Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования патриотических чувств. Дается небольшая историческая справка примеров воздействия хореографического искусства на воспитание патриотизма. Воспитательные возможности народного танца раскрываются через призму выполняемых им функций.
Ключевые слова: функции народного танца, воспитательные возможности народного танца, идеи патриотизма в искусстве, патриотические чувства, воспитание патриотических чувств.
Патриотизм (греч. Πατριώτης – соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства [1]. Воспитывается ли данное чувство? Какую роль в его формировании играет искусство, эстетическое воспитание, народное творчество? Попробуем разобраться в этих вопросах.
|
|
Патриотизм сам по себе предрасполагает к действию, но и патриотические чувства, органически сливаясь с эстетическими, образуют заряд огромной побудительной силы. «Самые высокие ценности – материальные и духовные – созданы по высокому вдохновению, рожденному единством эстетического чувства природы и патриотического чувства» - пишет Ф.С. Худушин, повествуя о красоте и бесценных богатствах родного края, рождающих в руках творцов нетленные произведения искусства [2, c. 107].
Патриотическое воздействие хореографического искусства не раз и по-разному проявлялось в истории России.
Еще в начале XIX века на театральных подмостках Петербурга и Москвы один за другим начали появляться патриотические балетные дивертисменты в постановках И. Вальберха, А. Глушковского, И. Аблеца, И. Лобанова. Первый патриотический балет «Любовь к Отечеству», поставленный в честь победы на Бородинском поле в 1812 году явился посылом к вступлению в ряды ополчения многих из видевших балет зрителей. К 20-м годам девятнадцатого столетия народные танцы все больше стали входить в репертуар оперного и балетного театров. И если во время войны 1812 года дивертисменты с русскими народными танцами свидетельствовали об общем патриотическом подъеме, то теперь стал важен не просто сам факт использования народного танца, но и передача в танце подлинных народных чувств.
|
|
К сожалению, театральные зрелища с народными песнями и танцами, возникшие накануне Отечественной войны и достигшие расцвета в последующее десятилетие, вскоре начали приходить в упадок. Искажения понятия народности, карикатурность и эклектичность содержания представлений конца 20-х годов XIX века восполняли постановочные ухищрения: «На сцену проникли военно-цирковые упражнения – вестники «шинельного патриотизма» [3, c. 69].
Что же до ставших тогда популярными «исторических» и «инвалидных» концертов для участников Отечественной войны 1812 года, то в программах этих концертов преобладали произведения героического плана, основанные на военной тематике, а также построенные на русских народных танцах в целях идейно-эстетического воздействия на зрителя. Традиция проведения ежегодных концертов ко Дню взятия Парижа просуществовала в России до Первой мировой войны.
При царском режиме, известно, о народном искусстве «вспоминали лишь в годину бедствий, для поднятия духа солдатской массы, а потом вновь брезгливо отвергали, считая его грубым, низким [4, c. 215].
Октябрьская революция открывает новую эру в искусстве, хореографическом в том числе. Артисты балетных театров и танцевальных студий все чаще становятся участниками концертов по окончании митингов и массовых собраний по поводу событий гражданской войны 1918-1920-х годов. Лозунг «Танец – это должно звучать сейчас так, как средство подбодрить, подкрепить, освежить, которое должно быть равнозначно купанию в реке, яркой митинговой речи, импульсивному возгласу «Даешь!» стал направляющим вектором творческой деятельности многих танцовщиков и балетмейстеров тех лет.
30-е годы XX века ознаменовались стремительным развитием и укреплением многонационального Советского государства. Народное искусство в сознании людей становится не только способом сохранения своих культурных традиций, но и сильным импульсом к их преумножению. Яркими красками заиграл народный танец на бесчисленных праздниках народного творчества, фестивалях и смотрах художественной самодеятельности. Но и танцоры-профессионалы не остаются в стороне от дела строительства социализма. Патриотический пафос, романтика подвигов ради процветания Страны Советов отразились в хореографических изысканиях вновь созданных Ансамбля Народного Танца СССР, Ансамблей песни и танца союзных и автономных республик, Военных ансамблей песни и пляски. Репертуар этих коллективов включал такие названия танцевальных номеров, как: «Советский Первомай», «Хоруми» (хореография И. Моисеева), «Запорожцы», «Пляска пограничников», «Шахтерский перепляс» (хореография П. Вирского), «Кузнецы» (хореография В. Варковицкого). Нет сомнений в том, что вся хореография данного периода была пронизана тремя основными темами – любовь к Родине, Героика, труд.
В суровые годы Великой Отечественной войны деятели искусства не прекращали своих выступлений. Деятельность артистов разных сценических жанров обрела новое социальное звучание – «оказалось, что задушевная песня, страстный монолог и танец помогали людям переходить роковой рубеж, отделявший их прошлую жизнь от будущего, в которое одни вступали, перешагнув порог призывных пунктов, другие – проводив своих близких на фронт». Где бы концерты, в основу репертуара которых наряду с сатирой и патетикой входили народная песня и танец, не давались – на передовых позициях, в резервных частях или тыловых госпиталях – стоило раздаться знакомой мелодии и появиться танцорам в национальных костюмах, как лица бойцов разглаживались, лица теплели [4, c. 214-215].
|
|
Всем известно, что идеи и темы для создания произведений искусства рождаются самой жизнью. Идеи «патриотизма», «патриотического воспитания» - не исключение, но оживают они, к сожалению, только во времена серьезной опасности для родины, народа, семьи, дома… «До войны слово «патриотизм» у нас недолюбливали, а в годину войны полюбили. Прежде оно звучало как-то слишком эпично; мы боялись его отзвуков… Ныне же оно приобрело трагический смысл, и вот его уже не стыдятся…» - говорил философ и теоретик культуры Вячеслав Иванов (1866-1949). Для того, чтобы пробудить у нынешней молодежи и творческой интеллигенции любовь к Отечеству, уважение к истории и культуре своей страны не нужны глобальные потрясения, ведь, на наш взгляд, гражданский патриотизм – это социальное чувство единства, созидания и сотворчества.
Рассуждая о роли искусства в формировании патриотических чувств, авторы статьи сочли необходимым обратиться к народному танцу, как универсальному средству с мощным воспитательным потенциалом. Обращение это связано, прежде всего, с функциональными особенностями этого вида хореографического искусства; с его глубокой духовностью и народной мудростью; с объективной непрерывностью передачи национальных танцевальных традиций из поколения в поколение.
Народный танец, по нашему мнению, выполняет разнообразные функции. Среди них:
- формирование нравственных убеждений;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, к родному краю;
- знакомство через танцы разных народов с окружающим миром, налаживания взаимодействия с ним;
- развитие творческих способностей человека, формирование его эстетических взглядов.
Богданов Г.Ф. выделяет следующие функции народного танца: эстетическую, магическую, развлекательно-восстановительную, коммуникативную, интегрирующую, регулятивную, информативную, эвристическую [5, c. 59].
Попытаемся рассмотреть возможности народного танцевального творчества в воспитании патриотических чувств через призму некоторых из вышеперечисленных функций.
|
|
Эстетическая функция проявляется в том, что народный танец является разновидностью художественной деятельности. Художественно отражая действительность, танец, подобно другим жанрам фольклора, передает миропонимание народа, его современное представление о прекрасном. Народная хореография способствует повышению эстетической культуры общества, формирует высокие чувства, вкусы, идеалы людей, содействует возникновению и развитию у них эстетических представлений. Она совершенствует эстетические взгляды, как отдельной личности, так и общества в целом. Народные танцы, исполняемые в национальных костюмах под национальные мелодии, приносят человеку эстетическое наслаждение. Кроме этого, умение видеть и постигать прекрасное через танец становится доступным тем, кто любит родную землю, ее людей, историю и культуру.
Эстетическая функция народного танца исходит из его главного свойства – изобразительности. Живописность образов русской женской лирической хореографии мы находим в таких хороводах, как «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица», «Березка» и др. Образ орла-защитника угадывается в танцах кавказских юношей. А как красочен и содержателен рассказ-пляска тувинского шамана!
Развлекательно-восстановительная функция народного танца проявляется в двух аспектах. С одной стороны, танцевание – это досуг, времяпровождение, доставляющее удовольствие, это развлечение. С другой стороны, танцевание – это одно из действенных средств поддержания тонуса, восстановления физических и духовных сил, эмоциональной и нравственно-психологической подготовки человека к необходимой трудовой и иной общественно-полезной деятельности.
Танцуя, мы укрепляем не только мышцы. В головном мозге участки, отвечающие за двигательную функцию, находятся рядом с теми, что контролируют мышление и чувства. Выходит, что, заставляя работать мышцы, мы стимулируем эмоции и интеллект. К тому же, во время танцев в организме выделяются гормоны счастья – эндорфины. Человек танцующий более жизнерадостен, энергичен и здоров. Радость (удовольствие) – наиболее желаемая для человека эмоция. Неспроста, в обычной жизни, человек приносящий письмо или радостную весть, говорит своему визави: «Танцуй!». Так на подсознательном уровне народ интерпретирует радость и удовольствие от получения приятных известий в движениях тела, жестах, восклицаниях. Радость обычно следует за личным достижением или процессом творчества, где радость не есть самоцель. В.И.Петрушин, например, перечисляет следующие «признаки характера звучания радости» - празднично, приподнято, звонко, искрометно, бодро, игриво, бойку, живо, ярко, лучезарно, феерично…[6, с. 430]. Мы видим большое разнообразие оттенков выражения радости, что вполне подходит для описания характера какого-либо веселого народного танца и впечатлений от него.
Человек, исполняющий народные танцы может испытывать радость от общения со сверстниками, единомышленниками, удовольствие приобщения к миру хореографического искусства, радость совместного творчества и радость физических действий (физической активности), наконец. Л. Раздрокина в своей работе «Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги» пишет: «Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии» [7, c. 96]. В то же время, человек любой по роду деятельности для развития в своей сфере может черпать силы и энергию в народном танце.
Развлекательно-восстановительная функция народного танца предвосхищает коммуникативную функцию. Любая национальная хореография способствует общению людей. Человек, танцуя, выражает, делает доступными для других свои эмоции, чувства. А они, в свою очередь, вызывают ответные эмоции. Хореография создает предпосылки для общения, установления взаимоотношений между людьми.
Раньше, через коллективные песни и танцы традиционное искусство формировало коллективный дух, воспитывало навыки согласованных действий, необходимых на охоте, строительстве домов, сборе урожая и т.п.
Интегрирующая функция народного танца пересекается с коммуникативной. Через общение хореография помогает сплочению, объединению людей. Объединения возникают как на уровне общественных образований (например, в древние и средние века пляска объединяла род, племя, общину), так и на уровне отдельных групп (в наше время создаются танцевальные коллективы, любительские объединения) и даже на уровне отдельных людей, создающих семью.
Информативная функция некоторым образом совпадает с регулятивной функцией. Основой информации здесь служат как раз те региональные (областные) особенности, которые устойчиво сохраняются в народной хореографии благодаря действию регулятивной функции. По ним можно сравнительно легко догадаться, в каком регионе создано данное произведение; что характерного, судя по данному произведению, содержит танцевальный фольклор данного региона. Кроме этого, любой народный танец может многое рассказать о людях, создавших его. Содержание танца говорит о том, что волновало и волнует людей, а форма – о творческом уровне их мастерства.
Ярким примером доказательства состоятельности эстетической, развлекательно-восстановительной, коммуникативной, интегрирующей и информативной функций, в их тончайшем сочетании, служит творчество ГАНТ им. И. Моисеева, на высоком профессиональном уровне, пропагандирующем искусство народного танца вот уже более 80-ти лет. В каждом номере этого прославленного коллектива мы видим, что «чем ярче, определеннее национальная самобытность каждой пляски, тем отчетливее общность идей, озаряющих танец народа» [8, c. 45].
Народный танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение народных танцев, помимо всего этого, имеет и образовательное значение.
Итак, воспитательные возможности народного танца огромны, как объемны выполняемые им многочисленные функции. Исходя из вышесказанного, можно не без оснований утверждать, что народный танец играет большую роль в формировании патриотических чувств, так как он, по определению, патриотичен. Задача же педагогов-хореографов – проводить политику популяризации народного танца, бесспорно ведущую к пробуждению у зрителей и непосредственно у исполнителей генетической памяти, а вместе с ней пробуждению у человека трепетного и чувственного отношения ко всему родному: природе, дому, людям вокруг, стране в целом. Задача очень важная и ответственная!
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
2. Худушин Ф.С. Слово о красоте земной. – М.: Мол. гвардия, 1982.
3. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие. – С.-Пб.: Изд-во «Лань», 2008.
4. Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 1985.
5. Богданов Г.Ф. О «секретах» бытового народного хореографического творчества // Актуальные проблемы хореографического образования: Материалы международной научно-практической конференции. Март 2007 г. / Под ред. Т.Б.Бадмаевой. М.: МГУКИ, 2008. – 140 с.
6. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., - М., 2008.
7. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги. – Ростов н/Д, 2007.
8. Луцкая Е.Л. Жизнь в танце. – М.: Издательство «Искусство», 1968.
УДК 37.037.1.017.92
Беспутчик В. Г.
Доцент БрГУ имени А. С. Пушкина (Брест, Республика Беларусь)
Якубович С. К.
Старший преподаватель БрГУ имени А. С. Пушкина
(Брест, Республика Беларусь)