Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения НА примере изучения Отечественной истории начала XX века

(НА МАТЕРИАЛАХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА)

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в начале ХХ века на примере изучения истории. Собранный и обобщённый автором материал охватывает территорию губерний уральского региона. Прослеживается влияние военных событий начала ХХ века на изменения учебных планов и программ по истории. В статье использованы малоизвестные архивные документы

Ключевые слова: история, учительство, военно-патриотическое воспитание, Первая мировая война, учебный план, методическое пособие

Патриотизм, кроме любви к Отечеству и готовности подчинить его интересам свои частные интересы, предполагает неразрывную связь с историей, традициями, культурой, а также проблемами и заботами своей страны. Патриотизм предполагает гордость достижениями и свершениями своей Родины, сопричастность к её победам и поражениям. Историческое образование всегда являлось мощным и эффективным средством патриотического воспитания подрастающего поколения. Яркие и героические события, главным образом, военной истории, а также судьбы конкретных исторических героев всегда служили примером высоких нравственных ценностей и жизненных ориентиров для молодёжи. Хорошо известно, насколько важную роль играло военно-патриотическое воспитание в школах накануне и в годы Великой Отечественной войны. Однако гораздо меньше мы знаем об особенностях воспитания патриотических качеств в дореволюционные годы, в частности, в начале ХХ века. Между тем и тогда происходили масштабные военные конфликты, появлялась необходимость по-новому осмыслить исторический путь России, привить молодому поколению чувства уважения к своей истории, гордости за её достижения, понимания тесной взаимосвязи войн начала ХХ века с исторической спецификой развития нашего государства. 

На рубеже XIX – XX вв. история как учебная дисциплина только начала завоёвывать свои позиции. Во многих начальных учебных заведениях её либо не преподавали вовсе, либо уделяли ей поверхностное внимание. Вопрос о включении в программу начальной школы курса истории ставился отечественными педагогами, просветителями, методистами как раз с конца XIX века. В 1904 г. в программы в качестве самостоятельного предмета были введены лишь начала отечественной истории. [8, c. 65]. Однако на деле далеко не во всех начальных школах учителя давали хотя бы краткие сведения о прошлом своей страны.

Рассмотрим особенности складывания основ исторического образования в масштабе уральского региона. Многонациональный состав края обусловливал важную роль исторических дисциплин в школьном курсе не только в качестве инструмента патриотического воспитания, но и толерантного отношения молодёжи к представителям различных народностей. Крайне важным становилось понимание своеобразия и специфики Российской истории как истории различных народов и регионов.  Попечитель Оренбургского учебного округа (включавшего в себя управление учебно-воспитательными заведениями значительной части уральского региона) В.Н. Владимиров признавал, что учителя, за редкими исключениями, не считают нужным преподавать учащимся выпускных отделений одноклассной начальной школы хотя бы небольшие по объёму, но «сознательно усвоенные сведения по отечествоведению и родной истории», в результате дети, оканчивая школу, часто не имели никаких представлений как о состоянии своего государства в настоящее время, так и о прошедших его судьбах [2, л. 172].

На съезде учителей народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии, состоявшемся в 1903 году, подчёркивалась взаимосвязь патриотических настроений в обучении истории с национальным самосознанием: «При изучении исторического отдела следует обращать особое внимание на воспитание в детях патриотических расположений, национального сознания и хотя бы элементарного понимания культурного роста государства…» [7, л.. 27].

Одним из главных направлений, воспитывающих «патриотические чувства любви и преданности Государю и отечеству», признавалось следующее: «Изучение по книгам для классного и внеклассного чтения описаний родной земли и важнейших событий отечественной истории, причём следует останавливать внимание учащихся на тех событиях из жизни русского народа, в которых отчётливо сказалось особенное значение коренных устоев русской жизни: православия, самодержавия и народности и с помощью которых наше отечество выходило из затруднений в тяжкие годины испытаний и исподволь создавало своё государственное величие, а также – на тех добрых свойствах и обычаях русского народа, в которых видна Русь святая, богомольная, царелюбивая, гостеприимная…» [7, л. 17].

На патриотическую направленность курсов отечественной истории, как указывалось выше, значительное влияние оказывали крупные военные события, охватившие Россию в начале ХХ века. Речь идёт, в первую очередь, о русско-японской и Первой мировой войнах. Любопытным и ценным в этой связи представляется документ, составленный в начале русско-японской войны, - циркулярное письмо попечителя Оренбургского учебного округа на имя председателя Педагогического совета Ирбитской женской гимназии от 6 апреля 1904 г. Составители письма буквально взывали к патриотическим чувствам и настроениям работников народного образования, подчёркивая, что «русский народ всколыхнулся весь, до самых глубоких слоёв своих и, охваченный горячим чувством благородного патриотизма, несёт с верой и молитвой на священный алтарь Отечества жизнь своих сынов…» [3, л. 71]. В этом письме уделялось внимание и реакции молодого поколения на начавшуюся войну с Японией: «Русская учащаяся молодёжь высших и средних учебных заведений ответила повсюду на Высочайший манифест о войне прекрасными патриотическими манифестациями; она принимает и посильное участие в материальных пожертвованиях на военные нужды; из своей среды и она выставляет добровольцев-воинов; окончившие менее года тому назад в женских гимназиях курс молодые девушки уже появились в рядах сестёр милосердия» [3, л. 71].   

Речь в документе идёт и о преподавании истории в соответствии со сложившимися тогда научными представлениями о прошлом, в том числе о принципиальных различиях России и стран Запада к военным конфликтам: «Все свои войны Россия вела или а) для возвращения своих исконных земель… или б) в целях освободительных, как собственных, так и общехристианских… или же наконец, в) для ограждения своих владений от иноземного натиска и установления прочных границ… Войны западноевропейских государств носят, наоборот, преимущественно характер завоевательный, корыстный…» [3, л. 71].

 Изучение учащимися множества войн, в которые была втянута наша страна, должно было откладывать в сознании молодёжи восприятие исторического пути России как миролюбивой цивилизации; в то же время подчёркивался агрессивный и захватнический характер военных конфликтов, развязанных западноевропейскими странами.

Патриотическая направленность школьного исторического образования особенно усилилась в годы Первой мировой войны, которую современники стали называть Второй Отечественной войной. Ценные наблюдения о тесной взаимосвязи патриотического воспитания с преподаванием истории были сделаны, в частности, одним из преподавателей Уфимской мужской гимназии в 1915 году: «Отроческий и юношеский возраст бессознательно склонен к героическому, а в истории как раз и есть элементы, дающие удовлетворение этой склонности. Когда удаётся установить нравственную связь между исторической личностью и личностью ученика, то пробуждаются в душе последнего и чувства национальной гордости, и преданность родине, и патриотизм. Такую связь я старался установить, усиливая материал учебника всем, что способствует яркой характеристике исторических деятелей, главным образом, родной истории, а именно – чтением соответствующих поэтических произведений, демонстрированием соответствующих картин и т.п.» [5, л. 50].

 Документы сообщают нам и о возросшем интересе молодёжи к отечественной истории в период Первой мировой войны. В отчёте Уфимской мужской гимназии за 1915 год отмечался повышенный интерес учащихся к литературе, посвящённой военной истории, особенно «к истории последней русско-турецкой войны». При этом говорилось о необходимости значительного пополнения библиотеки исторической беллетристикой как важном условии «успешности преподавания истории»: «В исторической беллетристике учащиеся находят полезное, занимательное, а то и захватывающее чтение, расширяющее круг их исторических знаний и пополняющее их – что особенно ценно – массой конкретных данных, существенно пополняющих и уясняющих то, что на уроках приходится изучать довольно отвлечённо» [5, л. 7].

В годы Первой мировой войны, таким образом, особенно возрастало воспитательное значение школьного исторического образования. Министерством народного просвещения были подготовлены новые учебные планы, программы и объяснительные записки, где особая роль отводилась преподаванию истории и литературы. Например, история в младших классах должна была «вызвать в детях живой интерес к прошлой жизни родного народа, развить этот интерес до возможной сознательности и тем самым упрочить детскую любовь к родине… научить детей любить свое великое государство и чтить его многотрудное прошлое» [6, с. 13].

 О необходимости привития патриотических чувств подрастающему поколению в ходе обучения истории сообщают нам и разнообразные учебно-методические пособия, вышедшие в начале ХХ века. Весьма показательным документом в этой связи является пособие для учащихся казачьих школ, составленное в Оренбурге в 1910 году. В нём, в частности, говорится: «Духовное развитие выражается в подъёме патриотических чувств, в обладании известной неустрашимостью, энергией, силой воли, решимостью, в глубоком осознании чувства долга, а потому воспитание должно вестись в духе патриотизма, в принципах святой преданности Престолу, горячей любви к Родине, уважению к отечественной истории, в духе уважения к военным доблестям..; вселять в молодёжь принципы чести, правдивости, бескорыстия, сознания долга…» [1, с. 8]

 Содержание многих учебных программ и инструктивных писем о преподавании истории и других общественных дисциплин звучит актуально и в наше время, несмотря на то, что были составлены более ста лет назад. В Примерных программах начальных народных училищ Министерства народного просвещения за 1913 год можно прочитать, в частности, следующее: «Преподавание должно быть воспитывающим в духе справедливости, человеколюбия, уважения к труду, в духе высоких нравственных и гражданских чувств, в духе любви к родине, в глубоком сознании своего долга, в духе постоянного исполнения своих обязанностей к Богу, Царю и Отечеству; школа должна подготовлять к разумной личной и общественной жизни». [4, л. 36 об.] Если исключить фразы о боге и царе, то и сейчас эти инструкции применимы на практике.

Таким образом, в начале ХХ века происходило значительное усиление роли исторических дисциплин как важнейшего инструмента патриотического воспитания подрастающего поколения. События русско-японской и Первой мировой войн способствовали более глубокому осмыслению исторического пути России, истоков и характера участия нашей страны в военных конфликтах. Возрастала значимость сохранения и укрепления военных традиций Отечества, актуализировалась ценность военно-патриотического воспитания молодёжи. В последующие десятилетия, несмотря на глобальные идеологические и мировоззренческие изменения в преподавании отечественной истории, именно привитие патриотических чувств обучающимся при осмыслении своего прошлого по-прежнему оставалось актуальной и востребованной задачей в системе учебно-воспитательной работы.

 

Литература:

1. В помощь школам и малолеткам казачьих войск. – Оренбург, 1910.

2. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 73. Оп.1. Д. 282 б.

3. Национальный архив Республики Башкортостан (далее - НА РБ). Ф. И-109. Оп. 1. Д. 157.

4. НА РБ. Ф. И-116. Оп. 1. Д. 104.

5. НА РБ. Ф. И-119. Оп. 1. Д. 237.

6. Новиков М.В. Первая мировая война и аспекты национального воспитания в России // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 9-14.

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 227. Д. 195.

8. Сысоева Е.К. Общеобразовательная школа России в условиях модернизации начала ХХ века // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 2010. - № 2. - С. 61-76.

УДК 37.035.6

Бакулин М. А.

УГАТУ, студент (Уфа, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: