Как условие патриотического воспитания

 

Аннотация. Представлен анализ способов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в рамках учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка». Авторы акцентируют значимость интерактивных методов в формировании интереса и повышении мотивации у обучающихся. Приведены примеры из опыта работы в государственном учреждении образования «Гомельское кадетское училище» (Республика Беларусь).

Ключевые слова: активизация, учебно-познавательная деятельность, допризывная и медицинская подготовка, Гомельское кадетское училище, национальная безопасность, интерактивные методы обучения.

 

XXI в. определил новый этап в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе – изменение подходов к методикам, значимость активизации деятельности обучающихся, аппроксимирование изучаемых тем к реальной жизни, поиск путей их разрешения. Важно, чтобы обучающиеся не были пассивными объектами воздействия, а могли самостоятельно найти информацию, обменяться мнением со сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, попробовать себя в разнообразных ролях. Современные требования к организации учебного процесса переносят акцент в обучении на умение самостоятельно пополнять и совершенствовать знания. Интерактивный урок имеет ряд преимуществ – обучающиеся формулируют собственное мнение, учатся мыслить, доказывать свою точку зрения, уважать альтернативное мнение, вести дискуссию и слушать других. Педагог при этом не дает готовых знаний, но побуждает к самостоятельному поиску. В этой связи актуальность представляет изучение возможностей интерактивных методов обучения, их потенциал и влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Результаты исследований влияния интерактивных методов на активность личности в процессе обучения представлены в трудах Кашлева С.С. [1], Щукиной Г.И. [2], Дроновой Е.Н. [3] и др. Актуальность научного интереса определяется необходимостью обеспечить активную роль педагогического коллектива в изменении содержания образования, организации обучения, повышении ответственности учеников за результаты своего труда. Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает высокий смысл как непременное условие развития личности обучающегося.

Цель нашего размышления на тему «Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся в рамках учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» как условие патриотического воспитания» заключается в представлении опыта и обосновании эффективности реализации интерактивных методов обучения на примере учреждения образования «Гомельское кадетское училище». Задача – обосновать эффективные педагогические условия реализации интерактивных методов обучения как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Процесс интеракции определяет сущность интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, сущность которого состоит в вовлечении в учебный процесс познания всех обучающихся [4, c. 37]. Графически сущность интерактивного обучения представим в виде следующей схемы:

Интерактивное обучение не позволяет доминировать одному мнению над другими. В ходе интерактивного обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Совместная деятельность в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит вклад, при этом идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Всё происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать новое знание, развивает познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Интерактивное обучение меняет взаимодействие педагога и обучающегося. Активность педагога уступает место активности обучающихся, задачей педагога становится создание оптимальных условий для творческой инициативы последних. Педагог выступает в роли фильтра, пропуская через себя учебную информацию, выполняя функцию помощника в работе и выступая в качестве одного из источников информации. Учитель реализует главную цель – подготовку такого ученика, который умеет учиться. А умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением методов учебного сотрудничества на учебных занятиях при условии наличия мотивации высокого уровня [2, с. 84].

Для активизации познавательной активности обучающихся необходима не столько индивидуальная работа, сколько сотрудничество. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Существуют также факторы, которые побуждают обучающихся к активности. Их можно обозначить как мотивы или стимулы преподавателя для активизации деятельности учащихся. В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, мы выделяем:

s творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию;

s исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить творческий интерес, а это в свою очередь побуждает к активному самостоятельному или коллективному поиску новых

Интерактивные методы обучения, таким образом:

s выступают средством активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся,

s позволяют вовлечь обучающихся в процесс открытия новых знаний, активизируя личную заинтересованность и накопленный субъективный опыт,

s способствуют формированию направленности на самообучение и саморазвитие,

s позволяют понять специфику организации учебной деятельности обучающихся в ходе ориентации на интерактивное взаимодействие.

Радикальные изменения в содержании вооружения и политического противостояния привели к необходимости глубокого реформирования Вооружённых Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе. Оборона страны отнесена законодательством Республики Беларусь к важнейшим функциям государства, а защита Республики Беларусь определена её Конституцией как обязанность и священный долг каждого гражданина.

На рынке современных образовательных услуг котируются учреждения образования, которые могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями времени. С позиций современных требований центр тяжести в обучении сегодня переносится на развитие личности, ее умение самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию. Этот факт предопределяет высокие требования к образовательно-педагогической сфере, в том числе в подготовке кадров силового профиля.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2010 г. № 54 «О кадетских училищах» основными задачами деятельности кадетского училища являются:

s обеспечение получения кадетами базового образования, среднего образования, а также первичных знаний и навыков, необходимых для службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

s воспитание выносливости, стойкости, дисциплинированности, ответственности [12, c. 1].

Целью учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» является формирование у юношей и девушек морально-психологические качеств, необходимых для защиты Отечества, а основные задачи:

s воспитание патриотизма, гуманности, коллективизма, взаимопомощи, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

s усвоение основных общих и специальных знаний, включающих в себя основы военного дела, ознакомление с историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, основы оказания первой помощи больным и пострадавшим;

s развитие дисциплинированности, стойкости и ответственности.

Учитель допризывной и медицинской подготовки в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 28, Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе», Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 54 «О кадетских училищах», Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 641 «Положение об учреждении образования «Минское суворовское военное училище», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2004 г. № 612 «О создании государственного учреждения образования – лицей при Гомельском инженерном институте», другими нормативными актами.

Учебные занятия направлены на формирование высоких морально-психологических качеств, воспитание культуры общения, подготовку к выполнению долга по защите Отечества, развитие навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Обеспечению организованного проведения учебных занятий по допризывной подготовке и привитию обучающимся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов способствует именование классов взводами. Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, назначаются командиры взводов и отделений.

С целью повышения интереса обучающихся нами применяются разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное, прочное усвоение учебной программы, способствуют выработке навыков самостоятельной работы, работы в группе и умению применять полученные знания на практике. Такими формами и методами являются, в первую очередь, интерактивные методы обучения, которые выступают средством активизации учебно-познавательной деятельности.

Используя на уроках «Допризывная и медицинская подготовка» интерактивные методы, мы ставим перед собой следующие задачи:

s формировать положительное отношение к совместной деятельности у обучающихся;

s создавать условия для формирования самостоятельной, активной, творческой деятельности;

s вовлекать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

s повышать мотивации к учению;

s обучать навыкам успешного общения;

s развивать навыки самостоятельной учебной деятельности.

Для эффективной организации интерактивного обучения на уроке «Допризывная и медицинская подготовка» необходимо соблюдение ряда педагогических условий:

s Важно создать благоприятную атмосферу. Атмосфера доверия и взаимного уважения даёт возможность быть открытым, свободно высказывать мысли, принимать чужую точку зрения, обеспечивая обучающихся возможностью общения с преподавателем, между собой. Доброжелательная атмосфера и положительный эмоциональный фон достигаются благодаря персонифицированному обращению к обучающимся, динамичному ведению занятия, двигательным, эмоциональным, интеллектуальным моментам.

s Организация учебного пространства является важнейшим фактором, обусловливающим эффективность интерактивного обучения: диалоговые формы взаимодействий предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу, поэтому обучающиеся во время занятий располагаются таким образом, чтобы была возможность свободного перемещения в аудитории и визуального контакта участников процесса обучения.

На уроках «Допризывная и медицинская подготовка» мы используем правила интерактивного обучения:

Правило первое: вовлечение в работу в той либо иной степени всех участники образовательного процесса. С этой целью используем технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе: забота о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все участники, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны психологические разминки, постоянное поощрение за активность в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье: при реализации интерактивных технологий обучающихся не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество в нашем случае – 21 кадет.

Правило четвертое: помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко перемещаться для работы в группах.

Правило пятое: четкое соблюдение процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например – все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое: уделить внимание делению кадет на группы. Лучше сделать на основе добровольности, затем желательно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

s доверительные, позитивные отношения обучающего и обучающихся;

s демократический стиль взаимоотношений;

s сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся;

s опора на личный опыт, включение ярких примеров, фактов, образов;

s многообразие форм и методов представления информации.

Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной работы группы могут быть быстрые, немедленно принятые решения, изменения в восприятии участниками обсуждаемой проблемы, или новое ее понимание. Возникновению такого нового понимания способствует погружение участников группы в процесс взаимодействия, дающее возможность исследовать проблему изнутри, пропустить ее через «себя», проанализировать собственное поведение и сделать необходимые выводы.

Главной целью обучения в «Гомельском кадетском училище» является обеспечение условий, необходимых для достижения успеха в учёбе. Достижению цели способствует применение интерактивных методов обучения, что позволяет формировать потребность включения в активную деятельность, овладеть самоконтролем и взаимоконтролем. Ситуация успеха повышает мотивацию, развивает интерес, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, стимулирует к высокой результативности.

Нами обобщены возможности интерактивных методов обучения в рамках учебной дисциплины «Допризывная и медицинская подготовка». Практические аспекты реализации интерактивных методов обучения в «Гомельском кадетском училище» станут предметом наших последующих размышлений.

Таким образом, можно говорить о том, что использование интерактивного обучения в организации учебного процесса на занятиях по «Допризывной и медицинской подготовке» повышает творческую активность и творческую способность учащихся, уровень их мотивационной сферы и всё вышеперечисленное обеспечивает более эффективное и качественное обучение, а также восприятие изучаемого материала.

 

Литература:

1. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. – Мн.: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина – М.: Просвещение, 1982. – 184 с.

3. Дронова Е.Н. Интерактивные методы обучения как эффективное средство активизации познавательной деятельности обучающихся / Дронова Е.Н. – 2017. – Т. 2. – № 59. – 314 с.

4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. – Мн.: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.

5. Указ Президента Республики Беларусь 28 янв. 2010 г. №54 «О кадетских училищах»: зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 29 января 2010 г. N 1/11356. – Минск.

 

УДК 372.893

Плешакова Е. Г.

БГПУ им. М. Акмуллы, магистрант (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: