военнослужащих. М., 2005.

20. Шаталов В. Ф. О факторах успеха // Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. - М: Педагогика, 1989. - С. 110-119.

21. Шаталов В. Ф.Оптимистическая педагогика: [Перевод] / Виктор Шаталов. - М.: Прогресс, 1988. - 285 с.

 

УДК 908

Арсланова Ф. М.

Канд. пед. н., заслуженный учитель Башкортостана

(Кушнаренково, РБ, Россия)

 

БАТЫРЛЫГЫҢ ҖЫРГА ТИҢ

Кушнаренко районы Әхмәт җидееллык мәктәбе укытучыларының фидакарь хезмәтенә багышлана.

Бөек Ватан сугышы... Илебезгә, халкыбызга зур афәт булып төште ул. Менә шул зур афәт, кайгы-хәсрәт илебез халкын бергә туплады, аларны бер максат – дошманны җиңү теләге белән янарга мәҗбүр итте. Бу максат безнең Кушнаренко районы Әхмәт авылы мәктәбе укытучыларын, укучыларын да дошманга нәфрәт уты белән янарга, җиңү өчен бар көчләрен бергә туплап көрәшергә өндәде. Әйтергә кирәк, бу кара, кайгылы көннәрдә укытучылар авылыбызның кешеләренә чын таяныч, терәк, бигрәк тә яшь буынны тәрбияләүдә иң алгы сафта баручылар булып тора.

Кемнәр соң алар авылның сугыш чоры укытучылары? Түбәндәге исемнәрне тирән хөрмәт һәм укытучы өчен горурлык хисе белән телгә алыр идем: мәктәп директоры, Хезмәт Кызыл Байрагы ордены кавалеры Сәгыйть абый Шәрәфетдинов, башлангыч сыйныфлар укытучылары Зәрә апа, Зәкия апа Арсланова, Рәбига апа Чанышева, Тәскирә апа Каюмова, Мәгълүфә апа Шәймөхәммәтова, Наилә апа Ногоманова һәм алар кебек башка укытучылар. Исән укучылар аларны һаман да тирән хөрмәт белән искә алалардыр. Алар бит иң авыр чакта, кайгы-хәсрәтле көннәрдә балаларга, балаларга гына түгел, авылның юар кешеләренә терәк-таяныч булып торалар, йөрәкләрдә якты тормышка, дошманны җиңүгә өмет, ышаныч уяталар.

Педагогик хезмәте өчен күп санлы медальләр белән бүләкләнгән Рәбига апа, аның тормыш иптәше Сәгыйть абый Шәрәфетдинов искиткеч нечкә күңелле, шигъри җанлы кеше булалар. Алар сугыштан соң да әле күп еллар мәктәптә эшләделәр. Хәтердә: зур тәнәфес вакытларында Рәбига апа башка укытучылар белән бергә яттан шигырьләр, поэмалар сөйләүне оештыра иде. Балалар бер-бер артлы чыгып шигырьләр, Фатих Кәрим поэмаларын сөйлиләр иде. Ә авыр сугыш елларында бу чара балалар йөрәгендә матур тойгылар, якты тормышка, җиңүгә ышаныч уята, әдәби әсәрләр, шигырьләр укырга дәртләндерә. Рәбига апа белән Сәгыйть абый бик тәрбияле, тәртипле, укучыларга чын үрнәк булырлык кешеләр иде. Хәтеремдә болын-урманнарга экскурсиягә чыкканда юа, кузгалак, күргәндә, кесәсеннән кечкенә пәкесен чыгарып, аларны матур итеп кисеп ала да, шулай ук матур итеп ашап куя иде Сәгыйть абый. Без үзебезнең шул үләннәрне ашыгып-йолкып авызга капканга оялып куя идек.

Шулай ук сугыш елларында мәктәбебездә Тәскирә апа Каюмованың, тәскирә апа Арсланованың, Лия апа Мостафинаның, Фәүзия апа Гыйзетдинованың, вәлимә апа Гыйрфанованың, Лия апа Солтанованың, Нәсимә апа Әминеваның, Гөлсем апа Абдуллинаның, сугыш еллары ахырында Мөдәрис абый Гыйзетдиновның, Мәсгуть абый Нәбиуллинның, Сабир абый Әхмәлетдиновның, Зөфәр абый Мостафинның, Зәбир абый Ногомановның да хезмәтләре, яшь буынны тәрбияләүдәге рольләре бәяләп бетергесез. Бу укытучыларның күбесе әле сугыштан соң да эшләделәр. Зөфәр абый Мостафинның әдәбият дәресләрен яхшы хәтерлим. Драма әсәрләрен, комедияләр үтсәк, аларны укучылардан рольләргә бүлеп укыта иде. Комедияләрне укыганда үзе дә безнең белән егылып китеп көлә иде... Бу хәл безне укытучыга тагын да якынайта, бердәм сөенергә чакыра иде...

Сугыш елларында укытучылар белем бирүче генә булмый, ә авыл халкын агартучы да, аларны әдәпкә, кешелекле булырга чакыручы да, колхозның авыр эшләрендә колхозчылар белән бергә басуда, болында эшләүче дә, кайгылы кешеләрне юатучы да, аларның кайгысын уртаклашучы да булалар. Илебездә дошманнан азат ителгән шәһәр исемен ишетү белән, алар мәктәпкә гармуннар алып килеп, укучылар өчен бәйрәмнәр оештыралар. Бу бәйрәмнәргә авыл халкы да теләп килә. Ул күңел ачулар, бәйрәмнәр кешеләрне, кайгы-хәсрәт күп булса да, тормышның дәвам итүенә, илебезгә барыбер зур Җиңү килүенә ышандыра, аларны өмет белән яшәргә, шул җиңү өчен барын да эшләргә чакыра.

Сугыш чоры... Хатын-кызлар, карт-корылар, бала-чагалар гына калган авылда күпме авырлыклар тудыра ул. Авыл халкы күтәргән бөтен авырлыкныукытучылар да, әлбәттә инде, укучылар да күтәрә ул чорда. Утауга йөрүләр, колхоз ихатасын җыештырулар, басуларда урак белән иген урулар, көлтә бәйләүләр, иген чәчүдә катнашулар, җәй көне колхозга печән әзерләүләр алар өстенә дә төшә бит.

Әмма шундый авыр эшләрдә катнашулар булса да, укытучылар балаларны төрле яклап тәрбияләргә, аларны чын кеше, көрәшче итеп үстерергә тырышалар. Укытучыларның балалар белән урманга экскурсияләр оештырулары, табигать матурлыгын күрергә чакырулары, хәтта балаларны күлләрдә йөзәргә өйрәтүләре, спорт белән чыныктырулары шул хакта сөйли бит.

Укытучы... Сугыш чоры укытучысы... аны ул вакытта нинди генә эштә очратмыйсың! Менә ул салкын сыйныф бүлмәсендә язарга дәфтәрләре дә булмаган балаларга сәгатьләр буе тактага акбур белән яза-яза дәрес аңлата. Менә ул дәрестән соң сыйныфны җылыту өчен балта-пычкы тотып балалар белән бергә утын әзерли. Менә ул сугышта әтиләрен, абыйларын югалткан балалар йөрәген җылытучы сүзләр табарга тырыша. Менә ул авылдагы һәр өйгә кереп, хатын-кызларны фронт өчен оекбашлар, бияләйләр бәйләргә чакыра, бәйләнгәннәрен җыеп, фронтка җибәрергә әзерли. Менә ул гәзитләр укып, халыкка фронт яңалыкларын җиткерә..

Әлбәттә, укытучыларның үзләренә дә кайгылы кәгазьләр килеп тора ул чакта. Әмма алар яшь күрсәтми, балалар кайгысын, авылдашлары кайгысын уртаклашып, сугыштан яраланып кайткан сугышчыларның өйләренә барып, ярдәм оештырып яшәргә тырышалар.

Хәтеремдә, укытучы Наилә апа Ногоманова (ул әле сугыштан соң күп еллар мәктәптә эшләде) салкын класста ач, өшегән, ябык балаларны күреп, түзә алмавы, читкә борылып, күз яшьләрен сөртүе һәм, бүлмәне җылыту өчен балалар белән чана тартып, утын, чыбык-чабык җыярга китүе турында сөйләгән иде. Никадәр кешелеклелек, миһербанлылык ята укытучы йөрәгендә!

Сугыш еллары укытучылары! Илебезгә килгән Бөек Җиңүдә, сугыштан соң илне аякка бастыруда сезнең дә өлешегез зур. Күбегез мәңгелеккә күчкәндер инде. Урыныгыз җәннәттә булсын! Исәннәр таза-сау булып озак яшәсен.

Шагыйрә Нәҗибә Әминеваның Бөек Ватан сугышы чоры укытучыларына багышлап язган шигыре монда урынлы булыр:

Укытучы!

Яшәсәң дә

Нинди генә чорда син,

Батырлыгың шигырьгә тиң,

Батырлыгың җырга тиң.

Ил тормышына кушылмый

Мәктәп шул яши алмый.

Илгә килгән зур афәтләр

Аңа кагылмый калмый.

Ялгышмам, туган мәктәбем,

Сүз әйтсәм сине мактап.

Мәктәбем бит илебезгә

Геройны биргән мәктәп.

Сөю тәрбияләгән ул

Балаларга, Ватанга.

Герой үстергән мәктәпләр

Лаклылардыр данга.

Бөек Җиңүдә зур бит ул

Укытучы өлеше.

Батырлар үстерде бит ул,

Үстерде бит чын кеше.

Сугыш чоры...

Кәгазь юкка

Мәктәп тактасында ул

Белем бирде

Җиделе

Лампа яктысында ул.

Атасыз калган балалар...

Аларның хәленә кереп,

Җылы сүз әйтте,

Һәркайсын

Үзенекедәй күреп.

Укучыларны, халыкны

Баручы булды әйдәп.

Күбрәк аннан күчте аларга

Кешелеклелек, әдәп.

Укытучы!

Яшәсәң дә

Нинди гнеә чорда син

Батырлыгың шигырьгә тиң,

Батырлыгың җырга тиң.

 

УДК 371/375

Артамонова О. А.

Научный сотрудник ЯВВУ ПВО (Ярославль, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: