Особенности работы детских дошкольных образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. Статья посвящена деятельности детских дошкольных образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Автор рассказывает о том, как все сотрудники детского сада пытались сохранить жизнь и здоровье детей в нелёгкие для страны годы.

Ключевые слова: Детский сад, Великая отечественная война.

 

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь советского народа неожиданно. Раннее июньское утро началось с бомбёжки и воя сирен, с огромных разрушений и жестокости. Всё мужское население встало на защиту своих родных и близких, на защиту своей Родины. Женщины тоже не остались в стороне - ушли на фронт медсёстрами, заменили своих мужей у станков на заводах и фабриках.

В эти дни появилось огромное доверие семьи к нашим детским учреждениям. Родители спокойно расставались с детьми, хотя многие из них попадали в большой детский коллектив впервые. Детские сады взяли на себя серьёзную ответственность – за жизнь и здоровье детей, чьи родители защищали Родину от врага.

С первых дней войны встала задача о расширении сети детских садов: об уплотнении уже имеющихся и о создании новых. Например, в детских садах с численностью 150 детей, изыскивали возможность принять до 250 детишек [3, с. 16].

Требовалось увеличить количество оборудования. Нужны были столы, кроватки, стулья. Члены коллективов детских садов с помощью родителей старались решить все эти задачи, ремонтировали всю возможную мебель, вместо стульчиков изготавливали скамейки. С бельём помогали общественные организации. Одним из необходимых условий, обеспечивающих жизнь детей, является правильная организация питания. Детские сады обеспечивались питанием бесперебойно. Питание в детских садах не ухудшилось. Многие сотрудники детского сада разбили на своих и прилежащих территориях огороды, сумели сделать большие запасы овощей. Засолили огурцы, помидоры, заготовили зелень, засыпали морковь, картофель, свеклу [1, с. 15].

Военное время внесло много изменений в жизнь дошкольных организаций. Необходимо было увеличить часы работы детских садов, ведь мамы работали на заводах порой и в две смены. Учитывая это, многие воспитатели работали по 9, а то и 12 часов, оставаясь, порой в ночную смену. Никто из сотрудников не спрашивал о дополнительной оплате труда, о переработках. Понимали – в сложившейся ситуации это необходимо, иначе нельзя.

В условиях военного времени каждый ребёнок требует большего внимания, порой приходилось и помыть ребятишек, постирать им одежду, подстричь ногти, пришить пуговицу. Родители, отдавая все свои силы трудовому фронту, стали реже видеть своих детей.

Жизнь в детских садах кипела. Все сотрудники детских садов трудились на благо детей. Здесь уже было неважно, воспитатель ты или нянечка, о детях нужно было заботиться всем вместе. Их нужно было оградить от тягот войны. Сохранить жизнь и здоровье детей.

В эти нелёгкие годы ни один детский сад не закрылся, а наоборот их стало больше. Многие детские сады стали интернатами, где ребятишки находились и днём и ночью. В стужу отпускать ребёнка из относительно тёплой температуры детского сада домой, где он попадал в леденящий холод – это значит обрекать его на неминуемую болезнь. Слабые дети в первую очередь переводились на интернатное обслуживание. Около 70% детей детских садов было охвачено интернатными группами.

Порой воспитатели и нянечки стали для детей и мамой и папой сразу, ведь многие родители детей гибли в кровопролитных боях и пропадали без вести. Старшие ребята проявляли заботу о младших, они делятся своими игрушками, помогают одеваться, укладывают спать, играют с ними. В играх маленьким ребятам отводится роль детей, а старшие изображают отцов и матерей. Ребёнок загрустил – это не останется незамеченным в детском саду. Тёплое слово, беседа, интересное занятие и ребёнок снова улыбается.

Спокойное поведение воспитателя во время бомбёжки, ровный тон её голоса успокаивающе действовали на детей. Они без капризов следовали за ним в бомбоубежище, когда это было необходимо. При прогулках жарким днём, при звуках приближающихся самолётов, дети моментально снимали с головы панамки и прятали их. Светомаскировка в детских садах, сигналы воздушной тревоги отразились и в играх детей. Дети играют в «тревогу». Изображают сирену, и прячут свои игрушки в щели, сделанные в песке. Через несколько минут громко и радостно кричат: «Отбой! Угроза миновала!» И снова радость и смех. Так же чаще стали играть в «больницу», называя эту игру «госпиталь». Они лечат своих мишек и матрёшек, а потом торжественно провожают на фронт, чтобы победить врага.

Изменилась тематика детских рисунков: они рисуют наши самолёты в небе, которые бьют врага, танки на выжженной земле, обязательно наши, с красной звездой, гонящие немцев далеко с родной земли. В рисунках появляются дома без дверей – печальные картины пережитых бомбёжек. В пояснительных рассказах к рисункам дети показывают твёрдую уверенность в скорой победе наших бойцов над беспощадным врагом.

Много творческой инициативы проявили воспитатели, чтобы всеми возможными способами отвлечь детей от тягот военных будней и скрасить их существование. Они придумывали новые игры, загадки, сюрпризы. Переносили все эти игры порой в бомбоубежища, чтобы дети не пугались необходимости пребывания там во время вражеских налётов. Подарить детям радость, помочь забыть об ужасах войны, вернуть им смех – вот задача воспитателя.

Дети получают письма отцов с фронта. Эти письма полны бодрости и веры в победу над врагом, благодарности воспитателям за заботу о детях. Например, воспитанница детского сада-интерната города Тула показала ребятам письмо своего отца с фронта, где он рассказывал о своём товарище, который очень переживал за свою жену и дочку, оставшихся в его родном городе, не успев эвакуироваться, и ребята решили написать ему письмо со словами поддержки. Пытались успокоить, вселить веру в то, что его близкие живы и ждут домой с победой. Так завязалась переписка. Ребята слали одно большое письмо, которое им помогали писать воспитатели, а в ответ получали много треугольников от солдат. Вот строки одного из таких писем: «Дорогие мои! Я вас ведь не видел ни разу, но кажется, знаю всех в лицо! Как я благодарен вам за ваши тёплые, искренние строки! Знали бы вы, как они важны для меня, как я жду их. У меня словно появилось много-много родных...». Так дети пытались поддержать дух солдат. Старшие ребята вместе с воспитателями посещали госпитали, где поддерживали раненых солдат, дарили им свои рисунки, слушали рассказы о войне.

Позже в детские сады стали привозить ребят после лечения в госпиталях. Воспитатели старались заранее рассказать детям о приходе нового ребёнка, возбудить в них потребность оказать ему особое внимание. Ребята встречали таких детей как уже знакомых, рассказывали им о своих игрушках, показывали свои рисунки, приглашали вместе играть. Так новым ребятам было проще войти в коллектив, забыть о пережитом, сблизиться с детьми.

Не все детские сады оставались в своих городах. Реальность военного времени заставляла руководителей дошкольных учреждений проводить экстренную эвакуацию детских садов в тыл. Заведующие детскими садами приобрели функции начальников объектов. От них требуется большая оперативность, чёткость руководства, строжайшая дисциплина, инициатива и самоотверженность в труде [1, с. 17].

К примеру, из Ленинграда детские сады эвакуировали в тыл. Перевозили детей в основном ночью, боясь попасть под бомбёжку. Фашистские самолёты обстреливали детские эшелоны. Детям пришлось пережить многое. Большое мужество и героизм проявили педагоги в защите детей. Заведующие детскими садами грамотно руководили своими сотрудниками, настраивали их на чёткие, слаженные действия. Педагоги старались оградить детей от тягот и ужасов войны. Малышам старались не говорить, что необходимо покинуть автобус или эшелон и спрятаться в лесу от бомбёжки, объясняя, что идут гулять. Старшим детям, говорили правду, настраивая их не бояться и не пугать малышей. Не редкий случай, когда дети видели вражеские самолёты над головой и начинали паниковать, но воспитатели убеждали их, что вот сейчас прилетят наши и прогонят врагов. И дети им верили! 

В тылу детей встречали, размещали в подготовленные здания. Районные организации и колхозники обеспечили ребятишек всем необходимым.

Много сил положили лучшие дошкольные работники, чтобы не только не снизить качества работы в детских садах, но и поднять её на высшую ступень. Дошкольные работники нашей страны были бойцами в тылу, они ковали победу плечом к плечу с защитниками Родины!

С гордостью и доблестью выполнили свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжёлыми испытаниями!

Литература:

1. Колесникова А.А. Детские сады Московской области в дни войны // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 14-24.

2. Милютинская, А. О детских садах во время войны. - Военное обозрение. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://topwar.ru/107211-o-detskih-sadah-vo-vremya-voyny.html, свободный.

3. Раскин Л.Е. Год работы с дошкольниками в Ленинграде //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 13-25.

 

УДК 373.1

Паршуткина И. Г.

Педагог-организатор СОШ № 1

им. Героя Советского Союза В. П. Ферапонтова (Белебей, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: