Гражданско-патриотическое воспитание в условиях загородного лагеря

Аннотация. Актуальность гражданско-патриотического воспитания отражена в нормативно-правовых и программных документах федерального и регионального уровней. Акцент в статье сделан на содержание образовательно-воспитательных программ детских загородных лагерей, а именно на гражданско-патриотическое (военно-патриотическое, историко-краеведческое) направление деятельности, которое является приоритетным. 

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое воспитание, детский отдых, воспитательная работа.

 

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Президентом страны В.В. Путиным поставлены амбициозные задачи в области образования, в том числе: воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одним из условий решения этой задачи является воспитание гражданственности и патриотизма у детей, подростков и молодежи. Будущее страны зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

Актуальность данного направления воспитания отражена в нормативно-правовых, программных документах в сфере образования федерального и регионального уровней: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, Закон РБ «Об образовании в Республике Башкортостан»,

На территории республики действуют региональные отделения Общероссийского общественно-государственной детско-подростковой организации «Российское движение школьников», «Юнармия», «Школа безопасности», региональная детская общественная организация «Пионеры Башкортостана», волонтерские движения, одной из основных целей которых является гражданско-патриотическое воспитание. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и молодежи в деятельности детско-юношеских и молодежных общественных объединений и организаций. 

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества [3, с. 57]. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным и патриотическим воспитанием.  

Патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа [4, с. 642].

Современное управление образованием носит государственно-общественный характер, который предусматривает общественный контроль в этой сфере. На протяжении последних пяти лет члены Общественной палаты Республики Башкортостан, выполняя свою основную функцию, проводили общественный мониторинг эффективности деятельности объектов загородного детского отдыха, участвовали в работе жюри республиканского конкурса «Лучший лагерь Башкортостана». На территории республики функционируют порядка 105 детских оздоровительных лагерей разных форм собственности (муниципальных, ведомственных, частных), в которых ежегодно отдыхают 55-60 тысяч детей школьного возраста, что составляет 12-15 % от их общего числа. В рамках мониторинга предусматривалось изучение содержания образовательно-воспитательных программ лагерей.

Анализ программ показал, что приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, которое имеет свою специфику в условиях лагеря: продолжительность каждой смены 21 день, знакомство с новыми людьми, большое количество мероприятий в достаточно короткие сроки и др. Важно, что программы составлены с учетом возрастных особенностей.

Нами выявлены основные направления гражданско-патриотического воспитания в условиях лагеря: военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, историко-краеведческое и др.

Первая смена, на которую приходятся несколько важных дат: 12 июня – День России, 22 июня – День Памяти и скорби, насыщена на мероприятия данной тематики, в основном, это разовые мероприятия и акции, посвященные Дню России (торжественные линейки, праздничные концерты, конкурсы плакатов и рисунков на асфальте, викторины, беседы о государственной символике и др.; мероприятия и акции, посвященные Дню Памяти и скорби (смотры, встречи с ветеранами ВОв, посещение музеев, возложение цветов к мемориалам погибших в войне, песни у костра, конкурсы чтецов и патриотической песни и др.). Во вторую смену количество мероприятий гражданско-патриотической направленности значительно снижено, аналогичная картина наблюдается в следующие смены. В данной ситуации можно предложить просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, встречи с интересными людьми (спортсменами, писателями, художниками, певцами и др.), виртуальные экскурсии по местам боевой славы. Неактивно привлекаются к реализации программ представители институтов гражданского общества (партии, общественные организации, союзы, ассоциации, родители и др.). Недостаточно используется имеющийся потенциал (площадки и кадры) сфер культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и др.

Составной частью гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета. Реализация данного направления в условиях лагеря также представлена разовыми мероприятиями и акциями (игра «Зарница», смотры строя и песни, соревнования и эстафеты). Безусловно, на территории республики есть профильные смены военно-патриотической направленности, например, «Юный спецназовец», многодневные походы.

Следует выделить еще одно направление в системе гражданско-патриотического воспитания – историко-краеведческое, которое включает систему мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе (мероприятия по изучению своей «малой» Родины, ее истории, природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта). Данное направление реализуется в том числе и через республиканскую профильную смену «Яйляу», которая ярко демонстрирует тесное взаимодействие с представителями культуры при реализации программы: с творческими коллективами (вокальными, хореографическими, театральными, инструментальными), общественных организаций (ветеранских, молодежных, женских), творческих профессий (певцами, композиторами, писателями, поэтами и др.), рабочих профессий, востребованных на селе, спортивного сообщества (при знакомстве с национальными видами спорта), с родителями и успешными земляками и др. 

Таким образом, в республиканской системе детского отдыха и оздоровления гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением деятельности. В детских загородных лагерях республики ведется целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков. Предусмотрены мероприятия с учетом возрастных особенностей, однако, они носят разовый характер. Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов, считаем необходимым трансформировать имеющиеся формы и методы в интегративную систему (в том числе с привлечением институтов гражданского общества). Формирование нравственных чувств – гражданственности и патриотизма, происходит постепенно на всех ступенях образования, важно использовать возможности и потенциал загородных объектов детского отдыха региона.

 

Источники и литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.

2. Гаязов A.C. Теория и практика гражданского воспитания молодёжи на современном этапе. Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук. – Челябинск, 1996. – 40с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Педагогика и психология: учеб. Пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 671 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: