Система образования Набережных Челнов

И ЧЕЛНИНСКОГО РАЙОНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Аннотация. На основе архивных документов и периодической печати рассматривается состояние системы образования г. Набережные Челны и Челнинского района в годы Великой Отечественной войны. Раскрывается комплекс мероприятий, проводимых исполкомом Челнинского райсовета по повышению качества образования, усилению посещаемости детьми образовательных учреждений, улучшению материального состояния школ и их кадрового обеспечения. Вскрываются основные проблемы и успехи региональной системы образования в военное время.

Ключевые слова: образование, история образования, Великая Отечественная война, Набережные Челны, Челнинский район, ТАССР.

 

Челны в годы войны были небольшим тыловым городом с населением около девяти тысяч человек. В условиях начавшейся войны большая работа пришлась на дошкольные образовательные учреждения. Матери, жены, сестры и дочери заменили на предприятиях и в колхозах своих сыновей, мужей, братьев и отцов, уходивших на фронт. Детские сады в городе, летние площадки в деревне должны были помогать матерям. В связи с этим было обращено внимание на обеспечение безотказного обслуживания детскими садами детей граждан, мобилизованных в Красную армию, и детей матерей-одиночек, а также на помощь эвакуированным детям из прифронтовой полосы [2].

Дети дошкольного возраста с 1 октября 1941 года обслуживались девятью детскими садами с охватом в 445 детей, из них 275 – дети мобилизованных в ряды РККА и 47 – эвакуированного населения. Из девяти детских садов два были бюджетными, один находился на содержании хозяйственных организаций, в сельской местности располагалось три сада, было также два совхозных и один колхозный садик. В трех интернатах также существовали дошкольные группы: в интернате завода №28 было 55 человек, в ЦК речников (Красный Ключ) – 113, в Центре Заготзерно – 55. По плану на лето 1942 года предполагалось развернуть три детских сада в колхозах с охватом в 134 ребенка, в совхозе «Комсомолец» с 25 местами и детских площадок в колхозах района с охватом 1375 человек [8, л. 15].

Школьная сеть города насчитывала три средние школы:

1. Имени Г. Димитрова, русскоязычная, в составе десяти классов.

2. Имени Вахитова, татарская, в составе девяти классов.

3. В селе Красные Челны, русскоязычная, в составе восьми классов.

Из-за многочисленности учащихся девятых и десятых классов этой школы, с начала учебного года ученики были переведены на свободные места в среднюю школу им. Г. Димитрова.

Неполных средних школ (далее – НСШ) насчитывалось 16, вместо 15 к началу учебного года (согласно постановления СНК ТАССР Биклянская средняя школа была реорганизована в неполную среднюю школу). По языковому признаку школы разделялись на шесть татарских и 10 русских. Начальных школ было 53, из них русских – 25, татарских – 26 и смешанных – две. Данная сеть школ вполне обеспечивала охват детей школьного возраста. Все школы занимались в собственных помещениях, за исключением Орловской неполной средней школы, которая, по случаю передачи ее помещения под эвакуированное детское учреждение, была переведена в здание сельского клуба и избы-читальни [20, л. 15].

К началу учебного года были сданы в эксплуатацию помещения для школ: Князевской НСШ на четыре класса, Иштеряковской НСШ на три класса и Ахтюбинской начальная школа на два класса. Школы для занятий были подготовлены своевременно, ремонт помещений и вывоз топлива были закончены к началу учебного года. В основном все школы были обеспечены тетрадями, учебниками и учебными пособиями на удовлетворительном уровне. Исключение составляли некоторые учебники для русских школ: книги для чтения после букваря, книги для чтения (2 часть), учебник русского языка Афанасьева (часть 1 и 2); в 4 классе: география (2 часть), естествознание (2 часть), хрестоматия (2 часть), и, кроме того, учебники немецкого языка для 5–6 классов. В татарских школах не хватало учебников татарского языка за 2 класс (две части). Совершенно не было учебников по истории древнего мира и по истории средних веков на татарском языке. Количество имевшихся экземпляров учебников не обеспечивало всех учащихся.

В течение первого периода Великой Отечественной войны, вследствие переживаемого военного времени, произошли большие изменения в составе учителей. Отдельные преподаватели, директора и заведующие школ были призваны в ряды РККА и флота. В это время было принято в школы 60 человек. В начальные школы – 18 человек, в 1-7 классы НСШ – 29, в 1-10 классы средних школ – 13. Из них 51 женщина, членов и кандидатов в члены ВКП(б) – 6 человек. По образовательному цензу: с высшим образование, закончивших двух и трех годичные педагогические институты – 28 человек, с общим средним и специальным средним – 32 человека. 27 преподавателей имели педагогический стаж от 5 и более лет, 33 человека со стажем – менее 5 лет [20, л. 16].

Для осуществления всеобщего обязательного обучения детей были проведены следующие мероприятия. Первым делом, до начала учебного года, по всему району был проведен учет детей школьного возраста, как местных, так и эвакуированных. Следующим шагом было проведено общее собрание родителей, а также на бригадных собраниях колхозников была проведена разъяснительная работа о всеобуче, о необходимости отправки детей в школы. По плану РОНО, количество детей, подлежащих охвату обучения по всем типам школ, составляло 9 077 человек. Фактический охват по всем типам школ: в 1-4 классах – 5 946 человека, нехватка – 53 человека; в 5-7 классах – 2 364 ученика, нехватка – 429; в 8-10 классах – 250. Всего в школах обучалось 8 560 учеников. Из-за материальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви были вынуждены покинуть учебные заведения в 1-4 классах 175 учащихся, в 5-7 классах – 120, а в 8-10 – 22 ученика. Также за это время прибыло в школы 255 учеников.

Уже на 1942 г. в школах наблюдалась низкая посещаемость (таблица) [14, л. 16-17]. В первом-четвертом классах не посещал школу практически каждый пятый ученик. В средних и старших классах цифры были куда менее радужны: школу посещало лишь 60% учеников. Низкая посещаемость школ была связана и с недостатками в организации подвоза детей из прикреплённых селений. Плохая посещаемость по Орловской школе объяснялась пропуском занятий учащихся по болезням и частым отрывом по домашним обстоятельствам, в том числе для ухода за малолетними; их посещаемость составляла 63,8%, что было чуть выше, чем у Мусабай Завода с 61,7%.

 

Посещаемость учениками школ города Набережные Челны и Челнинского района за 1942 год, в %

Школы

Классы

По школам в целом

1-4 5-6 7-10
Начальные 82,6 82,6
Неполные средние 80,1 62,9 71,1
Средние 80,0 55,9 67,3 67,0

 

Школа механизации сельского хозяйства, занимавшаяся подготовкой механизаторских кадров, к учебному сезону 1942-1943 г. оказалась плохо подготовленной и занятия начались с большим опозданием – 29 ноября 1942 г. Мастерские для практических занятий не были подготовлены и оборудованы. Топлива для отопления школы и столовой заготовлено только 130 кубометров, при годовом потреблении в 171. Экспонатных машин для изучения было недостаточно. На пять групп имелся лишь один трактор ХТЗ-Т 21, для практической езды не было ни одного трактора ЧТЗ. Отсутствовали учебники и пособия на татарском языке. Машинный парк располагался под открытым небом. Из-за неподходящих помещений мастерских в классах стояла низкая температура, отсутствовало освещение, необходимое для проведения вечерних занятий. Учащимся не были созданы нормальные бытовые условия, все они размещались по частным квартирам и большинство из них вынуждено было платить за проживание.

Исполком отметил, что политико-массовая работа среди курсантов была поставлена слабо. Пополнение школы на январь месяц 1943 года было выполнено лишь на 43% – 174 человека. Школа к набору новых курсантов не была подготовлена, недостаточно мест для организации практики. Инструкторов по практической части школа совершенно не имела. Дисциплина в школе находилась на низком уровне, посещаемость за декабрь месяц 1942 г. составила 88,5%. Исполнительный комитет райсовета решает передать школе помещение клуба Красночелнинского сельского совета [18, л. 36].

Профессиональное образование давала также артель «Красная заря». По данным на январь 1943 г. она проводила обучение женщин по сапожному делу – 42 человека, по пошивочному – 9, колесному – 15, бондарному – 9, плетению корзин – 10, суконному – 7, ложкарному – 7, санному – 6. Всего числилось 105 учеников [15, л. 11].

Организация в колхозах яслей и детских площадок на период весеннего сева 1943 г. отражена в следующих показателях: по яслям охват составлял 48 колхозов с 1 450 детьми и по детским площадкам – 40 колхозов с охватом в 1 500 детей. Требовалось отремонтировать и привести в порядок помещения, обеспечить ясли и площадки оборудованием и инвентарем. Было необходимо подготовить продукты питания путем выделения из колхозных фондов, а где это невозможно – организовать сбор продуктов с родителей. Нужно было немедленно найти имевшие опыт работы кадры воспитателей и нянь в колхозах и подобрать недостающее количество персонала. Администрация требовала не допускать прием детей в детские учреждения без медицинского осмотра и систематически контролировать состояние их здоровья. Отмечалось, что зав. РОНО Перепелица и зав. районным здравоохранением Липовецкая проявили полную бездеятельность в организации детских учреждений в колхозах [12, л. 208]. Топлива для детских учреждений и больниц должно быть завезено к 15 сентября 1943 года не менее 50%. Для транспортировки 1 500 кубометров дров намечалось выделить из колхозов 60 лошадей, 29 рабочих и из города 6 человек, сроком с 15 по 25 июня [5, л. 386].

Стоит подчеркнуть, что, несмотря на трудности, вызванные военным временем, большая часть школ района своевременно подготовилась к 1942-1943 учебному году и начала учебные занятия организованно. Ряд школ полностью охватили обучение всех детей 8-15 лет – это школы колхозов «Кызыл-юл», «Бахчи-Сарай», «Н. Ерыклы» и другие. Многие учителя добились глубоких и прочных знаний учащихся, но в целом по району наблюдалась низкая успеваемость. Во многих школах активно шла военно-физическая подготовка. Укрепилась дисциплина среди детей. В районе наблюдалась нехватка детей в школах, на начальном этапе учебного года недостаток составлял 2 017 детей 8-15 лет, из них в начальной школе – 890 детей, 366 учащихся отсеялось за первое полугодие. Были сложности с методической работой в школах, не было организовано заочное обучение педагогов [1]. Очень слабо был поставлен контроль за учителями со стороны руководства школ и РОНО [4, л. 10].

С другой стороны, отмечалось, что в школьных интернатах для детских эвакуированных учреждений на высоком уровне поставлена учебно-воспитательная работа, а все дети школьного возраста обучаются в школах. Признавалось, что существуют определенные проблемы: плохое питание детей, особенно начиная с 1943 года. За первый квартал этого года, из-за отсутствия нарядов со стороны «Татнаркомторга» и халатности со стороны районного потребительского союза в доставке продуктов питания, детские учреждения недополучили продуктов согласно нормам. Такая же ситуация наблюдалась и во втором квартале 1943 года, когда «Карантин №4» не дополучил 66 килограмм сахара и столько же масла. Райпотребсоюз отпускал продукты по нарядам с задержками, даже при наличии продуктов на складах. Не выполнялись планы сева на подсобных хозяйствах детских учреждений. Заготконтора, несмотря на имеющийся семенной картофель для детских учреждений, не принял должных мер к выполнению наряда. Заведующие детскими учреждениями должной инициативы по взысканию семян не проявили и плохо организовали заготовку картофеля. Местные артели перестали изготавливать обувь и одежду для детей и плохо справлялись с их ремонтом. В школьных интернатах полностью не было развернуто трудовое воспитание детей, зав. РОНО Перепелица не проявил должных мер к организации производственных мастерских, а промышленные артели не оказали в этом нужной помощи [17, л. 344]. Поскольку Челны являлись проездным городом для целого ряда других районов, то с открытия навигации в городе значительно увеличилось число беспризорных детей, которые вынуждены до устройства на работу или в детдом скитаться по улицам города. Исполком города ходатайствовал перед СНК ТАССР об открытии комнаты привода с среднемесячным контингентом в 15 человек и просил ассигновать для этой цели 29 515 рублей на четыре месяца. Цифра была обусловлена такими расчетами: пятиразовое питание для 15 детей на одни сутки составляло 75 рублей, а на четыре месяца – 9 000. Стоимость 15 кроватей – 1 050 рублей, ежемесячная плата заведующей комнаты привода – 450 рублей, уборщице – 105 рублей [19, л. 355].

В 1944 г. райсовет занялся созданием продовольственного фонда помощи детям фронтовиков и беспризорным, а также вновь организованным детдомом. Учитывая отсутствие подсобного хозяйства при детском доме, было постановлено обязать колхозы и сельские советы помочь учреждению с посевами на участках для детей-сирот и семей фронтовиков. Был утвержден размер посевной площади: 7 га зерновых и 5 га картофеля. В данном мероприятии приняли участие колхозы «Нива», «Югары Урняк», «Имени Кирова», «Яна турмыш», «Имени Чкалова» и «Имени Сталина». В детском доме размещено 83 ребенка, являвшихся беспризорными, детьми семей фронтовиков и потерявшими родителей. Считалось необходимым передать из домов ребенка детей дошкольного возраста, в количестве 35 человек, в дошкольный детский дом. Вместе с детьми нужно было передать полный комплект одежды, постельных принадлежностей и белья, а также кухонный инвентарь. Учитывая отсутствие подсобного хозяйства и плохую материальную базу, отсутствие значительной части оборудования, кухонных и постельных принадлежностей, районный совет считал невозможным содержание в детдоме более 120 человек [11, л. 58].

Выполнить закон о всеобуче, не оставить ни одного ученика вне школы – такую первоочередную задачу неоднократно ставил исполком райсовета перед сельскими советами и руководителями школ. На этом пути были предприняты практические мероприятия. К началу 1944-1945 учебного года не охватили школой детей и подростков 7-15 лет 1 917 человек, в том числе подлежащих обучению в 1-4 классах – 888 человек; после начала обучения РОНО вовлекло дополнительно 191 ученика и в тоже время допустило отсев 171. Нужно было вернуть детей в школы, организовать систематические дополнительные занятия для отсутствовавших детей. При наличии 5-10 детей постановили создавать новые классы с продленным учебным годом. Значительную помощь оказывали также вечерние школы. Необходимо было изыскать остронуждающимся детям одежду и обувь. Впервые вводятся экзамены в выпускных классах. В период мобилизации учителям повышалась заработная плата. Необходимо было освободить учителей от выполнения работ, не связанных с их прямыми обязанностями, необходимо беречь бюджет времени учителя. Сессия Челнинского районного совета не могла пройти мимо фактов грубого нарушения трудовых обязанностей учителя, когда в Большой Шильне учителя вынуждены ездить за дровами на салазках. Также было проявлено недовольство работой председателя Ильбухтинского сельского совета Дубинина, который организовал в половине здания избу-читальню, а в другой коне-баню [3, л. 4].

Вся работа культурно-просветительских учреждений была подчинена конкретным хозяйственно-политическим задачам. Существовала необходимость развернуть через избы-читальни и клубы широкое ознакомление населения с текущими событиями, сообщениями Советского информбюро, организовать постановку лекций, бесед, читку газет, газетной витрины, плакатов и т.д. Всю эту работу нужно было провести совместно с агитационными коллективами и привлечь всех агитаторов. Исполком райсовета обязывал всех руководителей изб и клубов организовать и развернуть систематическую работу оборонных кружков, кружков художественной самодеятельности и кружков по разучиванию гимна Советского Союза, а также развернуть при избах читальнях работу справочных столов. Необходимо было прекратить практику подмены работы изб и других просветительских организаций работой сельсоветов и правлений колхозов. Необходимо также создать ежедневное дежурство актива, учителей и другой интеллигенции, обеспечить топливом на весь период распутицы, составить план культурно-массовой работы [16, л. 56].

В городе на тот период действовало множество кружков: агротехнических, драматических и оборонных. Проводились читки газет и беседы с населением. Изба-читальня и клуб селения Калмаш и Афанасово благоустроены и обеспечены топливом. Еженедельно в клубе проводились вечера художественной самодеятельности. Значительное внимание сельские советы начали уделять культурно-массовым мероприятиям. Однако, в этих учреждениях не были устранены многие недостатки:

1. оторванность работы культурно-просветительских учреждений от конкретных задач хозяйственно-политической жизни колхозов;

2. ориентация в работе изб-читален и клубов только на молодежь;

3. руководители агитационных коллективов не согласовывали свои планы с планами культпросветучреждений;

4. не были вовлечены в работу изб-читален и клубов агрономы, зоотехники, ветврачи, медицинские работники, а также крайне мало – учителя;

5. присутствовали материальные сложности: малообеспеченность топливом, не пополнение оборудованием.

Заведующий РОНО Пелепилица организовал сбор книг у населения города для комплектования библиотек и изб-читален. На тов. Ибрагимова возложили ответственность за размещение в местных артелях заказа для изготовления 30 столов, 300 скамеек, 300 табуреток [7, л. 63].

6 мая 1944 года в колхозах «Югары урняк» прибыла из районного центра культурная бригада. Перед художественным выступлением бригады пропагандист Райкома ВКПБ Зиганшин провел беседу о положении на фронтах Великой Отечественной войны. Была проведена помощь по выпуску колхозной стенной газеты [6, с. 2].

Райсовет занялся организацией в колхозах сезонных детских яслей и площадок на весенне-летний период 1944 года. Райсовет решил в колхозах Челнинского района установить на время проведения полевых работ 47 детских яслей с охватом в 2 300 человек и 42 площадки с охватом в 1 770 человек [10, л. 13].

Помощь школам в подготовке к новому учебному году нашла живой отклик среди трудящихся района. Колхозы Орловского сельского совета помогли школе колхоза «Югары урняк» посеять 5 га яровых культур, из колхозных посевов выделено 2 га озимых. Планировалось посадить 0,5 га картофеля. Решено выделить необходимое количество овощей для горячих завтраков из нового урожая. Колхозники взяли обязательство обеспечить школу топливом и провести текущий ремонт помещений. Колхозники колхоза «Восходящая заря» в ответ на обращение учителей и родителей решили засеять школе 5 га зерновых культур, 1,5 га картофеля, 0,25 га овощей. Учащиеся и учителя обязались выработать на колхозных полях 7 000 трудодней. 15 школ района, в том числе школы Биклянского, Иштеряковского, Верхне-Суксинского, Мелекесского и других сельсоветов, уже полностью заготовили для школ топливо [13, с. 2].

В чрезвычайных условиях военного времени школы Набережных Челнов и челнинского района испытывали нехватку педагогов, материальные трудности, включая недостаток учебников и помещений, падала посещаемость школ детьми. Тем не менее, школы все же смогли отладить образовательный процесс, были открыты детдома для эвакуированных детей, детей фронтовиков, беспризорников. Учащиеся, совместно с учителями, при помощи колхозов и совхозов района, обрабатывали поля, обеспечивая школьные столовые продуктами питания. К концу войны ситуация улучшилась, усилилась культурно-просветительская работа учреждений дополнительного образования.

 

Источники и литература:

1. Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Реорганизация педагогического образования в Башкирии в годы Великой Отечественной войны / Военная история как фактор патриотического воспитания: Восьмые уральские военно-исторические чтения. – Екатеринбург: Уральский государственный военно-исторический музей, 2013. – С. 136-138.

2. Аминов Т.М., Еремина А.И., Шарапова Э.А. История профессионального и внешкольного образования в России и Башкирии как ее составляющей: конец XIX – середина 40-х годов ХХ века. Сборник документов. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2013. – 372 с.

3. Выступление заведующего РОНО Перепелица 17 января 1945 г. // Архивный отдел исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – АОИКТМР). – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 40. – 25 л.

4. Выступление управляющего отделением Госбанка – Данченко 11 января 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 29. – 36 л.

5. Выступление управляющего отделением Госбанка – Данченко 12 июня 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л.

6. Губайдуллина Н. Культ бригада в колхозе // Знамя коммунизма. – 1944. – 11 мая. – С. 2.

7. Доклады председателей сельских советов 16 марта 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л.

8. Дошкольное образование 1942 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 27. – 51 л.

9. Ковзик Г.О., Магсумов Т.А., Нигматуллина М.О., Титова С.В. Набережные Челны в 1969-1985 гг.: социальная история модернизационного эксперимента эпохи зрелого социализма. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. – 222 с. – DOI: 10.12731/978-5-907208-02-5

10. О плане организации в колхозах детских ясней 7 февраля 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л.

11. О создании продовольственного фонда детям фронтовиков 16 марта 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л.

12. Об организации в колхозах яслей и детских площадок 7 апреля 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л.

13. Перепелица П. Народная забота о школе // Знамя коммунизма. – 1944. – 18 мая. – С. 2.

14. Посещаемость и успеваемость 1942 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 27. – 51 л.

15. Речь председателя артели «Красная Заря» 11 января 1943 г. // АОИКТМР. – Ф.5. – Оп. 1. – Д. 29. – 36 л.

16. Решение об эвакуированных детских учреждениях 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л.

17. Решение исполнительного комитета районного Совета 16 марта 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л.

18. Решение Челнинского районного совета 29 января 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л.

19. Сообщение заведующего РОНО Перепелица об организации комнаты привода 24 мая 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л.

20. Школьное образование 1942 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 27. – 51 л.

УДК 37.035.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: