Проблемы вспомогательных школ в довоенные и послевоенные годы (НА примере Мордовской автономной советской социалистической Республики)

Аннотация. В статье пойдет речь об основных проблемах вспомогательных школ (в школах для детей с нарушением слуха и зрения), с которыми они с толкнулись в довоенный и послевоенные периоды при осуществлении учебно-воспитательной деятельности в Мордовской республике. К основному кругу проблем относятся организационные, дидактические, содержательные, воспитательные, кадровые, управленческие.

Ключевые слова: вспомогательные школы, дети с нарушением зрения и слуха, Мордовская АССР.

 

В юбилейный год со дня Победы в Великой Отечественной Войне в Российской Федерации следует обратиться к организации учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях в эти тяжелые годы. Описать и проанализировать особенности организации образовательной деятельности данных типов школ, их «перестройку» для нужд передовой фронта и тыла, дальнейшие социальное воспитание детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, необходимо с точки зрения основных проблем существовавших в региональных вспомогательных школах: организационные, дидактические, содержательные, воспитательные, кадровые, управленческие. Кроме того, региональные «вспомогательные школы», как школы для детей с нормальным развитием, достаточно активно принимали участие в помощи фронту в период военных действий и в послевоенное время.

В Мордовских вспомогательных школах в довоенное, послевоенное время и в период суровых военных действий велась активная работа по организации различных видов помощи фронту, несмотря на особенности контингента школы.

Описывая целостный образовательный процесс во вспомогательных школах профессор Х.С. Замский писал: « забота Советского государства распространялась и на детей с аномалиями физического и психического развития. Следует отметить, что к началу войны в Советском Союзе были достигнуты большие успехи в развитии помощи аномальным детям вообще и умственно отсталыми в частности. В стране развернулась широкая деятельность по осуществлению всеобщего обучения аномальных детей» [3]. Так, к началу 40-х г. ХХ века в СССР велась активная работа по включению детей с особенностями развития в учебно-воспитательный процесс. «С первых месяцев войны организация и содержание учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе были преобразованы в соответствии с нуждами фронта и тыла. С 1942/43 учебного года в этих школах были введены новые учебный планы, чтобы ускорить подготовку квалифицированных рабочих из учащихся вспомогательной школы, количество часов на профессионально-трудовое обучение увеличилось на два часа в неделю. Начиная с четвертых классов, сверх учебного плана стали изучаться основы сельского хозяйства» [3]. Также как обычные школы, специальные учреждения в содержание образования включали изменения, связанные с помощью фронту. Таким образом, вспомогательная школа наравне с образовательными учреждениями занималась подготовкой активных граждан-патриотов нашей Родины.

Вообще на протяжении всего периода войны в СССР не прекращалась научно-исследовательская работа в области теории воспитания и обучения умственно отсталых детей. Несмотря на тяжелое военное время в 1943 году создается Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР на базе Научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР.

В 1936 году в Мордовии впервые была организована республиканская конференция сурдологов и тифлопедагогов, на которой были обозначены основные проблемные области осуществления коррекционно-развивающего обучения. Слушая первого заведующего Краснослободской школы тов. Ненюкову выяснилось, что «всего в школе учатся 87 человек. Классов 8. Имеется пионерский отряд. Программный материал пройден, успеваемость и дисциплина в школе хорошая. Есть две мастерские: столярная и пошивочная. Учебный год закончился отчетным утренником с участием родителей и школьной выставкой. К новому учебному году школа готова: проведен ремонт, как школы, так и интернатов…произведен прием глухонемых детей одного подготовительного класса в количестве 10 человек. Кроме того, имеется много заявок, просьбу, которой удовлетворить не могли. Преподавательским составом школа обеспечена полностью… Роно совершено не руководит школой» [1]. В целом, вспомогательная школа функционирует и реализует задачи поставленные перед ней Наркомпросом. Но, основные проблемы возникают при взаимодействии с РОНО, Ненюкова, говорит об отсутствии участия в организации образовательного процесса, акцентируя внимание на управленческих и организационных проблемах.

Заведующий Ардавской школой товарищ Пишерская докладывала о работе в своем округе достаточно активно: «школа работает третий год. За этот период сменилось 3 заведующих школой. Имеется 2 класса: первой и второй ступени, учатся 18 человек. Второгодников нет. Школа оборудована плохо. Учебники получены только 25 марта. Районо не своевременно финансировало школу. Ремонт школы полностью не проведен. Роно отсутствует» [1]. По описанию заведующей, дела обстоят не так, как в Краснослободской школе, в своем докладе заведующий «оголяет» вопросы и проблемы связанные с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, текучкой кадров, а также отсутствие руководящего начала в организации устоя школы. Далее выступал Еркин заведующий Лямберской школой. В школе всего «Учащихся 11 человек, второгодников нет. Помещение обеспечены. Отсутствует помощь выше стоящих организаций» [1]. Заведующим также отмечается, что помощи от руководящих органов нет никакой. На наш взгляд, это говорит о том, что, несмотря на достаточно большое количество вспомогательных школ, должного внимания в организации их деятельности не отводилось.

Директор заведующий Кочкуровской школой и школой в Дубенках также не остался в стороне: «школа организована в 1934 г. всего учащихся в школе 12 человек. Вновь заявлений 12, но будет принято 5 человек, так как нет помещения. За неимением помещения труд в школе организовать не можем… Наглядных пособий в школе нет» [1]. Об организации обучения в следующей школе докладывал товарищ Михайлов. Об организации обучения в школе в Дубенках: «всего учащихся 18 человек. Материально школа не обеспечена. Бюджетные средства не израсходованы. Потому что плохо финансировало школу и плохое было руководство со стороны Роно…кадрами школа обеспечена плохо, нет специалистов учителей» [1]. По сравнению со всеми отчетами предыдущих школ, самое плачевное состояние было именно в этой школе. В ней отсутствовала материально-техническая база, педагогические кадры, отсутствовали узкие специалисты, возникают проблемы в осуществлении воспитательной и дидактической составляющей. Республиканская конференция сурдологов и тифлопедагогов показала о наличии больших проблем: организационных, дидактических, содержательных, воспитательных, кадровых, управленческих, связанных с региональной политикой, отсутствием связи Мордовских школ и Москвы, «неровном» учебно-воспитательном процессе в различных специальных школах. Общим решением всех заведующих стало: «Наркомпроссу необходимо начинать с организационных вопросов; надо иметь точечный учет глухонемых и слепых детей по республике. Не надо увлекаться количеством школ пусть будет меньше школ по республике, но чтобы каждой школе из них была крепкой школой» [1].

Одним из представителей региональных руководителей Питерская, присутствовавшая на данной конференции акцентировала внимание присутствующих на основных задачах и шагах по развитию вспомогательных школ в довоенный период. «Партия правительства проявляют большую заботу о их воспитании и обучении, чтобы выковать из них полноценных строителей социализма, на что отпускаются колоссальные средства при обучении их мы встречаем большие затруднения, прежде всего тормоз со стороны родителей, которые не верят в возможность их обучения. Партия и правительство учитывает всю трудность работы педагогов в этих школах, почему и повысила зарплату им по сравнению с педагогами нормальных школ» [1]. Кроме целостного представления политики правительства по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения, Питерская резюмировала работу заведующих и школ в Мордовской республике.

Итогом работы съезда стала резолюция: «организовать для педагогов курсы сроком не менее 3-х месяцев. Обязать заведующих школ улучшить учебно-воспитательную работу в школе и просить Наркомпрос обеспечить школы необходимой литературой»[1]. Проведя первую республиканскую конференцию сурдологов и тифлопедагогов в довоенный период заведующие вспомогательных школ, а также представители республиканских органов управления были обсуждены основные проблемы при обучении и воспитании данной категории детей, намечены перспективы дальнейшего развития сети вспомогательных учреждений в Мордовской АССР.

В период военного времени, как было выше отмечено Х.С. Замским, все образовательные учреждения перешли на «рельсы помощи фронту», но после Великой Победы, специальные учреждения вернулись к своему дальнейшему образовательному процессу, уже по своим программам.

Следующие архивные упоминания о вспомогательных школах Мордовской АССР встречаются в 1964 году в рамках работы Министерства здравоохранения. В них также описывается ряд проблем, возникающих при осуществлении образовательного процесса, а именно медицинское сопровождение: «в специальных учреждениях не проведен углублённый осмотр детей, не имеется постоянного графика посещения специальных учреждений врачами для лечения детей (стоматологи, окулисты, неврологи).

Медицинские диагнозы, которые им ставятся в приемно-отборочной комиссии поверхностны и не квалифицированы (эпилепсия, недоразвитие речи, умственные недоразвитие). Не производиться своевременное выявление умственно отсталых детей в условиях массовых школ» [2]. Так, ко всему прочему, добавляется ряд проблем связанных с осуществлением отбора детей из массовых школ во вспомогательные, отсутствует четкая система диагностики и сопровождения их в условиях специального образования.

Кроме того, «Министерство Просвещения не достаточно заботиться о подготовке кадров для специальных учреждений и подготовке материальной базы специальных школ. Из 212 работников специальных школ лишь 6 человек имеют дефектологическое образование и только 3 человека учатся заочно на дефектологическом факультете (МГПИ и ЛГПИ). Хотя учителя специальных школ имеют большой стаж учительской работы, обнаруживается не знание ими специфики работы с аномальными детьми (не всегда верная дозировка учебного материала; неправильное использование средств наглядности, нет четкости при объяснении материала, уроки перенасыщены различным материалом, недостаточно работают над развитием речи детей и особенно с логопедами). Слабо поставлена методическая работа в ряде школ. Нуждается в улучшении качества работы профессионально-техническое обучение (мастерские плохо оборудованы, не производят изделий для продажи)» [1]. В послевоенный период, когда достаточно активно проходил процесс восстановления страны после Великой Отечественной Войны, еще больше проблемы организации учебно-воспитательного процесса проявились в деятельности вспомогательных школ. Резко стал вопрос о кадровом обеспечении, медицинском сопровождении, методическом и воспитательном потенциале данного типа школ.

Таким образом, в целом, период военных и послевоенных лет, несмотря на тяжёлое экономическое состояние граждан Советского Союза, был достаточно продуктивным для работы дефектологов и учителей вспомогательных учреждений. В это время решались достаточно важные проблемы для всего дефектологического сообщества в Мордовской республике.

 

Литература:

1. Протокол первой республиканской конференции сурдологов и тифлопедагогов (МАССР 28 августа 1936 г.) // Государственный архив Российской Академии Образования Ф.113.оп.1 ед.хр. 107.

2. Коллекция документов по истории развития дефектологии в СССР собранная Х.С. Замским // Государственный архив Российской Академии Образования Ф.113.оп.1 ед.хр. 227.

3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен ХХ века: приложение: дневник Е.К. Грачевой. – М., 1995. Глава 20. Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы с.323-351

4. Скрябина Д. Ю. Основные подходы к исследованию системы образования специальных учреждений образования детей с особенностями развития в 20–30-е гг. ХХ столетия в Волго-Вятском районе // Педагогика и психология современного образования. Мат-лы конф. «Чтения Ушинского». – Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, Т.4. 2019.- С. 52-56

5. Скрябина Д. Ю. Организация учебно-воспитательной деятельности в специальных учреждениях для детей с особенностями развития в 20-30-х гг. ХХ в. в Волго-Вятском регионе // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. междун. научно-практ. конф. М., 2019. - С. 687-696.

 

УДК 355.48 / 371.4

Соколов А. С.

Доктор. ист. н., доцент РГРТУ (Рязань, Россия)

Минат В. Н.

Канд. геогр. н., доцент РГАТУ (Рязань, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: