Роль системы ФЗО в обеспечении Победы

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

(НА МАТЕРИАЛАХ БАШКИРСКОЙ АССР)

Аннотация. В статье рассматривается функционирование системы фабрично-заводского обучения в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны. Дается оценка эффективности этой системы в условиях военного времени. Рассматриваются проблемы и трудности организации процесса обучения и совмещения его с работой на предприятиях. Приводятся данные о количестве подготовленных системой ФЗО рабочих кадров.

Ключевые слова: Фабрично-заводское обучение (ФЗО), учебный процесс, рабочие, трудовые резервы, производство.

Система фабрично-заводского обучения, формировавшаяся в 1930-е гг. во время Великой Отечественной войны доказала свою высокую эффективность. Она одновременно решала две задачи: готовила кадры рабочих и направляла их на промышленные предприятия.

В довоенные годы в СССР осуществлялась подготовка квалифицированных рабочих при самих предприятиях в школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они просуществовали с 1920 по 1940 гг.

Однако широкомасштабный характер модернизации производства в 1930-е гг. вызвал необходимость массового обучения молодежи рабочим профессиям. Существовавшая система подготовки была не в состоянии удовлетворить потребности производства, особенно новых отраслей.

2 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О государственных трудовых резервах СССР», который предусматривал создание структуры государственных трудовых резервов, в состав которой и входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), железнодорожные и ремесленные училища. Эти училища готовили горняков, металлургов, токарей, слесарей, энергетиков, нефтяников, рабочих для строительства, цветной металлургии, угольной промышленности, и других отраслей. «В Башкирии в октябре 1940 г. было организовано 2 ремесленных училища (в Белорецке и Ишимбае), железнодорожное училище в Уфе и 5 школ ФЗО с общим контингентом 2570 человек. В мае 1941 г. состоялся первый выпуск из школ ФЗО (1200 человек).  Учащиеся этих профессионально-технических училищ принимались на полное государственное обеспечение» [5, c. 240]. Однако условия проживания и питание оставляли желать лучшего, что потребовало от власти принятия более жестких мер.

Президиум Верховного Совета СССР 28 декабря 1940 г. принял Закон «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училищ (школы)». Если учащиеся нарушали дисциплину, то их исключали из училища (школы), и по приговору суда направляли в трудовые колонии сроком до одного года.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала радикальной перестройки всей системы обучения в ФЗО. Срок обучения в училищах во время войны сократился до одного года, в школах ФЗО — до четырех-пяти месяцев. Учащиеся данных школ стали все шире привлекаться к труду. Воспитанники не только овладевали профессиями, но и непосредственно работали на производстве.

В годы войны, учеба в школах ФЗО и училищах шла ускоренными темпами и имела практический характер. Основное внимание уделяли практическим занятиям, т.е. получалось так, что производственная практика совпадала с началом трудовой деятельности.

В суровых условиях войны и массового призыва в армию работников производственной сферы, решение было найдено. Молодежь стали принудительно привлекать к обучению различным рабочим профессиям. Местные органы власти обязаны были выполнить своего рода «разверстку» среди девушек и юношей, которых отправляли в те или иные учреждения профессионального образования. Для этого создавались призывные комиссии, в которые входили представители профсоюзной организации, секретарь райкома ВЛКСМ, а также председатель райисполкома. Местные органы власти были обязаны своевременно отправить молодежь на места профессионального обучения, вдобавок к этому их должны были обеспечить продуктами питания и одеждой на то время, когда они будут в пути к месту учебы. Также приветствовалось принятие молодежи, проходившее на добровольной основе, в училища и школы ФЗО.

Также Башкирский обком ВКП (б), горкомы партии обращали серьезное внимание на укрепление материальной базы училищ и школ, подбор преподавателей, постановку учебно-воспитательной работы. «В октябре 1942 г. бюро Уфимского горкома партии обсудило вопрос о состоянии учебно-производственной и воспитательной работы в школах ФЗО города. Бюро наметило меры по организации учебного процесса, повышению квалификации преподавателей, улучшению быта в общежитиях. Вопросы состояния и улучшения материально-бытовых условий учащихся неоднократно рассматривались на заседаниях Совнаркома республики» [1, с. 74].

В заключение отметим, что благодаря образовательной системе фабрично-заводского обучения в нашей стране, были решены проблемы подготовки трудовых резервов, что сыграло огромную роль в победе в Великой Отечественной войне. За годы войны сеть ремесленных училищ и школ ФЗО значительно выросла. «В 1945 г. в СССР действовало более 2400 училищ и школ с количеством учащихся, превышавшим полмиллиона человек» [4, c. 58]. «К 1945 г. насчитывалось (в БАССР) 27 школ и училищ с контингентом обучающихся в них более 12 тыс. человек, а также за период войны с 1941 по 1945 года в Башкирской АССР было подготовлено 40,6 тыс. молодых рабочих» [3, c. 241].

Источники и литература:

1. Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Уфа: Башкнигоиздат,1984. 280с.

2.  Гибадуллин Б.Г.Советская Башкирия в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Уфа: Башкнигоиздат, 1971. 212 c.

3. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Статистический сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1964. 290 c.

4. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1985. 711с.

5. Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. Уфа: Башкнигоиздат, 1971. Ч. 1. 326 с.

 

УДК 94(47) «17/1991»

Алмаев Р. З.

Канд. ист. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: