Воспитание и образование студентов миигаик в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. Авторы дают оценку вкладу ученых МИИГАиК в победу в Великой Отечественной войне. Обращено внимание на важность патриотического воспитания молодежи на примере героизма и мужества и роль картографических исследований в организации боевых действий, на основе знания территории страны и истории Отечества. 

Ключевые слова: роль картографии, патриотическое воспитание

Систематическая и целенаправленная работа сотрудниками университета по формированию патриотического самосознания, верности своей Родине, готовности к защите интересов Отечества у студентов «Московского государственного университета геодезии и картографии» принадлежит дисциплине «Картография».

Великая Отечественная война… Для каждого жителя нашей страны это не просто слова. Это память, страх, боль, утраты, гордость за соотечественников. Нет ни одной семьи, которую не затронуло бы это великое горе. Забыть первое военное июньское утро 1941 года нельзя. Отложив все книжки и школьные учебники, юные патриоты нашей страны взяли в руки винтовки, и пошли защищать родную землю, за один день из детей они превратились во взрослых людей, которые познали все ужасы войны. Невозможно представить, сколько людей встало на защиту родины. Одни воевали на фронте, другие в тылу трудились, выполняя свой долг - абсолютно каждый человек приближал Победу. Труд каждого советского гражданина был необходим.

Однако часто мы даже не задумываемся о той роли картографических исследований и их результатов. Наши полководцы ориентировались в месторасположении объектов на разнообразных формах рельефа и нахождении гидрографических объектов. В Великую Отечественную войну вклад советских геодезистов и картографов, проявивших героизм, переоценить нельзя.

Труднейшая задача обеспечения необходимыми картами и всеми топографо-геодезическими данными для боевых операций решалась Главным управлением геодезии и Военно-топографической службой. Военные действия в 1941 г. распространились на районы не обеспеченные картами, и работа картографов была перестроена на военный лад. С началом Великой отечественной войны нужно было в срочном порядке перестраивать всю систему работы и восполнять отсутствующие карты. Некоторые топографо-геодезические предприятия работали в непосредственной близости к линии фронта, выполняя задания по обеспечению картами фронтовой полосы.

С начала войны и до конца 1941 г. предприятиями было напечатано 80 млн. листов топографических карт. Помощь фронту была особенно важна, так как в результате допущенных стратегических просчетов Военно-топографическая служба понесла не только большие потери личного состава, но и потерю огромных запасов топографических карт, хранившихся на складах западных округов. В общей сложности врагом было захвачено или уничтожено около 270 млн. листов карт - Красная Армия осталась практически «без глаз». В 1942 г. завершено создание системы обзорно-топографических и топографических карт на территорию европейской части СССР различного масштаба - 1: 25 000, 1: 50 000, 1: 100 000, 1: 500 000 и 1: 1 000 000. Усилиями этих людей в 1941 г. широко развернулись работы по созданию новой карты масштаба 1:200 000, которая в 1942 г. уже поступила командирам Красной Армии и получила одобрение. С этого периода Советская Армия снабжаемая разведывательными топографическими, а также специальными картами начала разгрома врага. Готовились карты для Восточной Европы для предстоящей битвы после освобождения родной земли. За военные годы топографическими съемками были покрыто более 5 млн км2  и издано 19,6 тыс. листов топографических карт сотнями миллионов листов тиражами.

Война оценила качество советских карт. Картографы и геодезисты внесли огромный вклад в победу красной Армии над фашистскими захватчиками. Благодаря им наши войска были своевременно обеспечены свежими картами необходимых масштабов. Люди трудились на благо Родины. Основной труд и в поле, где топографический сезон стал круглогодичным, и у картопечатающих станков, лег на плечи женщин и детей. Все полевые работы были исключительно наземными, так как самолеты и аэрофотооборудование также были направлены на фронт.

Не было нужного оборудования, приборов. В 1940 г. завод «Аэрогеоприбор», переименованный в последствии в ЭОМЗ ЦНИИГАиК, приступил к производству высоко точных оптических теодолитов ОТ-02 (в действительности ОТ-02 - полная копия швейцарского теодолита Wild T3).

Геодезия важна как в не только в мирное, но и в военное время, -поэтому в годы войны МИИГАиК не прекратил работу - во главе с профессором Г.Н. Черданцевым в октябре 1941 года был эвакуирован в Ташкент, однако часть преподавателей и студентов остались в Москве. Воссоединение ВУЗа произошло осенью 1943 года. Студенты и преподаватели солдатами и офицерами принимали участие в боях Великой Отечественной войны, активно проводили научно-исследовательские работы топогеодезического обеспечения для нужд Советской армии.

Ежегодно в нашей стране по данным телевидения и радио происходит демографический спад: смертность превалирует над рождаемостью, но при этом, количество детей в детских садах нашей столице и ближайших городах возрастает до такой степени, что подготовительные детсадовские группы уже несколько лет открыты в наших школах. Количество учебных пособий сопряженно растёт с количеством поступающих учеников в первые классы, затем в средние и старшие классы. Фактически историю переписывают ежегодно: выдирают и или вклеивают новые страницы по своему усмотрению или «или так, чтобы лучше звучало». Мы это понимаем и понимают наши дети, внуки, братья и сестры. К сожалению часть из них впитывают знания о прошлом через художественные книги или фильмы, сатирические газеты отцов и компьютерные игры, которые не всегда могут передать действительность, то, что пережило наше старшее поколение, но чаще всего именно то, что закрепилось у них в голове, те образы, что было поданы якобы «яркими красками»- они запомнят лучше, чем то, что расскажут в школах или музеях.

Безусловно, их мировоззрение измениться, но как не всегда известно, кто-то будет выступать добровольцем на патриотических мероприятиях, некто-то будет устраиваться сиделками у ветеранов, с вниманием и с уважением слушать их о великих подвигах, а кто-то может просто игнорировать, пройти мимо того, кому больше всего нужна помощь или хуже-совершить преступление против тех, кто отстоял наши жизни.

Повлиять на каждого мы не можем, но создать комфортные и честные условия для подрастающего поколения мы можем. Надо начать с 5-6 класса средней школы: приводить ветеранов, героев труда или простых работников на уроки истории или обществознания, описывать быт и принцип их работы, так мы можем совместить ознакомление не только с профессией, но и с историей.

На Военной кафедре нашего университета в системе обучения и воспитания студентов регулярно уделяется пристальное внимание патриотическому воспитанию будущих офицеров-защитников нашей Родины. Особое значение в этой направлении имеет работа и педагогическая деятельность преподавателями непосредственно принимавшими участие в Великой Отечественной войне. И сейчас в военно-патриотическом воспитании используют воспоминания ветеранов - Героя Советского Союза полковника Морозова «Под знаменем Победы», полковника И.И. Исакова «Командиры мужают в бою», полковника П.П. Дудинова «Варшавская краснознаменная» и «Гвардейская доблесть».

В память о преподавателях, студентах и сотрудниках, павших за освобождение нашей Родины, в историческом корпусе МИИГАиК была увековечена мемориальная доска с указанием фамилий и имен героев, а на кафедре создана Комната боевой славы, часто посещаемая нашими студентами.

УДК 930

Баишев И. Н.

Канд. ист. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: