Поэзия как средство воспитания

ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма и любви к Родине у учащихся школы на материале поэзии, в том числе произведений поэтов Северного Казахстана. В поэзии военная тематика отражает не только военные события, но и поднимает проблемы морали, духовно-нравственные основы воспитания молодого поколения. Поэзия о Великой Отечественной войне народа, вставшего на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков, показывает героизм и стойкость всех народов страны Советов, мужество воинов и стойкость тыла. В патриотическом воспитании школьников сельской школы используются разнообразные формы работы, в том числе филологическое краеведение.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, поэзия, память, героизм.

 

Как и всякое нравственное кредо, патриотизм является следствием воспитания. Именно в детстве закладываются чёткие нравственные ориентиры, складывается целостная картина мира и приходит осознание своего места в семье, своего предназначения в обществе, выстраивается чёткая линия ценностей, где первое место занимает любовь к своей стране и умение защищать её. Формирование общественной личности невозможно без осознания своей кровной связи с родиной. Овладевая своим первым языком, ребёнок познаёт действительность такой, какой она закреплена в языке. «Именно здесь, - пишет В. В. Морковкин, – особенно наглядно выступает функция языка как своеобразного аккумулятора, который, сосредоточивая в себе результаты человеческого познания, закреплённые в словах, грамматических категориях и т.п., активно влияет на развитие нового члена языковой общины» [1, с. 135]. Концепт родина в ментальности человекавключает любовь к своим родителям, земле-кормилице, её просторам, гордость за свою принадлежность к народу и его истории. Всё это от рождения дано человеку, и от него зависит суметь сохранить этот дар судьбы, защитить свою отчизну и оставить её своим наследникам.

Поэзия не только представляет ментальные черты человека, но и формирует их. Гениальные поэты нации выражают дух народа, отражают его миропонимание и влияют на его мировоззрение, определяя его нравственные ориентиры на последующие столетия. Поэт ощущает себя свидетелем настоящего и прошлого, так как в их мировоззрении сплетаются в единую связь актуальное настоящее и прошедшее историческое.

Эта связь человека с историей его родины, вероятно, существует на генном уровне. Человек ощущает себя в едином пространстве времени, которое быстротечно, поэтому его занимает не только миг настоящего, но и будущее его страны, его народа. В народе жива историческая память, она является важным контентом патриотизма. Знание истории непосредственно связано с памятью о важнейших событиях в истории страны. Историческая память занимает особое положение в концепте память, так как он определяет духовно-нравственные черты человека. В отблесках поэзии нашли отражение все главные вехи истории страны. В ней не просто отразилась история – эта история воспета в стихах и поэмах так, что историческая память вызывает чувство сопричастности человека к делам давно минувших дней. Живая память истории объединяет все поколения нации в единый народ. Владимир Шестериков – современник Великой Отечественной войны. Однако в стихах, посвящённых этой страшной войне, он невольно вспоминает отголоски других войн. Во всех исторических событиях он видит «эпох таинственную связь». Так, День Победы воспринят поэтом в потоке истории России:

На боль высокую не сетуя,

Мы помним все Бородино,

И вот теперь есть Дубосеково.

«День Победы» [2, с. 46].

Главная мысль стихотворения получает у поэта чёткое выражение, многие цитаты из стихотворений становятся крылатыми выражениями и употребляются читателями как прецедентные тексты, используются как эпиграфы. Так, в стихотворении «Отечество» поэт описывает встречу со своим отцом, вернувшимся с фронта домой. Здесь очень удачно проводится параллель между словами отчество и отечество. Для поэта, мальчишкой встретившего отца-солдата, отец на всю жизнь остался примером стойкости, мужества и доброты, олицетворением защитника Родины. И хотя солдат не имел высоких воинских званий, у него было то, что, как считает сын-поэт, важнее всех почестей:

Но выше званий всех на свете

Ещё есть звание отца. [3, с. 46]

И если мальчиком будущий поэт любуется медалями отца, то, став взрослым, он заключает:

И у Отечества есть отчество

И есть начало – от отца.

«Отечество» [3, с. 46].

Владимир Шестериков пишет, что, хотя победа над фашистами далась нелегко, победители не горят чувством возмездия даже в долгожданный день Победы, который:

Пришёл,

Чтоб Гёте рядом с Пушкиным

Звучал напевно в сердце русского,

Пришёл, чтоб после грома пушек,

Разлиться соловьями курскими.

«День Победы» [2, с. 16]

В творениях классической поэзии план прошлого и настоящего тесно взаимосвязан. Прошедшего, как часто пишут – невозвратимого, для поэта не существует. Прошлое живёт в настоящем. А настоящее вызывает постоянные ассоциации с прошлым и определяет будущее. Поэт ощущает себя в едином пространстве времени, которое быстротечно, поэтому его занимает не только миг настоящего, а и будущее его страны, его народа. И эта единая народная идея определяет истоки патриотизма, ярко запечатлённые в отблесках поэзии.

Готовность служить Отчизне рефреном звучит в гражданской лирике поэтов разных времён и судеб. В поэзии широко используется приём наложения временных пластов, действительность предстаёт в стихах как хранилище событий прошлого, как память, в ней соединяется в единое целое прошлое и настоящее:

В седую легенду и быль окунувшись,

Я чувствую всею душой наяву,

Какая есть связь между веком минувшим

И веком, в котором я нынче живу.

          «Лодейное поле» [3, с. 9]

Поэзия как особое явление культуры представляет в концентрированном виде философию жизни, достижения мировой культуры, соединяя в себе объективное и субъективное, общечеловеческое, этническое и сугубо личностное. Поэтический текст отражает ментальность народа, не случайно существует высказывание «Поэзия – душа народа». Люди в оценке человека на первое место ставят его духовно-нравственные качества. О хорошем человеке говорят: душа человек, добрая душа, душа компании. Телесные муки, конечно, беспокоят человека, но несравненно тяжелее душевные муки, когда душа болит. И человек по-настоящему счастлив, когда душа радуется. Через традиции и воспитание ментальные черты передаются от поколения к поколению и таким образом влияют на формирование личности и судьбу человека.

Патриотизм как сакральное понятие характеризует народ как единую общность и проявляется наиболее ярко в годину тяжёлых испытаний, требующих единения народа, героизма и жертвенности его носителей. Патриотизм – духовная категория, от которой зависит судьба страны и людей, населяющих её. Нравственно-этические идеалы человека воплощаются в прекрасных произведениях поэтов, где они наполняются особым эмоциональным чувством автора, и эти чувства, приобретя филигранную обработку в стихах, нередко переложенных на музыку, становятся задушевными песнями-гимнами Родине, приобретающими силу воплощённого в слове духа народа. Такой силой национальной исторической памяти обладают многие поэтические тексты. Победа возможна только при условии активного участия народа, когда на защиту встаёт вся страна, достаточно вспомнить наиболее патриотичную песню времени Великой Отечественной войны «Священная война», которую маршал Жуков назвал бессмертной:

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!»

Автор В.И. Лебедев-Кумач (возможно А.А. Броде)

В июле 1941 года Анна Ахматова написала стихотворение «Клятва», где от лица своего народа заявила:

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит».

                        «Клятва» [4, с. 207]

Гениальный поэт, Ахматова очень точно определила связь прошлого («клянёмся могилам») и будущего («детям клянёмся»), потому что для русского человека не бывает священнее клятвы перед ушедшими и перед детьми. В немногословных стихах А. Ахматовой патриотические чувства представлены в единстве ощущений самого автора и людей разных поколений. Истоки патриотизма кроются в осознании кровной связи своей судьбы с судьбой своей страны. На современном этапе это понимание проявляется не только в терпеливости в условиях материальных трудностей, переживаемых страной санкций, но и во всплеске интереса к изучению исторических событий, чтению исторической научной и художественной литературы, популярности исторических материалов в интернете, проведению мероприятий, представляющих ретроспекции сражений, в которых решалась судьба Родины. Создаются исторические произведения разных жанров, в том числе поэтические.

2020 год ознаменован 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Давно отшумели залпы снарядов, стихли звуки сирен, рёв самолётов, гул танков. Почти не осталось ветеранов, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о войне. Воспитательная работа в школе может и должна стать тем главным звеном, связующим уходящее и подрастающее поколение.

Идут года, и давит старость,

И всё белее снег волос.

Нас мало на земле осталось,

Тех, кто Победу вам принёс [5, с. 286].

Патриотизм как часть общественного сознания формируется с детских лет. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова находим следующее определение патриотизма: «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [6, с. 453]. В произведениях североказахстанского поэта Василия Коноплёва повествование ведётся от первого лица, и, несмотря на то, что поэт родился в послевоенное время, его поэтические строки показывают глубокие переживания автора. «Солдатские монологи» отличаются искренностью чувств, показывают неприкрытую правду о войне. Каждая строка – как отражение некогда испытанного состояния души, как воспоминание о личных пережитых событиях:

Не от холода дрожь под шинелью.

От отчаянья плачу навзрыд.

Ты в лесу под развесистой елью

Будешь в братской могиле зарыт.   

Встихотворении, на первый взгляд, описана сцена погребения погибшего в жестоком бою солдата, но поэт хочет показать главное – человеческие чувства, которые испытывал каждый человек, терявший дорогих сердцу людей. На войне невозможно предугадать будущее, и он даёт горькое обещание встретиться, если так будет суждено:

Я тебя попроведать приеду,

Если раньше не встречусь с тобой [7, с. 109].

От воспитания ответственности, чувства патриотизма в подрастающем поколении зависит судьба страны и людей, её населяющих. Традиции военно-патриотического воспитания остаются важной составляющей воспитательного процесса в школе. В рамках воспитательных мероприятий в школах проводятся классные часы, беседы на военную тематику, военно-патриотические сборы. Одним из немаловажных средств воспитания становятся тематические литературные конкурсы чтецов, на которых учащиеся читают произведения местных авторов о войне.

Например, в Ковыленской сельской школе активно проводится работа по патриотическому воспитанию учащихся. В школьном музее размещена экспозиция, посвящённая фронтовикам, жителям села Ковыльное. На стендах расположены фотографии фронтовиков, биографические данные, данные о родах войск, в которых служили наши земляки, сведения о подвигах, которые они совершили, награды. Родственники передали на хранение в музей личные вещи солдат: письма с фронта, гимнастёрку, пилотку, осколки гранат, губную гармошку и многое другое. Поисковой работой по сбору информации занимались педагоги и учащиеся школы, за помощью обращались не только к членам семей, но и в областной краеведческий музей. По крупицам собранная информация бережно хранится в музейной экспозиции.

Ежегодно 9 Мая проходит парад Победы, на который приглашаются потомки ветеранов войны, труженики тыла, жители села. Третий год проводится Акция «Бессмерный полк», учащиеся школы с гордостью несут фотографии своих дедов и прадедов, защищавших Родину. Теперь это не просто старые пожелтевшие фотографии из семейных альбомов. Это – наша память, наша история, запечатлённая в лицах. В такие моменты в детских душах зарождаются ростки сопричастности к истории страны, которые действуют лучше высоких слов о патриотизме.

Шла Победа в ногу рядом с детством.

И, мою ладонь до боли сжав,

Дед передавал мне по наследству

Честь освободителей держав. [5, с. 79]

У памятника с высеченными именами погибших воинов проходит торжественный митинг. Ребята из старших классов в военной форме стоят в почётном карауле. Понимание важности возложенной на них миссии читается на их серьёзных лицах. Звучат торжественные слова в честь Дня Победы, в честь ветеранов, благодаря подвигу которых мы живём в мирной спокойной стране. Никого не может оставить равнодушным песня «День Победы», слова подхватывают все присутствующие, и, как в песне, слёзы выступают на глазах.

Затем гости праздника приглашаются в актовый зал, где для них приготовлено праздничное угощение и торжественный концерт. Звучат песни, исполняются танцы, даже самые маленькие дети не остаются в стороне. Директор местного ТОО «Акселеу» Малаев С. Т. оказывает спонсорскую помощь в подготовке к празднику, выделяет средства на подарки для приглашённых гостей.

К этой памятной дате педагоги школы ежегодно проводят конкурсы рисунков, стихов, сочинений. Неоднократно учащиеся школы становились победителями районных конкурсов в разных номинациях. Школьники проводят тимуровскую работу и активно участвуют в волонтёрском движении. «Ты не один» – назвали свой волонтёрский отряд учащиеся. Суть волонтёрского движения – дать одиноким людям возможность почувствовать неравнодушие окружающих. Нередко пенсионеры, растроганные неожиданным визитом помощников, приглашают ребят в дом, беседуют с ними за чашечкой чая, рассказывают о прожитой жизни, об истории села, о её жителях. Такие беседы имеют огромное воспитательное воздействие, В доме пенсионерки Е.М. Огородник внимание девочек привлекло большое количество вязаных крючком салфеток, и от неё сразу поступило предложение организовать вечерние посиделки, на которых она сможет дать уроки вязания крючком. Так устанавливается связь поколений, прививаются чувства душевной щедрости, доброты и гуманности.

Долгая война закончилась, отгремели последние взрывы, но не все солдаты вернулись в родные дома. Дорогой ценой заплатили они за великую Победу, чтобы будущие поколения могли жить счастливой мирной жизнью.

Чтение классической поэзии помогает понять политическую ситуацию нашего времени, открывает глаза на современные события. Всё больше людей начинают интересоваться подлинной историей страны. Эта тяга к исторической правде особенно заметна среди молодого поколения, и на помощь новому поколению должна прийти русская классика, в первую очередь – поэзия.

 

Литература:

1.  Морковкин В.В. К вопросу об адекватной семантизации слова // Памяти акад. В. В. Виноградова. – МУ, 1971, с.135-145.

2. Шестериков В.Г., Острова в степи. - Алма-Ата, «Жазушы», 1977, 56 с.

3. Шестериков В.Г. Лиловые снега. - Алма-Ата, «Жазушы»,1988, 75 с.

4. Ахматова А. Сочинения в 2-х томах. Т.1. – М., 1990.

5. Курленя А.Ю. Свидание с эпохой, «Северный Казахстан». - Петропавловск, 2017, 340 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1975.

7.  Коноплёв В.Г. С теплом и светом, «Северный Казахстан». - Петропавловск, 2019. - 192 с.

 

УДК 929

Тимерханова З. Р.

Учитель СОШ им. М. Гареева (с. Бишкураево, РБ, Россия) 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: