И обеспечения безопасности страны

 

Аннотация. Авторы статьи предприняли попытку с нравственно-педагогических и идейно-государственных позиций раскрыть сущность, цель, задачи и структуру военно-патриотического воспитания в ретроспективном плане. Для этого показано, что именно военно-патриотическое воспитание было наиболее развитым и эффективно функционирующим со времени создания системы советского патриотического воспитания. Система военно-патриотического воспитания СССР являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении таких же проблем своей молодёжи и подготовке её к военной службе (в СССР такой проблемы фактически не существовало). Отмечая утрату в современном российском обществе, государственной и образовательной системе страны военной составляющей патриотического воспитания, авторы выражают надежду на использование советского опыта для того, чтобы военно-патриотическое воспитание смогло занять достойное место среди других направлений патриотического воспитания российской молодёжи и обеспечения национальной безопасности страны.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание в СССР, победа в Великой Отечественной войне, идеология, гражданственность, Вооруженные Силы, национальная безопасность.

 

Процессы, происходящие в последние годы в патриотическом воспитании, всё больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое, культурно-патриотическое. Это способствует обогащению содержания патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании патриотических ценностей у различных категорий молодёжи. При этом всё более уходит на дальний план такое направление патриотического воспитания как военно-патриотическое воспитание.

В нравственно-педагогическом плане под военно-патриотическим воспитанием понимается «специально организуемый, комплексный, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс, главная цель которого состоит в формировании у допризывной и призывной молодежи потребности, всесторонней готовности и умения до конца выполнить свой священный долг по защите Родины» [4, с. 1030]. В широком смысле слова оно мыслится как составная часть воспитания, как совокупность педагогических воздействий, осуществляемых не только в процессе специально организованной воспитательной работы и начального военного обучения, но и всем укладом общественной жизни. В узком смысле слова военно-патриотическое воспитание необходимо понимать, как специально организуемое педагогическое воздействие, призванное обеспечить всестороннюю подготовку молодежи к выполнению священного долга по защите Отечества.

С идейно-государственных позиций военно-патриотическое воспитание представляется как «… многоплановая систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении её военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз» [3, с. 7].

Основным объектом военно-патриотического воспитания является подрастающее поколение дошкольного и особенно школьного возраста (с 7 лет), в котором наиболее активная работа с будущими защитниками Отечества проводится в подростковом и юношеском возрасте, достигая максимальной интенсивности за 2–3 года до призыва на военную службу. Содержание военно-патриотического воспитания молодёжи определяется его целью, распадающейся на две основные взаимосвязанные задачи. Первая из них направлена на развитие у молодёжи гражданственности и патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, укреплении нашего общества и государства. Вторая задача связана с целенаправленным воспитанием у молодёжи допризывного возраста готовности к успешному выполнению специфических функций по обеспечению национальной и военной безопасности РФ в различных сферах деятельности, особенно воинской, правоохранительной и др.

Содержание деятельности, связанной с реализацией первой задачи, обусловливается состоянием международной прежде всего военно-политической, обстановки в мире, характером глобальных противоречий, особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической, информационной и других сфер жизни, задачами воспитания подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса. Военно-патриотическое воспитание включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, военных традиций и обычаев. Оно является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, оно характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества.

Военно-патриотическое воспитание в советский период истории нашей страны являлось одним из важнейших направлений в деятельности Коммунистической партии, государственных и общественных организаций по формированию у советского народа, прежде всего молодёжи, готовности и способности к защите Отечества. Большинство простых граждан Советского Союза четко понимали, а многие еще лично помнили, что в подвигах, совершённых миллионами советских людей на войне, проявились высокие патриотические качества, воспитанные у них не тоталитарной идеологией, как было модно рассуждать в «перестроечные» 80-е и «лихие» 90-е годы, а истинной любовью к своей стране - единой Родине. С началом так называемой «перестройки» именно военно-патриотическое воспитание, равно как и Вооружённые Силы, оказались в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма», «империи зла» и «сверхмилитаризации». В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании, которая стихла лишь в конце 90-х годов прошлого столетия, система военно-патриотического воспитания была дискредитирована и разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, прежде всего из СМИ, образовательной, культурной, научной и других сфер, лишилась какой бы то ни было поддержки со стороны властных структур. Стремление отдельных структур и части педагогического сообщества к сведению «на нет» в патриотическом воспитании его военной составляющей не только ослабило, обеднило его, но и лишило самой сути, поскольку именно военно-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания.

Поэтому сейчас, накануне 75-й годовщины Великой Победы как-то по-особому остро понимаешь, что массовый героизм сынов и дочерей Страны Советов - это бесценное богатство, неиссякаемый источник гордости, великий вдохновляющий пример той советской молодёжи для подражания ныне живущим их потомкам.

Пропаганда массового героизма советских воинов началась с самого начала войны, названной не иначе, как Великой Отечественной. Все послевоенное время, вплоть до развала СССР, одним из важных условий повышения нашей готовности к защите Родины идеологические службы КПСС, Советской армии и флота, образовательных, культурных и иных организаций определяли улучшение оборонно-массовой работы, военно-патриотическое воспитания. Будучи неотъемлемой частью «… воспитания масс в духе преданности идеалам коммунизма, оно было призвано всемерно способствовать формированию уграждан СССР, особенно у молодёжи, высоких идейно-политических, боевых и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач надёжной охраны безопасности своего Отечества и всего социалистического содружества» [1, с. 17]. Так сложилось исторически, в послевоенные годы, когда именно ветераны Великой Отечественной войны, - поколение Победителей начали активно, целенаправленно и повсеместно передавать свой бесценный опыт служения Родине многомиллионной армии наследников Великой Победы, родившихся в первое десятилетие мирной жизни. Для этого использовались самые широкие возможности, различные формы, силы и средства на всех уровнях системно-организованной и в то же время подвижнической деятельности. Именно благодаря военно-патриотическому воспитанию основное содержание патриотического воспитания понималось, прежде всего, как беззаветное и самоотверженное служение Родине, ответственность за выполнение конституционного долга, обязанность по защите Отечества и готовность выступить с оружием в руках против любого агрессора.

Воспитание советской молодёжи на истории войны, на её героике и боевых традициях являлось одной из важных задач идеологической работы партии, государственных и общественных организаций. Была совершенно правильно, на наш взгляд, определена главная задача патриотического воспитания, основанного на материалах войны - показ закономерности, причин, источников и всемирно-исторического значения великой победы советского народа в войне, решающего вклада СССР в разгром фашистской Германии и её союзников. Забвение этой цели в постсоветский период привело общество не только к равнодушию по отношению к миллионам наших сограждан, воевавших на фронте, «не смыкавших очей» в тылу, переживших оккупацию, отдавших жизнь, здоровье, талант только для того, чтобы жили на своей земле нынешние, зачастую самоубийственно равнодушные, поколения, но и к сомнениям в истинности и огромной значимости такого подвига..

Неслучайно, как и в советское время, возникла необходимость в системе военно-патриотического воспитания современной России уделять большое внимание критике фальсификаторов истории 2-й мировой и Великой Отечественной войн, разоблачению антисоветского, антисоциалистического, а по исторической сути - антироссийского, характера политики англо-американского империализма в ходе войны и после её окончания. Отрадно, что военно-патриотическое воспитание осуществляется путём лекций и бесед, через литературу и искусство. Широко используются в этой работе средства массовой информации (печать, радио, телевидение, сетевые ресурсы). В этом, безусловно, определённое место занимают ежегодное празднование годовщин победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, проведение встреч с ветеранами войны, непосредственными носителями славных боевых традиций, организация походов и экскурсий по местам боёв и сражений, научно-теоретические и читательские конференции, тематические вечера, посвященные минувшей войне, работы поисковых объединений и героико-патриотические клубы и др. Воспитанию на героике минувшей войны активно способствует деятельность музеев, монументальная пропаганда.

Все это есть, однако вопрос стоит не только об исторической памяти поколений, но и об идеологии патриота своей Родины. В действующей ныне Конституции Российской Федерации не закреплено положение об идеологической составляющей общественной жизни, что преподносится народу как неотъемлемая «демократическая норма» существования современного «свободного» человека. В СССР существовала идеология, в рамках которой широко освещалась вдохновляющая и руководящая роль КПСС в достижении победы над врагом, массовый героизм и мастерство советских воинов, подвиги коммунистов и комсомольцев в боях и в труде. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях доброволец, участник войны с 30 июня 1941 г., защищавший Москву, дважды раненый в 1942 г., затем воевавший на 1-м Украинском фронте, сражавшийся на Курской дуге, форсировавший Днепр, освобождавший Киев, встретивший победу под Дрезденом, а в последствии ставший 1-м секретарем Московского городского комитета КПСС и вынужденный оставить эту должность, сделав много полезного для столицы нашей Родины, честный и порядочный человек Н.Г. Егорычев: «Сегодня стало не принято говорить что-то положительное о роли партии. Но было бы несправедливо забыть, что в то тяжелое для столицы время боевым штабом мобилизации всех сил на отпор врагу стала Московская партийная организация. Только за первые пять месяцев войны на фронт ушло более 100 тысяч коммунистов и 260 тысяч комсомольцев. Таковы факты! И когда в 1941-1942 годах мы, еще юноши, на самой передовой вступали в партию, делали мы это не для будущей карьеры. Мы брали пример со своих старших товарищей-коммунистов, а они верили в нас, рекомендуя в партию» [2, с. 51]. Иными словами, комсомол и партия являлись тогда «патриотическими скрепами» молодежи и, в конечном счете, всего народа.

С кого, каких старших товарищей, сейчас брать пример молодежи в плане развития своего военно-патриотического самосознания? Так называемый «современный» патриотизм, позиционируемый в демократически-модернизированном варианте в самых различных новациях и разновидностях, таких например, как «просвещённый», «гуманный», «социальный», «гражданский», «либеральный», «новый» и т. п. максимально вытесняет или вовсе исключает необходимость защиты Отечества и военной службы перед лицом тех реальных военных и иных угроз, которые направлены против национальных интересов и безопасности Российской Федерации. К сожалению, даже такое высокое по своему содержанию направление патриотического воспитания как духовно-патриотическое, выступающее в настоящее время в качестве приоритетного, также по существу лишено военного компонента. Этим самым прерывается величайшая традиция всей нашей драматической и героической истории, в которой высшим проявлением духовности всегда являлось выполнение воинского долга, служение своему Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм – это самоотверженная борьба с врагами Отечества, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны и в послевоенных вооружённых конфликтах с участием России.

Вследствие этого и с учётом того, что борьба эта, как показывают события последнего времени, отнюдь не закончилась, военно-патриотическое воспитание слишком рано списывать со счётов. Никакое другое направление патриотического воспитания, вне зависимости от того, каким бы новационно-модернизационным оно не представлялось, не может выступать в качестве альтернативы военно-патриотическому воспитанию. Совершенно очевидно, что именно оно является одним из важных факторов обеспечения военной безопасности, особенно в условиях тех изменений, которые происходят в сознании и общественном мнении не только личного состава Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и российского общества в целом.

Таким образом, в сложный период исторического развития Российской Федерации и её военной организации военно-патриотическое воспитание должно занять достойное место среди других направлений патриотического воспитания и воспитания российской молодёжи в целом, используя богатый советский опыт в данной сфере. В настоящее время актуальность и востребованность советского опыта военно-патриотического воспитания как специфического направления патриотического воспитания значительно возросли, по крайней мере, по следующим основаниям.

Во-первых, вследствие резко обострившейся военно-политической обстановки в мире и вокруг России, как и за весь период существования СССР, появления новых угроз её национальной и военной безопасности, возможности возникновения вооружённых конфликтов с её участием, особенно на юго-западном стратегическом направлении в связи с событиями на Украине.

Во-вторых, значительное ослабление после развала СССР уровня военной безопасности, дееспособности Вооружённых Сил, их статуса и престижа в российском обществе, морально-психологического состояния военнослужащих, их готовности к защите Отечества. Происходящие в настоящее время позитивные процессы в армии и на флоте требуют ещё больших усилий для коренного улучшения состояния Вооружённых Сил как важнейшего фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, значительное возрастание роли и значения заблаговременной подготовки к военной службе молодёжи допризывного возраста, вызванное резким сокращением её продолжительности (до одного года).

В-четвёртых, безуспешность и бесперспективность попыток найти в течение длительного времени альтернативное военно-патриотическому воспитанию направление в патриотическом воспитании в качестве главного компонента вновь создаваемой системы этой деятельности в условиях так называемой «модернизации» воспитания, образования и других институтов, формирующих современную молодёжь.

 

Литература:

1. Другов В.И. Некоторые вопросы военно-патриотического воспитания. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1977. - 47 с.

2. Егорычев Н.Г. Солдат. Политик. Дипломат. Воспоминания об очень разном. - М.: Центрполиграф, 2017. - 351 с. - (наш ХХ век).

3. Лутовинов, В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания / Под общ. ред. Н.В. Стаськова. - М.: АНО СПО «СОТИС», 2018. - 128 с.

4. Прокофьева М.А., Молбасынова Ж.М. О модели военно-патриотического воспитания молодежи допризывного возраста // Успехи современного естествознания. – 2015. - № 1-6. - С. 1030-1033.

 

УДК 796.032.071.2

Софенко А. И.

Канд. пед. н., доцент БрГУ им. А.С. Пушкина (Брест, Республика Беларусь)

Моисейчик Э. А.

Канд. пед. н., доцент БрГУ им. А.С. Пушкина (Брест, Республика Беларусь)

Носов А. А.

Старший тренер по легкой атлетике, УОР (Брест, республика Беларусь)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: