Мультикультурализм – основа межнациональных отношений современных студентов вуза

 

Аннотация. Межнациональные отношения в современном обществе это культура человеческого поведения, это правила и нормы, это знание и уважительное отношение к культуре, обычаям и традициям других народов. Межнациональные отношения более всего укрепляются в процессе совместной деятельности: работы, учебы, создания различных совместных проектов в различных областях человеческой деятельности, отдыха, дел и мероприятий, способствующих уважительному взаимодействию представителей различных наций.

 

В настоящее время особое внимание в национальных программах, концепциях и национальных доктринах уделяется воспитанию человека культуры, приверженного национальным и общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию, способного и готового реализовывать межличностное и межкультурное отношения.

Молодежь - одна из основных социальных групп современного общества, которая принимает активное участие в общественных процессах, происходящих в стране. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

Сегодня наблюдается сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества, глобализация мира в целом, порождающие увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в различных социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, коррекции собственного поведения личности в соответствии с традициями и привычками «другой» культуры и мультикультурного окружения, а обособленное существование народов и культур становится попросту невозможным. Однако, наряду с принятием «другой» культуры человек должен сохранять приверженность к своей «родной» культуре и, используя свои знания и опыт мультикультурного взаимодействия, может соединить в себе принадлежность к нескольким культурам [4, с. 56]. Современные отношения должны строиться на основах мультикультурализма, которая направлена на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий народов.

Российское образование взаимодействует в разных областях с различными странами, особенно с странами СНГ. Многие студенты из стран СНГ и Ближнего зарубежья учатся в российских университетах, в том, числе в Республике Башкортостан. Многонациональный состав студенческих коллектив вузов происходит взаимопроникновение культур, но при этом сохраняется их самобытность.

Студенты, которые приезжают на учебу в другую страну зачастую попадают в неизвестный для себя мир. И прежде чем эта культура страны будет понята, принята и освоена, ему придется столкнуться с интолерантным отношением в свой адрес, возможно, придется отказаться от некоторых привычек, неприемлемых в данном обществе.

Для формирования толерантного отношения необходимо быть осведомленным в сходстве и различии, особенностях культур. В этом контексте неудачи в межэтническом взаимодействии следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий между культурами, а как отсутствие определенных знаний, способствующих межэтническому взаимопониманию в условиях современной мультикультурной образовательной среды [4, с. 56].

Взаимодействие студентов в образовательном процессе постоянно направлена на общение, на обмен информацией, и только общаясь студенты учатся понимать друг друга, поддерживать в различных ситуациях, что позволяет проявлять свою толерантность во взаимоотношениях.

Воспитание толерантного отношения происходит в процессе воспитания. Воспитательный процесс в вузе строится на основе формирование у молодёжи таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России, а также на приобщении молодёжи к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России и других стран, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.

При организации взаимодействия современных студентов вуза необходимо опираться на культурологический подход, который отражает стремление к пониманию традиций образования в условиях другой культуры. Данный подход предполагает и рассмотрение субъектного плана культуры, как «меры человеческого в человеке», когда нравственные качества современной личности включают толерантное поведение, способность жить и работать вместе с представителями разных национальных культур, при этом способность ценить равенство и справедливость выступают на первый план в межнациональном взаимодействии.

Необходимо отметить, что толерантность является основой формирования межнациональных отношений, что способствует сохранению и развитию этнического многообразия. Толерантные отношения являются существенным элементом политического и культурного пространства современного общества [1, 2].

Толерантность – стабилизатор межкультурных отношений современного общества.

В значительной мере идеи толерантности пересекаются с концепциями поликультурного воспитания. Как отмечают в своей работе Ю.Э. Кублова и В.М. Кузьмина в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушия в отношении других». В арабском толерантность – «прошение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению». В испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели сам. Терпимость (на русском) – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо. Считаться с мнением других, быть снисходительным. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мериться с чужим мнением, быть снисходительными к поступкам других людей» [5, с. 52-53].

Терпимость является ключевым идеалом ислама, поэтому основными характеристиками исламского мировоззрения выступают веротерпимость и толерантность. В исламе не признается толерантность к оскорблению национальных и религиозных чувств, аморальности, унижению или насилию. Необходимо отметить, что Ислам – это религия добра, мира и созидания, допускается компромисс, по вопросам толерантности, если по рассматриваемому вопросу нет запрета в Коране и суннах Пророка Мухаммада (с.а.с.). В исламе принято, что если люди будут соблюдать законы ислама, то они будут толерантны ко всем окружающим [7].

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность во взаимоотношениях различных культур – это признание различия культур, сопереживание, доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям [5].

Этническая толерантность – это сложная установка личности на терпимость к чужому образу жизни, обычаям, традициям, нормам поведения, идеям и т.д. Когда у личности при решении проблем в критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора не срабатывают этнические стереотипы и нормы поведения, сформированные в иной социально-культурной среде, а новые нормы и стереотипы находятся в процессе выработки, происходит проявление этнической толерантности.

Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая, духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в поликультурных и полиэтнических обществах для формирования высокой толерантности [3].

Таким образом «культура межнациональных отношений» это совокупность знаний (история, культура, обычаи, традиции), правил и нравственных норм о межнациональных отношениях, которая проявляется в готовности признавать различия культур, осуществлять совместную плодотворную деятельность и интерактивное (диалоговое) общение (диалог культур) с представителями различных национальностей [6, с.312].

 Для эффективных межнациональных отношений поликультурной среде студентам необходимо определенное знание и уважение этнически специфичных, национальных особенностей и поведенческих принципов всех культур соседних народов. В процессе усвоения национальных ценностей важны социально обусловленные стереотипы, которые формируются под влиянием комплекса мероприятий учебно-воспитательной работы, направленных на формирование межнациональных отношений студентов.

Для поддержки и успешной социализации студентов из разных стран в вузе активно используются тьюторство. Большое внимание уделяется разработке совместных проектов с иностранными студентами по актуальным проблемам современного образования и молодежи.

В ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» создаются педагогические условия для эффективной реализации государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан». В ходе реализации данной программы большое внимание уделяется организации основного мероприятия «Организация научной деятельности по вопросам межэтнических и межнациональных отношений» (в 2018 году: командировка в ТГПУ им. С. Айни г. Душанбе; участие в Международной научно-практической конференции «Педагогические традиции в этногенезе», г. Москва; участие в международной научно-практической конференции «Кажымовские чтения: проблемы формирования общечеловеческих ценностей в системе образования в контексте культуры мира», г. Уральск, Республика Казахстан; стажировка в Варшавском университете г. Варшава, Польша и т.д.).

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» ежегодно организует Международный молодежный фестиваль культуры и языка тюркских народов (далее Фестиваль) при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (программа развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего образования). Данное мероприятие является массовым, открытым для студентов очного отделения всех вузов России и стран ближнего Зарубежья до 25 лет, студенческие сообщества УШОС, ЮНЕСКО. Фестиваль направлен на воспитание культуры толерантности среди молодёжи разной национальности и вероисповедания и призван привить молодому поколению любовь к своему отечеству, самобытной и неповторимой культуре, народным традициям, ценности и идеалы содружества в контексте идей УШОС, ЮНЕСКО.

Основными задачами Института Фестиваля являются:

s укрепление международных связей и сотрудничества;

s сохранение и развитие национальных культур и языков;

s пропаганда единения разных национальных культур;

s укрепление толерантных межконфессиональных и этнических отношений, дружбы народов;

s формирование творческого потенциала молодежи;

s обмен творческими достижениями и опытом участников;

s установление творческих контактов между коллективами и их руководителями;

s укрепление содружества и сотворчества в рамках студенческих сообществ УШОС, ЮНЕСКО.

Таким образом, мероприятия содействуют популяризации индивидуального национального мира, знакомству современной молодежи с новыми народностями, а также их языками, культурами, что служит развитию межнациональных отношений, расширению границ международных контактов. Наблюдается и взаимообогащение национальных культур в ходе сохранения собственной этнической самобытности студентов, поддержки национальных традиций и родного языка через создание национальных клубов, диаспор, организацию и проведение национальных праздников, знаменательных государственных дат и чествование национальных героев и т.д. 

Исходя из вышеизложенного можно выделить критерии и показатели сформированности межнациональных отношений: когнитивный – знания истории и культуры своего и других народов, особенностей других национальностей (история, культура, литература, обычаи, традиции); мотивационный – мотивация поступков и общения студентов с представителями различных национальностей, толерантное отношение к представителям различных культур, ориентация на общечеловеческие и национальные ценности; перцептивный - этническая индифферентность, уважительное отношение ко всем народам, умение сопереживать людям, абстрагируясь от их национальной принадлежности, способность к рефлексии, умение преодолевать национальную ограниченность и национальное недоверие; деятельностный – готовность позитивно взаимодействовать с представителями других национальностей, проявляя этническую толерантность.

Таким образом, для формирования межнациональных отношений у студентов педагогического вуза в современном образовательном пространстве необходимо создать педагогические условия: активация интереса к национальным, общечеловеческим ценностям, изучение культуры соседствующих народов и их традиций; плодотворное межкультурное взаимодействие представителей разных культур на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, сотрудничества и толерантности на основе мультикультурного подхода; реализация полисубъектного (диалогового) подхода на основе доброжелательных, открытых и конструктивных отношений в образовательном процессе с учетом особенностей и интересов студентов, которые будут способствовать сохранению в отдельно взятой стране культурных различий народов [6, с. 312].

Сегодня умение современной молодежи определять культурные особенности и специфику разных народов, проявлять толерантное отношение, готовность к позитивному взаимодействию поможет лучше понять друг друга и добиться взаимного культурного признания.

Литература:       

1. Аминов Т.М. Система исламского образования Духовного управления мусульман республики Башкортостан на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. - № 3 (70). – С. 78-87.

2. Аминов, Т.М. История исламской педагогики и образования: Учебник для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 284 с.

3. Григорьев, Д.Н. Воспитание толерантности в многонациональной среде / Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы III Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2013. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3269/ (дата обращения: 04.10.2019).

4. Кузнецова, А.А., Голозубова, К.Н. Ценностные ориентации студентов-иностранцев в условиях мультикультурного образовательного пространства вуза / Проблемы толерантности в молодежной среде: Мат-лы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т.- 159 с.

5. Кублова, Ю.Э., Кузьмина, В.М. Толерантность: от обыденного понимания к научной трактовке дефиниции / Проблемы толерантности в молодежной среде: Мат-лы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т.- 159 с.

6. Султанова, Л.Ф., Трубкулов, В.Р. Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений студентов педагогического вуза / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – C. 310-314.

7. Штейнберг, В.Э., Калимуллин, Р.Х., Манько, Н.Н., Галиев, Р.Г. Исламский дидактический шамаиль как детерминант толерантности: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - 165 с.

 

УДК 1 (091): 159.9

Огоновская И. С.

Канд. ист. н., доцент СУНЦ УрФУ (Екатеринбург, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: