В годы Великой Отечественной войны до введения всеобщего военного обучения

(НА МАТЕРИАЛАХ ОБЛАСТЕЙ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Аннотация. На материалах областей Верхнего Поволжья рассмотрены проблемы военной подготовки молодёжи в рамках Осоавиахима и народного ополчения до 17 сентября 1941 года (начало создания системы Всеобщего военного обучения). Показаны причины неудач оборонного общества и пр. в деле подготовки боевых резервов, создания принципиально новой системы в этом аспекте.

Ключевые слова: молодёжь, народное ополчение, Осоавиахим, Всевобуч, ВЛКСМ, военно-патриотическое воспитание.

 

До появления постановления Государственного комитета обороны, открывшего дорогу широко организованной подготовке боевых резервов для РККА через систему Всеобщего военного обучения (Всевобуча), уже сложилась достаточно разветвлённая сеть решавших ту же задачу различных кружков, секций, школ и отрядов, руководимых множеством ведомств и имевших абсолютно неунифицированные программы боевой и политической подготовки.

Необходимо с патриотическим уважением относиться к явному боевому порыву, охватившему молодых участников народного ополчения, комсомольцев и несоюзную молодёжь мужских и женских различных военнизированных формирований, бойцов истребительных отрядов, активистов Красного Креста и Осоавиахима; но при этом нельзя закрывать глаза на такие проблемы этого периода, как децентрализация, разобщённость ведомственных усилий, низкую эффективность воспитательных воздействий в адрес молодёжи со стороны соответствующих организаций.

Условия военного времени деструктивно воздействовали на функционирование двух крупнейших довоенных военно-патриотических организаций – народного ополчения и Осоавиахима.

В народное ополчениесоветские граждане с началом войнызаписывались массовым порядком. К 1 августа 1941 года им было охвачено: в Ивановской области – 114 тысяч человек, в Ярославской области – 110 тысяч человек [2, с. 57]. Первый секретарь Калининского обкома ВКП (б) И.П. Бойцов писал в «Правде», что «в отрядах народного ополчения систематически ведётся военная учёба. Руководят ею секретари парторганизаций. Ополченцы изучают матчасть, овладевают средствами борьбы с танками» [1, с. 3]. 11 июля 1941 года Совинформбюро отметило серьёзные успехи, достигнутые в Верхнем Поволжье в военном обучении молодёжи [3, с. 46].

Но от факта записи в ряды народного ополчения до получения настоящей военной специальности существовала «дистанция огромного размера». В городе Владимир к концу июля 1941 года в формированиях народного ополчения числилось 3 646 человек, а реально посещали занятия по военной подготовке только 584 человек (16 % от общего списка). В Ивановской области явка молодёжи на занятия в инстанции народного ополчения в будние дни не превышала 50 %, а в выходные и вовсе стремилась к нулю [2, с. 57]. Причинами тому являлись и разновременность окончания рабочего дня в организациях и на предприятиях, где была занята молодёжь, и слабость аппарата контроля, да и сама аморфность организации народного ополчения.

Сыграла свою роль и кампанейщина: отдельные руководители, видимо, желая быстрее доложить о возможно большем количестве участников ополчения, допускали при записи грубые нарушения добровольности и порядка призыва. Например, руководство города Вичуга смогло следующим образом увеличить на 50 % количество ополченцев: «молодые люди повестками вызывались на призывные пункты, где им, вместо отправки на фронт, предлагалась «добровольная» запись в ополчение» [2, с. 58].

В практике местных органов военного управления (военных комиссариатов) наблюдались также попытки улучшения дисциплины занятий по военной подготовке в рамках народного ополчения через отправку нарушителей воинской дисциплины на фронт. Заведующий военным отделом Владимирского городского комитета ВКП (б) Соков с гордостью докладывал в обком партии о подобной «мобилизации» 25 злостных нарушителей [2, с. 58]. Думается, что внутренняя противоречивость этих на самом деле антивоспитательных действий состояла в том, что молодых людей наказывали именно тем, к чему их же и готовили.

Таким образом, в самом массовом эшелоне подготовки боевых резервов – в народном ополчении – не существовало адекватных обстановке военного времени организационно-содержательных предпосылок успешного военно-патриотического воспитания молодёжи.

Совместным постановлением ЦК ВЛКСМ, Секретариата ВЦСПС, Центросовета Осоавиахима, Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта и Исполкома союза общества Красного Креста в августе 1941 года было решено «сосредоточить военное обучение трудящихся в организациях Осоавиахима. Военная подготовка должна носить исключительно практический характер и обеспечить получение основных военных знаний и навыков» [2, с. 59]. Предполагалось перемещение в подразделения Осоавиахима и центра тяжести воспитательной работы.

Правомерность подобного решения оспорил в своей записке, которую 16 сентября 1941 года отправил в Президиум Верховного Совета СССР старейший военный работник партии Н.И. Подвойский. Он, в частности, указывал, что Осоавиахим неавторитетен для наркоматов и ведомств Советского Союза, а его система не сможет обеспечить военно-физическую подготовку населения даже и в мирное время [2, с, 60].

Перестройка первичных организаций Осоавиахима с началом войны затруднялась:

оттоком части инструкторов на фронт;

передачей в воинские части оружия, военной техники и имущества;

слабостью низовых организационных структур, «невоенной рыхлостью порядка и дисциплины в них».

За первый год войны, например, в Ярославской области во всех районах сменились по 3 – 4 руководителя организаций Осоавиахима, число членов сократилось более чем на 30 тысяч человек, количество первичных организаций уменьшилось с 3 253 до 2 854. Контрольные занятия по подготовке военных специалистов выполнялись не более чем на 30 % [2, с. 59].

Стихийно сложившаяся система подготовки боевых резервов для Красной Армии не соответствовала задачам военного времени. Военно-патриотическое воспитание молодёжи страдало разобщённостью целей и приоритетов. Указанные недостатки могло устранить только создание единой системы подготовки мобилизационных резервов.

Не случайно, 17 сентября 1941 года центральные газеты опубликовали постановление Государственного комитета обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», в соответствии с которым ответственность за подготовку трудящихся, молодёжи к защите Отечества возлагалось на Наркомат обороны СССР и местные органы военного управления (военные комиссариаты). Тем самым было положено начало деятельности системы Всевобуча.

Литература:

1. Бойцов И. Военная подготовка трудящихся – боевая забота партийных организаций // Правда. – 1941. – 25 сентября. – С. 3.

2. Осьмачко С.Г. Военные комиссариаты в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.): на материалах областей Верхнего Поволжья. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2000. – 248 с.

3. Сообщения Советского Информбюро. – М., 1944. - 312 с.

УДК 377.3

Асадуллина Г. А.

Канд. ист. н., преподаватель истории УМПК (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: