Культурно-исторического наследия

 

Аннотация. В статьерассматривается проблема военно-патриотического и гражданского воспитания дошкольников. Приобщение детей культурно-историческому наследию страны через стихи, музыку военных лет. Формирование чувства гордости и любви за свой народ, свою страну, ее защитников. Рассмотрена одна из форм  работы с детьми старшего дошкольного возраста - творческий конкурс чтецов «Память жива», посвященного годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: военно - патриотическое воспитание, гражданское воспитание, культурно-историческое наследие страны, Великая Отечественная война, День Победы, Родина.

 

                                                                   Холодный снег не заметет

                                                          Той памяти, друзья!

                                                                       Забыть на свете можно все,

                                                              Войну забыть нельзя!

                                                                   Идут, бегут за годом год

                                                              Живем мы без войны,

                                                                      Но память горькая живет,

                                                          Мы памяти верны!

                                                                                               И. Виноградов

 

Нити памяти. Они так замысловато протянулись сквозь годы, соединяя разные поколения людей. Невозможно допустить, чтобы эта невидимая связь прервалась, нельзя забыть историю своей страны, своей малой и большой родины, своей семьи. В современном мире широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, агрессивность, неуважительное отношение друг к другу и государству в целом. Все более заметной в последнее время стала потеря нашим обществом традиционного патриотического воспитания, в основе которого лежит формирование нравственных качеств личности.

Поэтому одной из важных задач в работе с детьми дошкольного возраста является гражданское и военно-патриотическое воспитание. С ранних лет в ребенке необходимо воспитывать патриотические чувства, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем, за людей, ее населяющих, членов своей семьи. Всем известно, что чувство Родины начинается с восхищения и удивления тем, что вызывает отклик в душе и остается в памяти ребенка. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, прошедшие через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота и достойного гражданина своей Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей, участников Великой Отечественной войны, а также факты истории, фронтовых и трудовых подвигов. Дети должны знать и понимать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «героизм людей». Важно подвести ребенка к пониманию того, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их именами называют улицы и площади городов, культурно-исторические объекты, в их честь воздвигнуты памятники, написаны стихи, рассказы, повести.

В рамках проведения месячника военно -патриотического воспитания в нашем детском саду ежегодно проходит множество мероприятий с участием детей, педагогов и родителей. Одной из форм  работы с детьми старшего дошкольного возраста мы выбрали проведение творческого конкурса чтецов «Память жива», посвященного годовщине победы в Великой Отечественной войне. Считаем, что с помощью поэзии и музыки можно создать благоприятные возможности для формирования начальных патриотических чувств и убеждений детей и воспитать гражданскую позицию. Дети, как правило, живо и с воодушевлением реагируют на стихи, песни, музыку, игровые моменты, демонстрацию слайдов, фотоиллюстраций, видеороликов, что позволяет развивать и стимулировать патриотические чувства и убеждения дошкольников, обогащать эстетическое содержание личности.

На конкурсе чтецов демонстрируем видео-презентацию «День победы!». Звучит музыка и песни военных лет: «В землянке», музыка     К. Листова, слова А. Суркова (1942 г.); «В лесу прифронтовом», музыка М. Блантера, слова М. Исаковского (1942г.); «Дорога на Берлин», музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского (1945г.) и другие, способствующие ознакомлению с военным временем и развитию чувства гордости за свою страну.

Дети рассказывают стихи: «Что такое День Победы» А. Усачёва, «Имя» С. Погореловского, «О брате» И. Кульской, «Рассказ ветерана» В.А. Степанова, «Двадцатипятилетний дед» Г. Юнусовой, «Что за праздник?» Н. Ивановой, «День Победы» В. Харитонова, «Праздник Победы» Т. Лавровой, «Навек запомни» М. Исаковского, «Пусть будет мир» Н. Нефедовой, «День Победы» Т. Белозёрова,«Обелиски» А. Терновского и другие. Дети одевают форму военных лет, выступления сопровождаются фотографиями, слайдами, видеороликами. С детьми проводятся игры, такие как: «Салют», «Донеси картошку до котелка», «Веселый солдат», «Снайпер», «Сложи слово» («Май», «Мир», «Победа», «Салют»).   

Данный конкурс помогает детям почувствовать себя причастными к подвигам солдат, окунуться в праздничную атмосферу, испытать чувство ответственности и гордости за себя, свою страну, свой народ, ее защитников, а также приобщиться  к культурно-историческому наследию страны и своей малой родины.

В процессе подготовки и проведения мероприятия решаются следующие задачи: воспитание военно-патриотических чувств, обогащение знаний детей о Великой Отечественной войне, приобретение социального опыта, развитие навыков выразительного чтения и творческих способностей детей.

Данное мероприятие соответствует принципам повышения качества дошкольного образования в области военно-патриотического и гражданского воспитания, определенным в ФГОС дошкольного образования.

Память жива, пока мы помним о великом подвиге наших отцов, дедов и прадедов. Помним и передаем эту память подрастающему поколению.

                                                 

 Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Журнал Детский сад будущего – галерея творческих проектов  №02(27) (февраль) 2015 Дошкольное воспитание: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи с-32.

4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010. - 160 c.

5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 112 c.

6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 500 c.

7. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.

УДК 374

Исаргакова Л. С.

Канд. пед. н., ректор Института повышения

квалификации профсоюзных кадров (Уфа, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: