Аннотация. В статье рассмотрено понятие военно-патриотического воспитания в контексте обучения иностранному языку студентов вуза. Выделено три блока воспитательной работы по военно-патриотическому направлению в рамках учебной деятельности со студентами языковых специальностей. Приводятся примеры заданий. Доказано, что приоритетный результат данной воспитательной работы – это осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, а также интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к иной культуре.
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное развитие, военно-патриотическое воспитание, иностранный язык, студент, вуз.
В настоящее время мы видим резкое снижение ценностей духовной культуры. Это выражается в том, что молодые люди, студенты, не совсем правильно трактуют понятия войны, патриотизма, нравственности, толерантности [5]. Сегодня зачастую можно услышать от молодого поколения самые нелестные отзывы о своей родине, о войне, о героях, о защитниках отечества. Таким образом, учебная деятельность должна быть тесно совмещена с воспитательной работой.
|
|
Воспитательная работа в вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Военно-патриотическое воспитание обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов) может являться неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе, но также и к воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа по воспитанию патриотов - это не только учебный процесс, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации [1, 2].
На кафедре германской филологии ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» обучаются студенты по двум направлениям: 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль «Сервис» Профилизация «Перевод и реферирование в сфере профессиональной коммуникации (английский язык)» и 44.03.01 Педагогическое образование и профилю подготовки «Образование в области иностранного языка (английского)». В рамках учебной деятельности со студентами данных специальностей проводится три блока воспитательной работы по военно-патриотическому направлению.
Так, работу в направлении патриотического воспитания в рамках изучения некоторых профилирующих дисциплин, касающихся непосредственно иностранного языка у студентов данных специальностей можно подразделить на несколько категорий:
1. Военно-патриотическое воспитание. Очень важно для молодого поколения знать героев войн и защитников не только отечества, но и стран изучаемого языка [3, 4, 6]. Здесь предполагаются такие задания, как:
|
|
s напишите эссе на одну из предложенных тем военной тематики;
s прочитайте текст по военной тематике и сделайте summary;
s сделайте доклад на тему;
s переведите текст с русского языка на английский/ с английского на русский, обращая внимание на военную лексику;
s составьте глоссарий по теме.
2. Духовно-нравственное воспитание. Под духовно-нравственным воспитанием следует понимать процесс содействия нравственному становлению личности, а также формирование у молодого поколения нравственных чувств [2]. Здесь задания можно разделить на структурные блоки.
Задания первого блока «Осознание себя как гражданина»:
s проанализируйте отличия политической системы Великобритании и России;
s выпишите поправки к Конституции США, вызывающие у Вас интерес/ непонимание;
s составьте правила поведения гражданина РФ в другой стране при незнании языка страны прибытия;
s ответьте на вопрос: What does the social policy mean?
Задания второго блока «Осознание себя как представителя определенного народа определенной культуры»:
s напишите письмо соотечественнику, проживающему на территории (указывается страна), используя лексику урока;
s составьте резюме на английском языке для работы в иностранной компании;
s выявите в тексте лексику гражданской тематики;
s подчеркните/ выпишите реалии;
s подчеркните в тексте лексику лингвострановедческого характера.
3. Воспитание обучающихся в интернациональном духе.
Задания первого блока «Интерес к другим народам».
s сделайте доклад на тему «Перевод реалий»;
s выпишите из текста лексические единицы, относящиеся к народу (указывается страна).
Задания второго блока «Проявление толерантности к иной культуре»:
s определите, к каким группам принадлежат указанные личности (например, футболистов, музыкальных фанатов и пр.);
s составьте список правил, как Вы смогли бы помочь иностранцу на территории РФ, если он оказался в затруднительной ситуации;
s try to guess or find information to give the definition to the terms:asylum seeker, refugee, illegal immigrant, economic migrant;
s дискуссия на тему: What are the pros and cons of immigration? What do you think about immigrants from near abroad to Russia? Is it a problem of our society?
Так, в результате проведенной работы по военно-патриотическому воспитанию планируется формирование компетенций, позволяющих достигать высоких личностных результатов.
В итоге, коммуникативная направленность профилирующего предмета (в нашем случае, какого-либо аспекта иностранного языка, лингвострановедения, истории страны изучаемого языка) при целесообразном включении воспитательной работы военно-патриотического направления в рамках учебной деятельности способствует формированию личности, не только толерантной к иностранной культуре, но и способной в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию.
Литература:
1. Бондаренко, Е.А., Петрова, О. Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Е. А. Бондаренко, О. Г. Петрова. М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции». М.: АС. Траст, 2009. 240с.
2. Клюева Н. Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в кадетских классах / Н. Н. Клюева. Педагогическое обозрение. 2012. № 1–2.
3. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование: материал научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение, 2009. 23 с.
4. Трубинова Е. А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1050-1053. URL https://moluch.ru/archive/89/17823/ (дата обращения: 29.03.2020).
5. Фоминых М.В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувших территорию своей страны // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 6. С. 51-55.
|
|
6. Mitchell W. J. T. Showing seeing: a critique of visual culture. Journal of visual culture. 2002. Vol. 1. № 2. P. 165–181.
УДК 061.213:37.035
Феодорова А. В.
АлтГПУ, студентка (Барнаул, Россия)
Маланичева А. В.
Канд. пед. н., доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)