Традиции военно-патриотического воспитания

В ЛИЦЕЕ СЕЛА ТОЛБАЗЫ

Аннотация. В данной статье представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны.

Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников, патриотическое сознание, патриот, гражданин.

 

В России в каждом доме

Свои герои есть,

Их помнит мир спасённый!

Спасибо им и честь!

 

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери".

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Основой патриотического воспитания является подвиги и героическая борьба лучших сынов Отечества. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий так, чтобы затронуть душу ребенка.

В лицее проводится много мероприятий, плановых тематических классных часов, посвященные патриотическому воспитанию. Надолго запомнился классный час "Блокада Ленинграда", где учитель познакомил ребят с понятием блокада; познакомил со страшным периодом в жизни нашей страны. С помощью музыкальных произведений и поэтической литературы она старалась пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

В 1985 году в лицее учащимися под руководством педагогов было организовано поисково-исследовательская работа по сбору материалов. В результате этой работы накопилось много полезной, нужной информации, в результате, которого создан музей, который действует и сегодня. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Также мы с ребятами посещаем и районный музей, где мы познакомились с бытом людей разных национальностей, ведь наш район – многонациональный, у нас живут люди разных наций: башкиры, татары, русские, чуваши, мордвины, украинцы и многие другие.

Следующим направлением патриотического воспитания в лицее является организация встреч с ветеранами, героями труда, заслуженными работниками. Наш 6б класс шествует над ветераном ВОВ Гатауллиным Барый Бакиревичем. Несмотря на преклонный возраст, Барый Бакирович еще в строю. День, когда его призвали на войну, он помнит: 13 ноября 1943 года. Ему тогда было восемнадцать. Солдат Гатауллин на войне служил в составе 478-го стрелкового полка 3-го Украинского фронта и прошел свой путь от башкирских степей до венгерского Будапешта. Миякинский парень послевоенную жизнь связал с Аургазинским. Окончил сельхозтехникум, потом Ленинградский институт зоологии и фитопатологии. Бывший сержант работал честно и преданно, за что и получил орден Трудового Красного Знамени. О пережитом на полях сражений Барый бабай вспоминать не любить, говорит, «война была тяжелая».

Дом построил, где они с Кашифой Имамутдиновой прожили вместе 66 лет (умерла в 2017 году) вырастили 5 детей. Сегодня у Барый Бакировича 7 внуков и 9 правнуков. Все дети и внуки получили высшее образование, живут и работают в разных уголках страны.

Ветеран не жалуется на судьбу. И материально, говорит, живет не тужит, пенсия хорошая, и вниманием администрации не обделен.

За боевую доблесть награжден орденами Отечественной войны IIстепени и Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта». А в мирное время был удостоен еще одного ордена Красного Знамени.

Когда мы приходим, он встречает нас у ворот. Ребята помогают чистить снег, колют и складывают дрова возле бани, девочки убираются дома, делают генеральную уборку. Всегда ветеран приглашает детей домой, он любит рассказывать детям о своей жизни. Иногда со слезами на глазах вспоминает о войне, о тяжелой послевоенной жизни. Как бы ни была тяжела жизнь тех лет, они никогда не боялись трудностей, гордо шли к поставленной цели. Ветеран пожелал учащимся хорошей учебы, активной жизни, никогда не боятся трудностей. Барый бабай говорит, что он сам и сыновья никогда не курили, всегда старался вести здоровый образ жизни.

Накануне юбилея дня рождения, мы еще раз навестили ветерана, поздравили его с 95-летием, пожелали крепкого здоровья и долгих лет жизни. Ему нравятся наши концертные номера, особенно мелодия курая в исполнении Арслана.

Настоящий пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны, освободивших страну от немецко-фашистских захватчиков.

Мы знаем, что настоящего гражданина невозможно воспитывать только в школе, в деле патриотического воспитания исключительно велика роль и семьи. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений и царит уважение друг к другу, может воспитать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение настоящих патриотов, полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее.

 

Литература:

1. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи.

 - Молодой ученый, 2017. – №47, 240-243 с. – URL https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 30.03.2020).

 2. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике – Педагогика, 1998 - № 8, С. 56 – 62.

3. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика, 1997. - № 4, 45 – 52 с.

4. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. - Москва, 1999.

5. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. – 1998. - № 8, С. 56 – 62.

6. Краткий справочник по педагогическим технологиям / Под ред. Н. Е. Щурковой. - Москва, 1997.




УДК 930.85

Беленчук Л. Н.

Канд. ист. н., ст. науч. сотр. ИСРО РАО (Москва, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: