Методическая служба как условие формирования инновационной деятельности педагогов дополнительного образования

 

Современным обществом предъявляются качественно новые требования к одному из главных своих институтов - образованию, который несет ответственность за производство знаний, составляет основу прогресса человечества, определяет социально-экономическое процветание страны и преуспевание каждого человека. Обновления содержания образования обуславливают изменения в обучении и воспитании молодого поколения, а соответственно, требуются совершенствования профессиональной деятельности педагогических работников, педагогов дополнительного образования, в том числе и педагогов воскресных школ [8, 11].

Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессиональной компетентности зависит решение многих проблем. Опираясь на исследования В.И. Байденко, профессиональная компетентность представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления нормативно одобренных способов профессиональной деятельности [2].

Существенным для данного исследования является понятие «профессиональная компетентность педагога». Согласно определению Н.А. Нагибиной, Н.В. Ипполитовой, профессиональная компетентность педагога - это «интегративная характеристика субъекта педагогического труда, выражающую единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению педагогической деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств» [7, с. 45]. Одним из видов профессиональной компетентности педагога является методическая компетентность.

Проблемой становления методический компетентности педагогов занимались такие отечественные исследователи как Т.А. Загривная,       Т.Э. Кочарян, Н.В. Кузьмина. Анализ исследований по данной проблеме позволяет заключить, что методическая компетентность педагога дополнительного образования представляет собой часть профессиональной компетентности педагога, определяющую готовность к осуществлению традиционной педагогической деятельности, а также проектированию и конструированию педагогических инноваций [1].

Таким образом, инновационная деятельность педагога дополнительного образования детей – это педагогическая деятельность, которая характеризуется разработкой нового содержания и технологий, или адаптацией уже созданных нововведений в сфере дополнительного образования, создающих условия для поддержки ребенка в его деятельности, развития его активности, избирательности и креативности.

Результатами инновационной деятельности педагогов дополнительного образования могут выступать, во-первых, на основе принципа абсолютной новизны – авторские программы дополнительного образования; новые методики, образовательные технологии, образовательные проекты, методическая продукция. Во-вторых, на основе принципа относительной новизны результатами деятельности педагогов могут быть: внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе; проведение учебных занятий в инновационных формах.

В русле реализации основных направлений Концепции развития дополнительного образования детей, инновационную деятельность можно рассматривать как необходимый компонент методической деятельности педагога и в целом учреждения дополнительного образования детей.

Цель исследования состояла в проведении теоретического и эмпирического анализа содержания методической работы учреждений дополнительного образования и выявлении направлений деятельности методической службы по организации инновационной деятельности педагогов, а также определении условий, способствующих активизации инновационной деятельности педагогических работников сферы дополнительного образования детей.

В ходе исследования были проанализированы теоретические подходы к определению содержания инновационной деятельности педагога, изучен опыт и результаты работы методических служб и методических объединений ведущих учреждений дополнительного образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Согласно статистическим данным в г. Уфе в 2018 году работало      46 государственных и муниципальных организаций дополнительного образования (Из них по направлениям: многопрофильное – 19, естественно – научное – 7, научно-техническое – 7, туристско-краеведческое – 4, этнокульутрное – 9), в которых обучалось около 70 тысяч детей и подростков.

 Дополнительные образовательные услуги оказывают около тысячи педагогических работников системы дополнительного образования детей. Исследование показало, что в целях обновления содержания дополнительного образования, повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников сферы воспитания и дополнительного образования, выявления и распространения передового и инновационного опыта, эффективных форм и методов работы в городском округе город Уфа Республики Башкортостан ежегодно проводится более 100 городских и республиканских мероприятий. Наиболее значимыми в направлении выявления результатов инновационной деятельности педагогов являются: Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и Конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей, а также другие мероприятия.

Так, в городском этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям» приняло участие 17 человек, что составило около 2 % от общего количества педагогов, занятых в этой области. Таким образом, следует отметить, что к инновационной деятельности привлечено лишь небольшое количество педагогических работников. Кроме того, анализ работ, участвующих в конкурсе авторских образовательных программ, проведенный членами экспертного совета, выявил следующее: недостаточный уровень актуальности программ и конкурсных материалов, низкий уровень целостности и логичности изложения информации, отсутствие новизны, оригинальности предлагаемых форм и методов работы, несоответствие целей и задач ожидаемым результатам, низкий процент авторского текста при проверке в системе "Антиплагиат".

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о низкой мотивации и недостаточном уровне готовности педагогов дополнительного образования к инновационной и методической деятельности. Готовность педагога к инновационной деятельности проявляется, прежде всего, в умениях: профессионально отбирать содержание инновации; проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации; а также умении описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

В связи с тем, что многие педагоги дополнительного образования, в силу разных обстоятельств, не имеют профессионального педагогического образования, их участие в инновационной педагогической деятельности становится недостаточно осмысленным, что в свою очередь мешает повышению их профессионального уровня. А также, как отмечают исследователи данной проблемы, многие педагоги включаются в инновационную деятельность пассивно и в силу сложившихся традиций выполняют свою роль чисто инструментально, не включаясь в сам исследовательский процесс [5].

Решение данной проблемы, прежде всего, связано с эффективной организацией методической работы в учреждении дополнительного образования. Методическая работа в образовательной организации представляет собой систему взаимосвязанных мер, основанных на результатах передовых научных исследований и инновационном педагогическом опыте, нацеленную на обеспечение профессионального роста педагога, его творческого потенциала.

Методическую работу в учреждении дополнительного образования организует и курирует методическая служба. В связи с чем, первоочередной задачей методической службы является помощь педагогам дополнительного образования в повышении их профессионального научно-педагогического и методического уровня, в том числе, готовности к инновационной деятельности. Решение данной задачи в рамках конкретной образовательной организации связано, прежде всего, с диагностикой и выявлением конкретных проблем, связанных с организацией инновационной деятельности педагогов. Результаты диагностических мероприятий должны стать основой для разработки программы повышения квалификации педагогов в направлении организации инновационной деятельности. В программу могут войти как общие вопросы, которые будут интересны всем педагогам так и узконаправленные проблемы по отдельным аспектам инновационной педагогической деятельности [3].

В ходе исследования была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации подготовки педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности. Цель программы: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области инновационной деятельности, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Программа рассчитана на 72 учебных часа, из которых 36 часов являются аудиторными. Программа построена по модульному принципу и включает четыре блока: научно-теоретический, нормативно-правовой, проектный и методический. В зависимости от потребностей педагогов, модули могут комбинироваться. Модульный принцип построения программы предполагает, что набор модулей для освоения педагог сможет выбрать себе сам. Эта особенность программы позволяет учитывать интересы конкретного педагога. Освоение каждого модуля предполагает участие слушателей программы в теоретических занятиях, практико-ориентированной деятельности и выполнении заданий самостоятельных работ. Результатом освоения программы является выполненная педагогом проектная работа. Объектом проектирования может выступать дополнительная общеобразовательная развивающая программа по одному из направлений дополнительного образования (как целиком, так и ее часть, в зависимости от методической подготовленности педагога), методика проведения учебного занятия с использованием авторских разработок, проектирование новой формы проведения воспитательного мероприятия. Практическая реализация программы подготовки педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности может быть осуществлена на базе учреждения дополнительного образования с привлечением специалистов. В этом случае программа должна быть включена в план работы методической службы на учебный год.

Модель деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования в рамках реализации данной программы представляет собой систему, состоящую из  следующих основных компонентов: целевой, мотивационный, практический, инновационный и рефлексивный.

Организация инновационной деятельности педагогов требует от методической службы организации дополнительного образования детей решения ряда задач, а именно: расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов в области инновационной педагогической деятельности, повышение мотивация педагогов к инновационной деятельности, повышение качества образовательных программ через включение в их содержание инновационных компонентов, развитие навыков педагогов в организации и осуществления собственной инновационной деятельности в рамках образовательного процесса и методической деятельности.

Организация и осуществление инновационной деятельности, помимо повышения уровня профессиональной подготовки, требует создания определенных условий, способствующих активному включению педагогов в этот процесс. В ходе исследования были выделены следующие условия организации инновационной деятельности педагога дополнительного образования: личностные (способности к творчеству и рефлексии), мотивационные (стремления и потребность к инновационным преобразованиям в педагогической деятельности), научно-методические (обеспеченность специальной научной и методической литературой), материально-технические (технические средства обучения, информационно-­коммуникационная техника), организационно-управленческие (комфортная обстановка; эффективная система управления и контроля инновационной деятельности, адекватные средства стимулирования инновационной деятельности), организационно-педагогические (творческие педагогические мастерские, лаборатории, мастер-классы, диагностические мероприятия).

Таким образом, создание максимально благоприятных условий для организации и разработки содержания инновационной деятельности, вовлечение в эту деятельность максимального количество педагогов во многом зависит от успешной деятельности методической службы учреждения дополнительного образования. Участие педагога в методической работе стимулирует его новаторские навыки, педагогическую инициативу, которые необходимы при осуществлении инновационной деятельности.

 

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. Оренбург, 2015. С. 2821-2825.

2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 34­3.

3.  Вербицкая, С.Н. Инновации в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://rud.exdat.com/docs/index-675597.html. - (Дата обращения 24.10.2018).

4.  Голубева, О.В., Чайкина, Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования [Текст] // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 48.

5.  Картавых, М.А., Камерилова, Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении [Текст]           // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - № 1.

6.  Нагибина, Н.А., Ипполитова, Н.В. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования как педагогический феномен // General and Professional Education. - 2012, № 1, pp. 36-44 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_036-044.pdf. - (дата обращения 20.11.18).

7. Нагибина, Н.А., Ипполитова, Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya -kompetentnost-kak- sostavlyayuschaya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 21.11.2018).

8. Рабочая тетрадь «История исламской педагогики и образования»: пособие для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение [Текст] / Под ред. Т.М. Аминова / Сост. Т.М. Аминов, Н.К. Нуриханова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 34с.                                      

9. Руднева, Н.В. Единая методическая тема - эффективная форма организации методической работы педагогов [Текст]                                  // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - N 11. - С. 20-26.

10.  Чайкина, Ж.В., Смирнова, Ж.В. Управление в системе дополнительного образования детей как профиль подготовки прикладной педагогической магистратуры [Текст] // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 62.

11. Чайкина, Ж.В., Быкова, Н.С., Дорогина, Н.Ю., Рыжикова, М.П. Инновационная деятельность педагогов как направление методической работы учреждения дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/82PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.017

Нуриханова Н. К.

Канд. пед. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

Султанова Л. Ф.

Канд. пед. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: