Образование в Москве и Подмосковье в период Великой Отечественной войны 1941-1945 ГГ

 

Аннотация. В статье рассматривается состояние среднего и профессионально-технического образования на территории Москвы и Западного Подмосковья. Выясняется адаптация детей и подростков к условиям военного времени, обеспечение продуктами питания, обувью и одеждой. Особое внимание уделяется привлечение подростков к работе на производстве и в сельском хозяйстве. Выясняются досуговые развлечения подростков. Анализируется вопрос об отношении местной власти к образовательной системе и помощи подрастающему поколению. Немаловажное место принадлежит вкладу детей и подростков в победу над фашистской Германией.

Ключевые слова: всеобуч, дети, досуг, Кунцево, подростки, ремесленное училище, Фили, школа.

 

Проблема образования в России занимает важное место в отечественной педагогической и исторической литературе. Особый внимание исследователи обращают на состояние советского образования в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: его особенности, формы и методы учебного и воспитательного процесса в условиях военного времени, развитие среднего, специального, высшего и профессионально-технического образования, а также фабрично-заводского обучения. Данная тема тесно связана с выяснением повседневной жизни учащихся и подростков, их отношение к войне, помощь фронту [6; 10].

Учитывая масштабность темы, ограничим ее территорией западного предместья Москвы и Подмосковья, районами Филей, входившие в состав Киевского района столицы и соседнего города. Кунцево, являвшейся административным центром Кунцевского района Московской области. Это был район с развитой промышленной инфраструктурой и сельским хозяйством. Рассматриваемый вопрос в литературе по указанной территории практически не изучался, хотя имеются статьи, затрагивающие отдельные сюжеты указанной темы [8; 9]. 

Источниковой базой исследования послужили архивные материалы, извлеченные из архивов Москвы и Московской области. Документы содержат переписку учреждений, протоколы заседаний местных городских и районных советов, постановления, решения и т. п. Особый интерес представляют воспоминания тех, кто жил в детские и юношеские годы в этом районе в военные годы [2; 3; 4; 5, 2005, N1,4; 18, 1998, N4].

Война коренным образом изменила все сферы общественной жизни, включая и народное образование. Немецкая агрессия началась тогда, когда занятия в школе завершились и школьники ушли на летние каникулы. Дети и юноши, не достигшие 18 лет, как и взрослые, несли все тяготы военного времени.

С начала войны большую активность проявили комсомольцы. Судя по воспоминаниям жителя Кунцево В.Наумова, по инициативе Кунцевского ГК ВЛКСМ был сформирован молодежный отряд, направленный в начале июля 1941 г. на строительство оборонительных укреплений в районе Смоленска и Брянска. Впоследствии, после возвращения ребят в Кунцево, из участников отряда была образована группа по розыску немецких диверсантов.Другой очевидец этих событий, житель Дорогомилово В.П.Огурцов, вспоминал, что 23 июня 1941 г. по инициативе Киевского райкома ВЛКСМ студенты и старшеклассники, взяв трехдневный запас продовольствия, собрались на Белорусском вокзале. С вокзала многочисленные молодежные отряды из Москвы и ближайшего Подмосковья были направлены под Смоленск на строительство оборонительных укреплений. В течение месяца молодежь рыла окопы и противотанковые рвы, возводила защитные заграждения. Суточная норма выработки земли составляла восемь кубометров земли. При приближении фронта к Смоленску ребят отправили в Москву [5, 2002, N1,4].

В Кунцеве и на Филях ширится патриотическое молодежное движение о добровольном зачислении в Красную армию допризывников. По данным НКГБ и НКВД г. Москвы и Московской области 22 июня 1941 г. только по Кунцевскому району в военкомат было подано 50 заявлений [7, с. 45-51].

К осени 1941 г. ситуация под Москвой резко ухудшилась: немецкие дивизии наступали на столицу, город постоянно бомбила вражеская авиация. Для учащихся Москвы и Подмосковья 1941/42 учебный год не состоялся. По свидетельству московского педагога М.И.Сперанского, «16 октября учащиеся распускаются из школ на неопределенное время». Расчет получает значительная часть учителей. Житель Кутузовской слободы Ю. Селезнев вспоминает, что после возвращения в Москву зимой 1942 г. «его 75 школа не работала, в ее стенах размещался пункт формирования воинских частей» [5, 2005, №1; 7, с. 630, 729].

О состоянии кунцевских школ в военный период затрагивает в своих воспоминаниях М.В. Данченко, проживающий в окрестностях Кунцево, в деревне Мазилово. В памяти 8-летнего мальчика сохранились многие эпизоды школьной жизни того времени. Он пишет: «Учебный год 1941-42 года пропал. Летом 1942 г. … нас, восьмилетних записали в 1-й «А» Елизавета Васильевна, наша первая учительница, рассадила нас за парты, раздала нам тетради. … На второй перемене Елизавета Васильевна приносила на подносе завтрак: винегрет и кусочек черного хлеба». Действительно, это был крайне скудный завтрак; многие дети постоянно голодали, их растущий организм требовал калории, а детская продовольственная норма, например, хлеба, составляла 400 гр. и была ниже, нормы работающих (600 -700 гр.). Сохранились воспоминания жительницы поселка Сетуни М. Исаченковой, бывшей в годы войны ученицей кунцевской школы № 6. В частности, она пишет: «Война затронула и нас, школьников, прежде всего холодом и голодом. Школьные кабинеты не отапливались всю зиму. Поэтому на занятиях мы сидели закутанные в шубы и шали, в валенках... По весне электричкой ездили до станции Беговая, где были картофельные поля. Там можно было найти промерзшую картошку, из которой родители пекли лепешки».

С 1943/44 учебного года в стране началось раздельное обучение мальчиков и девочек. М.В.Данченко пишет, что они охотно ходили в мужскую школу, расположенную в двух км. в Филях. В то время отсутствовали родительские комитеты и родительские собрания, только родителей проштрафившихся учеников вызывали в школу. Дневники не практиковались, а школьникам выдавали табеля с итоговыми оценками за каждую четверть, успевающие ученики поощрялись похвальными грамотами или книгами.

С начальных классов учеников приучали к трудовой деятельности. Так, М.В. Данченко замечает, что с 10-го возраста ребята помогали соседнему колхозу в Мазилове, развозя на лошадях грузы по назначению. На заработанные трудодни ему выплатили целый мешок картофеля. Жительница Мазилово М.А. Рымзина (родилась в 1931 г.) также вспоминает, что на каникулах дети колхозников работала в местном колхозе «Верный путь». Она пишет: «Летом пололи, зимой делали торфяные горшочки под рассаду в хранилищах, весной рассаду сажали. Осенью рожь собирали, мы снопы подносили к молотилке. …Но колхоз в школу детей не отпускал с каникул, особенно осенью, пока планы колхозные не выполним». В свободное от учебы и трудовой практики время ребята вели обыкновенную повседневную жизнь подростка: играли в войну, ловили в Мазиловском пруду рыбу, катались на лыжах и коньках, помогали по хозяйству дома, отоваривали в магазине продовольственные карточки, ходили на различные мероприятия, организованные во дворце культуры им. С.П. Горбунова в Филях. Другим культурно - досуговым центром был клуб «Заветы Ильича», расположенный в Кунцеве. Школьники смотрели такие героические фильмы, как “Непобедимые”, “Котовский” и др. Только за четыре январских дня 1944 г. фильм “Котовский” просмотрели 12 тыс. человек.  

М.В. Данченко, подытоживая военные школьные годы, писал, что это был время «становления, воспитания личности; в школьной среде воспитывались нормы хорошего поведения» [1; 2; 4; 18, 1998, N4; 2004, N8].

Власти осознавали, что свободное время провождение подростков в условиях военного времени без родительского и общественного надзора это верный путь к правонарушениям и безнадзорности. В воспоминаниях М.В. Данченко описан трагический эпизод, который произошел в декабре 1941 г. Группа подростков от 14 -15 лет нашла запал противотанковой мины, и при ее разряжении произошел взрыв, в результате которого погибло 4 человека.   

С середины 1942 г. открываются консультативные пункты для не эвакуированных учеников с 7 по 10 классы для последующей сдачи предметов экстерном. Нормальный учебный процесс начался только с 1942/43 учебного года. Но не хватало учебников, письменных принадлежностей, классных помещений, топлива. Некоторые ребята не могли пойти в школу из-за отсутствия одежды и обуви. Так, на общем собрании работников кунцевского кожевенного завода от 2 февраля 1943 г. отмечалось, что «есть дети, которые не ходят в школу из-за отсутствия обуви».

Вопросы о подготовке к учебному году постоянно были в центре внимания местных органов власти. В частности, о состоянии учебного процесса в годы войны обсуждались на ХУ11 - ХХ сессиях Кунцевского райсовета. В острой форме ставились проблемы об обеспечении школ топливом, горячими завтраками, учительскими кадрами, обувью для малоимущих учеников. Ряд колхозов Кунцевского района принимают на себя обязательства обеспечивать продуктами питания  близлежащие школы. Например, колхоз «Верный путь» (деревня Мазилово) решил регулярно поставлять сельхозпродукты для кунцевской средней школы N5. По данным на 12 февраля 1943 г. Кунцевским райисполкомом было выдано нуждающимся ученикам 750 пар ботинок и теплой обуви.    

Несмотря на суровые условия войны, большинство учеников серьезно относились к учебе. Так, по результатам первого полугодия 1943/44 учебного года по Кунцевскому району из 11402 учеников было не аттестовано всего лишь 397 человек (3,5%) [12; 13, Д. 44, л. 21; 15. Д.28, л.1; Д. 41, л.1-2; Д. 43, л.1-2; Д. 87, л.15; 16; 17. Д. 5, л. 247; 18, 2004, №4].    

Тысячи комсомольцев и школьников в свободное от учебы время брали шефство над ранеными бойцами, лечившиеся в кунцевских и филевских госпиталях и больницах. Молодые шефы ежедневно посещали раненых, ухаживая за ними, читая газеты и книги, устраивали концерты художественной самодеятельности, раздавали подарки (кисеты с табаком, папиросы, конфеты, конверты, бумагу).

Одновременно шло движение за сбор денежных средств отдельных школ, комсомольских и пионерских организаций на укрепление обороны страны. В конце 1941 г. на строительство танков комсомольцы Киевского района собрали 150 тыс. руб., а Кунцевского - 85 тыс. руб. В годы войны учащиеся кунцевской средней школы N5 собрали на строительство боевого самолета 17 тыс. руб., а ученики школы №1 заработали деньги на строительство самолета «Кунцевский пионер». Учащиеся ремесленного училища №14 внесли 21 384 руб. на постройку боевых кораблей. Инициатива кунцевских школьников была отмечена приветственными телеграммами председателя ГКО СССР И.Сталина [8, с. 264, 299, 310].

С целью выживания многие подростки, оставляя школы, шли на производство. Так, упомянутый 14-летний Юрий Селезнев вынужден был устроиться работать на завод Коммунальник. Половину рабочих авиационного завода №23 в Филях представляла молодежь до 25 лет, среди которой две трети составляли ребята до 18 лет. На этом заводе работали подростки из ближайших селений Фили, Мазилово, Ромашково и др. Типичной оказалась судьба Н.Н. Яхонтовой, которая в 16 лет устроилась на этот завод, но вскоре была направлена на лесоповал в Сибирь. Весной 1943 г. вернулась на предприятие и работала в тяжелых участках: делала каркасы для самолетов, трудилась в горячем цеху. Рабочий завода М.Бергирин, поступивший на предприятие 14-летним подростком в 1942 г., вспоминает, что в войну «работали все по 11 часов, выходных не было, в праздничные дни тоже работали». Вспоминая военные годы, рабочие завода отмечали, что молодые ребята съедали свой продовольственный паек сразу, а «затем ходили голодные» [3; 18, 1998, № 4].       

Принимаются экстренные меры по повышению профессионально-технического образования. В этом плане значительную помощь оказывали подростки, юноши и девушки, которые осуществляя программу Всеобуча, шли на предприятия и профессионально технические училища. Постановлением Мособлисполкома от 10 июля 1941 г. было решено провести мобилизацию сельской и городской молодежи от 14 до 17 лет в ремесленные училища (РУ) для получения рабочей профессии. Учащиеся были на полном государственном обеспечении. По Кунцевскому РУ N14 план набора составил 300 человек. За две недели до войны в Киевском районе при заводе № 22 создается РУ на 1600, а при заводе “Красная труба” на 690 учащихся. На многих заводах налаживается система фабрично-заводского обучения (ФЗО) и техминимума, вчерашние ученики овладевают специальностями токаря, фрезеровщика, револьверщика, слесаря, клепальщика. Подобная форма краткосрочного обучения была налажена на заводе №23 (бывший завод №22), на котором в 1942 г. было обучено 4 тыс. рабочих, Мосхладокомбинате № 8 - 160, Коммунальнике – 196, на кунцевском заводе № 304 -75 и N95 – 230.

В годы войны потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистов требовала от руководства предприятий организации общеобразовательного и специального профессионального образования. В октябре1943 г. при кунцевском заводе N304 образуется школа рабочей молодежи на 350-400 учеников. Обучение проходило три раза в неделю без отрыва от производства. Для молодых рабочих, не имеющих 7-летнего образования, поcещение занятий являлось обязательным, подобная школа была на заводе №23 в Филях. Здесь в октябре 1943 г. открылось вечернее отделение авиационного техникума на 165 учащихся, а спустя ровно год - дневное отделение на 135 студентов [12, Д. 27, л.12; Д. 54, л. 5-14; 13. Д. 17, л. 3; 14; 17].

Итак, школьники, юноши и девушки, учителя и наставники Кунцево и Филей своей учебой и трудом на производстве и сельском хозяйстве вносили свой посильный вклад в укреплении оборонной мощи страны и приближения Великой Победы над фашизмом. Жизнеспособной оказалась и система образования в СССР, перестроенная на военный лад.

 

Источники и литература:

1. «Большевик». 1943. 1 января, 2 января, 10 января; 1944. 12 июня.

2. Ветераны – труженики тыла села Ромашково [Электрон. ресурс] //decplayer.ruI 17152.387-veterany (дата обращения: 27.03. 2020 г.).

3. ГКНПЦ имени М.В.Хруничева (Актуальный репортаж). Лицом к лицу с войной. [Электрон. ресурс]// Khrunichev. ru/main.php?id=3& nid-3262 (дата обращения: 27.02.2020 г.).

4. Данченко М.В. Война глазами подростка (Электрон. ресурс) // Kuncevo-online.ruIstats.php (дата обращения: 28. 03. 2020 г.).

5. «Дорогомилово».

6. Кутякова Н.К., Ферцер В.Ю. Формирование у школьников активной жизненной и гражданской позиции в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2016. Т. 22, с. 266-268.

7. Москва военная. 1941-1945. Мемуары и архивные документы. - М.: Мосгорархив, 1995. – 744 с.

8. Москва и Московская область в Великой Отечественной воине 1941-1945 гг. Краткая хроника. - М.: Московский рабочий, 1980. - 520 с.

9. Прохоров М.Ф., Федулин А.А. Повседневная жизнь жителей Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны (на примере района Фили-Кунцево) // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 3. - М.: Изд. РГУТИС. 2011. с. 161-181.

10. Россинский Ю.Г. Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2. с. 24-39.

11. Центрального государственного архива г. Москвы. Отдел хранения документов общественно-политической истории Москвы (ЦГА Москвы. ОХДОПИМ). Ф. 4. Оп.12. Д. 12, л.8.

12. ЦГА Москвы. ОХДОПИМ. Ф. 72. Оп.1.

13. ЦГА Москвы. ОХДОПИМ. Ф. 113. Оп. 2.

14. Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО).Ф. 2157. Оп. 1. Д. 2213, л. 143.

15. ЦГАМО. Ф. 7887. Оп.1. Д. 2, л. 1; Д. 19, л.1; Д. 28, л.1; Д. 30, л. 1 - 2; Д. 41, л.1 - 2; Д. 43, л.1 - 2; Д. 87, л.15.

16. Центрального муниципального архива г. Москвы (ЦМАМ),   Ф. 760. Оп. 1. Д. 14, л. 1 - 25.

17. ЦМАМ. Ф. 927. Оп. 1. Д. 5.

18. «Фили-Давыдково».

 

УДК 373.3

Рихтер Н. П.

Учитель, средняя общеобразовательная школа № 14

(Красногорск, Россия)

 

ТРАДИЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об аксиологических составляющих программ по музыкальному образованию в отечественной русской начальной школе второй половины XIX - начала ХХ века. В процессе анализа программ по пению для начальных народных училищ Министерства народного просвещения, сделана попытка выявить наиболее важные составляющие военно-патриотического воспитания как часть музыкального образования того времени. В работе также приведены направления обучения пению в начальных училищах как ценностные ориентации, разработанные для начальных народных училищ Министерства народного просвещения в качестве ориентиров и продолжения традиций. Рассматривается также идея о важности осмысления данных традиций для конструирования музыкального образования в современной начальной школе.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, музыкальное образование, начальная школа, пение, национальная безопасность страны.

 

Поиск возможностей для обеспечения национальной безопасности современного российского государства в условиях мирового экономического кризиса и пандемии повлек повсеместное возникновение и распространение ложной и противоречивой информации о текущих событиях, в том числе о политическом, государственном и экономическом положении страны. Множество людей, находясь в стрессовой ситуации, пытается найти ориентиры для серьезного и вдумчивого осмысления и анализа сегодняшней ситуации.

Попытка анализа тех возможностей, источника духовных и душевных сил народа, которые во все исторические времена давали силы простым русским людям для борьбы со злом, с «напастью», с врагами, с болезнями, помогали выстоять, не сломиться и выйти победителями из множества сражений в истории может дать исторический опыт.

Одним из направлений поиска аксиологических, ценностных ориентиров является практический опыт патриотического музыкального образования в отечественной начальной школе второй половины XIX - начала ХХ века.

Так, в 1889 году, в Санкт-Петербургском учебном округе были разработаны «Программы учебных предметов, преподаваемых в одноклассных училищах разных наименований», в том числе и программа по церковному пению [1].

Основная цель программы – подготовка к сознательному и действенному участию в церковном богослужении. Однако, музыкальный материал, представленный в программе, включал и обязательные для изучения народные гимны - «Слава солнцу на небе», «Коль славен» Д.С. Бортнянского и «Боже, Царя храни!» [2].

7 февраля 1897 года были утверждены «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения» в качестве первого документа, регламентирующего деятельность учителя министерского начального училища по предмету пение во всей стране.

Признавая одной из главных целей при воспитании детей сближение школы и церкви, программа по пению отмечала важность воспитания религиозно-нравственных чувств учеников, приближения детей к храму. Большое значение программа придавала развитию эстетических чувств и воспитания любви к отечеству. «Церковное пение возвышает религиозно-нравственное чувство учащихся, а если к тому же они поют и в церкви, то и теснее сближает их с нею, что должно быть одною из главных целей при воспитании детей. Пение же народных и военных песен патриотического и бытового характера, кроме развития эстетического чувства, возбуждает чувство любви к отечеству»,- говорилось в «Программе».

По светскому пению, во втором отделении начальной школы, согласно программе, предусматривалось пение народных гимнов, и во всех отделениях - разучивание, по возможности, народных и военных песен патриотического и бытового характера [3, с. 153-154].

В 1898 году, в журнале «Народное образование», была опубликована «Подробная программа церковного пения для 3-х отделений одноклассной школы» [4, c. 127-130]. Из светской музыки программа включала гимн «Боже царя храни» и «Славься» князя Радонежского.

В 1911-13 годах, в связи с переходом многих российских школ на четырехгодичный курс обучения, начали разрабатываться региональные программы, в том числе «Программы для начальных народных училищ Пермской губернии с четырехлетним курсом обучения». Музыкальные произведения из светского пения, предложенные программой, - это русские народные песни из сборника П.Р. Злобина, русские песни и гимны - «Боже, Царя храни!», «Коль славен», «Многие лета, многие лета, православный русский царь», «Славься, славься!»

Программа определяла и еще одну функцию учителя - составить из более способных учеников хор, с которым в праздничные и воскресные дни участвовать в богослужении, а также исполнять духовные песнопения или светские песни на школьных чтениях для взрослых. Такое исполнение должно было воспитать у ребят привычку воспринимать пение как предмет, имеющий широкое практическое применение, а взрослых побудить «с большей охотой» посещать богослужение и народные чтения[4, с. 174-176; 424-426].

В 1913 году Министерством народного просвещения был составлен проект программ 4-х годичного курса начальных училищ.

Преподавание, согласно данному проекту, должно было быть воспитывающим «в духе справедливости, человеколюбия, уважения к труду, в духе высоких нравственных и гражданских чувств, в духе любви к родине в глубоком сознании своего долга, в духе постоянного исполнения своих обязанностей к Богу, Царю и Отечеству», подготовки к разумной личной и общественной жизни.

Согласно программе, одним из рекомендованных пособий был сборник Л. Гольдмана «Русское пение» - сборник русских гимнов, народных и военных песен и отрывков из произведений русских композиторов для трех однородных голосов [5].

Таким образом, при разработке программ по пению для начальных народных училищ Министерства народного просвещения уделялось внимание воспитанию патриотических чувств учащихся, понимания своего гражданского долга, осознания своего долга Богом, перед страной и Отечеством, подготовке к ответственной, разумной и нравственной жизни.

Литература:

1. Русский начальный учитель.1890. N 1. C.I.

2. Церковное пение // Русский начальный учитель.1890.N1. С.I-IV, N 2.С.36-47.

3. Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения (утверждены 7 февраля 1897 года) // Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. Изд. 2-е. СПб., 1904. 785 с. 

4. Подробная программа церковного пения для 3-х отделений одноклассной школы // Народное образование. 1898. N 11. С. 127-426.

5. Проект программ для одноклассных начальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения с четырехлетним курсом // Барышников П. Примерные программы 1897 г. для начальных народных училищ с 3-летним курсом, составленный Министерством Народного Просвещения в 1913 г. проект программ 4-х годичного курса начальных училищ и одобренные для школ учебники и пособия. Изд. 4-е. М., 1914. С. 25-58.

 

УДК 94 (574)

                                                                Рысбеков Т. З.

       Доктор ист. н., профессор, почетный академик НАН РК,

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова (Казахстан, Уральск)

                                                             Шинтимирова Б. Г.

                                      Доктор ист. н., профессор, Западно-Казахстанский

Инновационно-технологический университет (Казахстан, Уральск)

                                                                                        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: