В детско-молодёжной образовательной среде

Аннотация. Автор рассматривает проблему интолерантности в детско-молодежной образовательной среде, анализирует причины этого явления; характеризует признаки интолерантности и её адресную направленность; акцентирует внимание на том, что ростки интолерантности, незамеченные и «непролеченные» в образовательном учреждении, могут вырасти в серьёзные конфликты и войны в отношениях между отдельными людьми, группами людей (гражданская война), этносами (межнациональные конфликты) и даже государствами, если кто-то из них заявляет о своей исключительности.

Ключевые слова: буллинг, детско-молодёжная образовательная среда, интолерантность, моббинг, образовательная среда, толерантность. 

 

Заявленная тема публикации, на первый взгляд, мало сочетается с тематикой конференции, посвящённой 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Однако автор статьи совсем недавно переводил на русский язык один из современных немецких учебников истории и с особой остротой воспринял сюжеты, связанные с идеологией национал-социализма, основанной на интолерантности по отношению не только к политическим противникам (коммунистам и социалистам), но и ко всем «untermenschen» («недочеловекам»): евреям, синти и цыганам, гомосексуалистам, людям с физическими и умственными недостатками, которых носители этой идеологии убивали, считая их недостойными жизни. Немцы, по мнению национал-социалистов, считались «арийцами» – самой высокой расой, призванной править другими расами. Роль женщины в семье была связана с продолжением рода – рождением детей, мужчина провозглашался главой семьи, строгим, физически сильным, имевшим право на насилие. «Командование и послушание» провозглашались основными принципами в семье, обществе, государстве и экономике. На этих же принципах была построена немецкая школа и молодёжная организация «Гитлерюгенд» [7, с. 22, 28, 29, 34]. Поколение людей, воспитанное на идеях превосходства и силы, нетерпимости к другому мнению, образу жизни и культуре, принесло миру войну, унесшую жизни 60 млн людей. В 1995 г. немецкую общественность повергла в шок выставка «Преступления вермахта. 1941-1944», подготовленная Гамбургским институтом социальной истории. На ней впервые экспонировались фотографии улыбающихся солдат и офицеров вермахта, снятых на фоне повешенных, убитых, сброшенных в ямы советских партизан, красноармейцев, коммунистов, мирных жителей [3, с. 72]. Глядя на эти фотографии, поневоле задаёшься вопросом: как это могло произойти? Как появилось у этих людей идея «богоизбранности»? Каким образом сформировалось их представление о праве уничтожать других людей? Ответ помимо всего прочего и в том, что школы Германии 1930-х гг. стали трансляторами идей национал-социализма и инкубаторами поколения молодёжи, мечтавшего о статусе покорителей мира и рабовладельцев.

В условиях современности возникает еще один вопрос: если некоторые нации заявляют о своей исключительности, не приведёт ли это к новой мировой войне? В условиях глобализации, социально-экономических кризисов, информационных войн, массовых миграций, падения общего уровня культуры населения, возрастания неравенства между бедными и богатыми странами роль образования возрастает неимоверно, так как росткиинтолерантности в образовательной среде могут вырасти в дальнейшем в социальные (гражданская война), межнациональные конфликты и даже мировые войны, тем более, что современные образовательные учреждения становятся все более социально-многослойными, многонациональными, мультикультурными, этнически диверсифицированными. Именно поэтому формирование культуры толерантности становится приоритетом в образовании. По мнению доктора педагогических наук Б.С. Гершунского, формирование менталитета толерантности – «важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке» [1, с. 8].

Рассматривая толерантность как уважение, принятие и понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, а культуру толерантности – как наличие толерантного сознания, основанного на интеллектуальном, эмоционально-чувственном, волевом принятии многообразия культур и проявлений человеческой индивидуальности, можно говорить о том, что образовательное учреждение – необходимый фактор воспитания культуры толерантности, а его образовательная среда – это система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для развития культуры толерантности участников образовательного процесса. Опираясь на мнение А.В. Мудрика, можно отметить, что целостный процесс воспитания личности зависит от содержания, форм и методов организации жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения, в котором должны быть созданы условия для: решения обучающимися возрастных задач и стимулирования выдвижения ими перед собой адекватных целей; развития у обучающихся рефлексии и навыков саморегуляции; проявления детьми интеллектуальных, социальных, инструментальных и художественных задатков и способностей и приобретения ими умений; определения доминирующих социальных установок и формирования ценностной системы отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой [4, с. 22].

При отсутствии таковых условий образовательная среда может порождать отношения интолерантности, основанные на противостоянии, конфронтации, насилии. Для иллюстрации данного суждения можно обратиться к фильму немецкого режиссера Денниса Ганзеля «Волна» («Die Welle», 2008, Германия), рассказывающему об эксперименте учителя истории. Создав в школе атмосферу жесткой дисциплины, повсеместного контроля, доносительства, наказаний, он показал, как, манипулируя сознанием подростков и молодежи, можно в течение короткого времени превратить их в безликую покорную массу, нетерпимую к тем, кто не непохож на остальных и не согласен с правилами их жизни. В конечном итоге вся эта игра превратилась в трагедию.

Известные российские психологи В.С. Собкин и Д.В. Адамчук пишут, что узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, можно при помощи различных методов и выделяют такие, как: наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии; анализ письменных работ школьников – сочинений, исследовательских проектов, продуктов совместной игровой деятельности; анкетирование, позволяющее выявить уровень толерантности / интолерантности обучающихся. Признаками высокого уровня интолерантности они считают: сознательный отказ признавать, принимать и понимать представителей иных культур; отношение к культурным отличиям как к отклонению от некоей нормы, как девиантности; нежелание признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности; ярко выраженное отрицательное отношение к таким отличиям, демонстративная враждебность и презрение к таким людям, желание «очистить» от них пространство собственного бытия; нежелание даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Обучающиеся, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда и внешним видом.

Невысокий уровень интолерантности, по мнению названных учёных, – это: признание на словах права других на культурные отличия, декларирование принципа равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при личном неприятии отдельных социокультурных групп; признание и принятие культурного плюрализма, уважение к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур; оправдание собственной нетерпимости ссылками на общественное мнение («все так считают»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что…»); уверенность в том, что представителям этих групп якобы свойственно аморальное поведение («все они такие»), в основе чего лежит позиция культуроцентризма, ксенофобии, презумпции вины другого; отрицание наиболее вопиющих проявлений интолерантности (фашизм, геноцид, апартеид) при навешивании на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных»; непринятие и непонимание других культур из-за рассмотрения их только сквозь призму собственных культурных установок; непонимание другого, неумение видеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения [5]. Следует обратить внимание на то, что проявления высокого уровня интолерантности заметны и могут сразу же повлечь за собой определенные педагогические действия, в то время, как проявления невысокого уровня интолерантного отношения к людям часто остаются незамеченными в образовательном учреждении.

Основные проявления интолерантности связаны с вербальным, психологическим или физическим насилием по отношению к другому человеку, и эти проявления имеют самые негативные последствия, к которым можно отнести повышенную тревожность, страх, заниженную самооценку, вспышки ответной агрессии, злость, жестокость, ответное насилие, вандализм, депрессию, суицид и многое другое. Как считают специалисты, наиболее опасно психическое насилие, так как определить и зафиксировать его практически невозможно. Вербальные оскорбления или физические действия всегда выражены в открытой форме, хотя психические травмы могут быть следствием вербального или физического насилия. Психическое насилие представляет собой воздействие психической энергии более сильного порядка и агрессивно по направленности. Патологическая психическая зависимость чаще всего бывает между близкими членами семьи, а также между ребенком и педагогом (учителем, воспитателем). Общим следствием всех видов насилия является страх, противоправное поведение, нежелание идти в школу, контактировать с одноклассниками или педагогами, допускающими насильственные действия в отношении обучающихся, а в отдельных случаях – суицид.

Причин, порождающих насилие в образовательном учреждении (ребенок – ребенок, взрослый – ребенок, ребенок – взрослый) – множество. К ним можно отнести следующие: демонстрация физического превосходства («самоутверждение» за счет грубости и силы, унижение кого-то, чтобы возвыситься самому); сохранение личного достоинства и месть за «унижение и оскорбление»; борьба за высокий статус в группе; личные особенности индивида (характер, темперамент, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самоконтроля и т.д.); неблагополучие в семье, насилие, осуществляемое в семье; социальное окружение (друзья, компании, которым свойственно девиантное поведение); приобретенные вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков и др.); отсутствие интереса к учебе; отсутствие занятости во внеурочной и внешкольной деятельности, соблазн провести свободное время в компании «ничегонеделания»; соревновательно-конкурентная стратегия обучения в условиях рыночной экономики: борьба за выживание не всегда мирными, интеллектуальными способами; зависть к более успешным, талантливым сверстникам или чьему-то материальному положению; отстаивание первенства; психологические особенности ребенка как личности (агрессор, жертва); столкновение культур и субкультур; влияние СМИ (пропаганда культа силы, трансляция сцен насилия и др.) [6, с. 85-86].

Любая форма насилия проявляется во взаимодействии жертвы и агрессора. Ребенок-агрессор имеет вспыльчивый, неуравновешенный характер, склонен к садизму, проявляет интерес к различным формам насилия, зависит от перепадов настроения, навязывает свои идеи и правила окружающим, имеет завышенную самооценку, злопамятен, мстителен, провоцирует других своими действиями, игнорирует правила поведения, часто конфликтует со взрослыми (родителями и учителями). Большинство агрессоров – мальчики, среди девочек насилие проявляется реже, но отличается большей жестокостью, разнообразием способов издевательств. Жертвами агрессии становятся, как правило: дети с необычной внешностью (прыщавая кожа, оттопыренные уши, веснушки, рыжие или кучерявые волосы, маленький рост, полнота или худоба, кривые ноги, необычная форма головы, цвет кожи и др.); дети с физическими недостатками (хромота, плохое зрение или слух, ДЦП и др.); дети непривлекательной внешности, одевающиеся беднее других; дети с болезнями, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушение речи – дизлалия (косноязычие), дизграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучения чтению), дизкалькулия (нарушение обучения счету) и т. д.; дети с неразвитыми социальными навыками по причине недостаточного опыта общения и самовыражения (это могут быть «домашние дети», не посещавшие ясли и детский сад); дети с нестандартным поведением: замкнутые, необщительные (интраверты, флегматики) или, наоборот, дети с импульсивным поведением, которые чересчур активны, назойливы и вызывают раздражение у окружающих; дети с пониженным интеллектом, не успевающие в учебе. У всех названных категорий детей существует заниженная самооценка, страх перед агрессором. Это может быть и страх перед школой в целом и «злой учительницей», в частности.

Целями интолерантных действий в отношении жертв агрессии может быть моббинг (скрытое психологическое насилие, направленное на выдавливание жертвы из определенной среды) или буллинг, который можно сравнить с «дедовщиной» в армии и определить как форму насилия, совершаемую продолжительно, осознанно с целью оскорбить, унизить, сделать жертву безвольной. Моббинг возможен в образовательном учреждении, коллективе (классе) с нездоровым климатом, подпитываемым высокой эмоциональной напряженностью. Для снятия этой напряженности члены коллектива бессознательно ищут «виноватого» – жертву, в адрес которой на первом этапе допускаются насмешки и издевательства, на втором – создается вакуум в виде изоляции ребенка от общения и поддержки. Находясь в состоянии одиночества, человек может переживать повышенную тревожность, депрессию и вегетативные сдвиги [2, с. 285]. В итоге жертве моббинга приходится уходить из коллектива.

Для решения проблемы интолерантности в образовательных учреждениях необходимо, по нашему мнению, сделать следующее: выстроить паритетно-равноправное взаимодействие государства и общества (педагогической общественности) в сфере образования; отказаться от жесткой детерминации образования государственной политикой; защитить педагогов от бюрократического насилия; создать необходимые условия для повышения общей культуры педагогов, учащихся и их родителей; не забывать, что учитель всегда являет собой пример для подражания и должен выступать образцом, эталоном проявления толерантности в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями; предоставить учащимся и учителям возможность межкультурного обмена; обучать детей толерантности; сделать образовательный процесс более открытым для диалога, полилога, превратить его в поле толерантности (дебаты, дискуссии, диспуты, открытые обсуждения проблем, позволяющие высказать собственную точку зрения и понять точку зрения другого человека); пересмотреть содержание гуманитарных дисциплин на предмет расширения в них положительных примеров мирного сосуществования и взаимодействия различных культур, народов, идеологий, верований; возродить в том или ином виде существовавшие ранее клубы интернациональной дружбы; организовать особое образование для детей иммигрантов со специальным штатом воспитателей, педагогов-переводчиков, психологов, наставников, тьюторов; превратить образовательные учреждения в «зоны мира», в которых все возникающие конфликты разрешаются мирным путем; использовать Интернет как средство диалога культур, помогающее понять особенности менталитета другого человека; и т.д.

Для преодоления интолерантности в детско-молодежной образовательной среде следует использовать также целый спектр методов и форм педагогической деятельности: словесно-просветительские (беседы «по душам», общие беседы, классные часы, встречи с психологами и т.д.); активного и интерактивного обучения (дискуссии, дебаты, игры, в ходе которых приобретаются навыки толерантного общения); тренинговые (психологические тренинги); арт-терапевтические (изотерапия, танцтерапия, музыкотерапия, фототерапия, сказкотерапия и т.п.); спортивно-оздоровительные (укрепление здоровья детей, их участие в коллективных играх, массовых мероприях, путешествиях с родителями и друзьями по родному краю и т.д.); досуговые (включение обучающихся в организацию и проведение массовых мероприятий – конкурсов, праздников, выставок и т.п.); проектные (привлечение обучающихся к выполнению индивидуальных и коллективных проектов – исследовательских, социальных, прикладных, экзистенциальных и др.); социально-практические (вовлечение обучающихся в социально-полезную деятельность); волонтерские (помощь детям из детских домов, пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и др.); медиационные (разрешение конфликтов посредством Школьной службы медиации); презентационные (творческие мастерские, выступление на сцене, в индивидуальных спортивных соревнованиях и т.д.).

Исходя из всего вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что внимание к детям и молодёжи, общение с ними на основе уважения и добросердечности, вовлечение их в процесс обучения и коммуникации на основе равенства и партнёрства, привитие им навыков помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, старшим и младшим по возрасту, носителям иной культуры – вот те педагогические задачи, без решения которых невозможно будущее отдельного человека, общества и любого государства.

Литература:

1. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3-12.

2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 560 с.

3. Кудряшов С. Цивилизованные изверги // Родина. – 2002. - № 6. – С. 71-73.

4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319 с.

5. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Методическое руководство для проведения мониторинговых социологических исследований проявления толерантности в подростковой среде // Социология образования: Беседы, технологии, методы. Труды по социологии образования. Т. XI, Вып. XVIII // Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – С. 103-222.

6. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. – 2012. - № 5. – С. 84-90.

7. Geschichte und Geschehen. Herausgeber Machael Sauer. – Stuttgart – Leipzig: Еrnst Klett Verlag, 2019. – 240 s.

УДК 37.018

Оразметова И. И.

Учитель СОШ № 17 (Белебей, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: