Организация проектной деятельности по истории школы в период Великой Отечественной войны

Аннотация. Статья посвящена организации проектной деятельности и обобщает опыт педагога по применению метода проектов при изучении истории школы в период Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: проектная деятельность, патриотическое воспитание, метод проектов, историческое образование.

 

Проектная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Новые задачи, стоящие школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик обучающихся:

s любовь к своему краю и Родине, уважение к родному языку, культуре и духовным традициям народа;

s осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа и человечества в целом;

s осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

s способность применять полученные знания на практике;

s готовность к социальной активности;

s уважение к другим людям и готовность вести конструктивный диалог для взаимопонимания и сотрудничества.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который и полагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и партнерства в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально значимого результата личностного и познавательного развития обучающихся [2, с. 57].

В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [4, с. 4].

Главная задача проектного обучения состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся:

s самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

s учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

s приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

s развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;

s развивают аналитическое мышление [1, с. 230].

Представим методические особенности организации проектной деятельности обучающихся при изучении истории Великой Отечественной войны. На первом занятии ученикам представлено содержание таблички на стене МБОУ «Школа № 45»: «Здесь в годы Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь № 2574». И тут же посыпались вопросы: «Это в нашей школе?», «А что такое эвакогоспиталь?», «А что было с выпускниками школы 1941 года? Как сложилась их судьба?». Таким образом, сами дети сформировали темы проектов для последующей работы: «История эвакогоспиталя № 2574», «Выпускники 1941 года школы № 45», «Ветераны школы № 45 – участники Великой Отечественной войны».

Совместно организовали работу по поиску информации в средствах массовой информации, в архивах. Ребятам пришлось изучить историю школы с позиции исследователя, внимательно изучить стенды по истории школы, найти контакты ветеранов, пообщаться с ними и оставшимися родственниками. Внешним результатом всей проделанной работы стало:

s создание презентаций по истории школы в годы Великой Отечественной войне;

s 1 место в районном конкурсе презентаций по истории школы;

s создание «Книги памяти школы № 45».

Внутренним результатом стало абсолютное личностное принятие каждым участником проекта целей и содержания. Происходило «проживание» каждым учащимся своей роли в проектной деятельности. Отметим, что суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов [3, с.59]. В зависимости от этапа, на котором находится проект, все его участники проходят через несколько обязательных ролей: менеджера, исследователя-сценариста, режиссера, PR-мена, эксперта [4, с. 23].

После создания и презентации своих проектов в ходе рефлексии ученики школы отметили, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе «стали лучшими друзьями», что у них повысилась самооценка, научились достигать поставленной цели, анализировать свои действия, «презентовать свой труд», работать в команде.

Завершая, отметим, что изучение истории своей родной школы добавило гордости за свое учебное заведение и бережного отношения к школе, т.е. содействовало патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Умение пользоваться методом проектов и групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя и прогрессивной методики обучения и развития. Метод проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

Литература:

1. Гончарова М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 264 с.

2. Дорофеев А.В., Арсланова М.Н. Принцип многомерности в проектировании нелинейного образовательного процесса будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – №3 (70). – С. 57–63

3. Дорофеев А.В. Реализация профессиональной направленности в математической подготовке будущего педагога // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2004. - № 1 (25). - С. 57– 66.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

 

УДК 372.3/.4

Поданёва Т. В.

Канд. пед. н., доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)

Ананина Е. А.

Заведующая, детский сад № 230 (Барнаул, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: