Воспитание ценностного отношения к родному краю как элемент патриотического воспитания

(ПО МАТЕРИАЛАМ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОДНОЙ КРАЙ» («ТЫУҒАН ЯҠ»)

 

Аннотация. в статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма, воспитания ценностного отношения к Родному краю школьников посредством внеурочной деятельности.

Ключевые слова: родной край, внеурочная деятельность, гражданственность, патриотизм, природа.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет одной из основных целей воспитания – это воспитание духовно – нравственных качеств обучающихся (патриотизм, любовь к Родине, знание истории своего народа, уважение к культуре и традициям и др.) [3; 29].

Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает:

s воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку;

s воспитание уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины;

s формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.);

s развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и др. [2].

Рассмотрим подробнее такую задачу педагога как воспитание ценностного отношения к Родному краю посредством внеурочной деятельности учащихся, объединяющей все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [4].

Ценности патриотизма закладывается посредством приобретения знаний о своей истории, исследованиями своего края. Формирование патриотического чувства - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия. Задача учителя – это организация и реализация внеурочной деятельности, в процессе которой учащиеся могут не только познакомиться, но и исследовать природу родного края.

Итак, цель внеурочного мероприятия «Родной край» («Тыуған яҡ»): формирование ценностного отношения к родному краю.

Задачи мероприятия:

воспитательные:

s формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию родного края (его истории, культуре);

s формирование уважительного и бережного отношение к природе родного края;

развивающие:

s развитие познавательной активности;

s развитие умений взаимодействия в коллективе;

s развитие навыка самостоятельного приобретения знаний;

образовательные:

s передать знания об истории родного края, о культуре (обычаях и традициях своего народа);

s передать знания о существующих в природе взаимосвязях человека, растений, животных.

Подход: системно – деятельностный.

Применяемые современные технологии: здоровье сберегающие, проектные.

Приемы: творческое задание.

Организация пространства: фронтальная

Межпредметные связи: Башкирский язык и литература, История культуры Башкортостана.

Оборудование: видео и звуковое оборудование.

Дидактическое обеспечение занятия: индивидуальные карточки, предметы для игр и др.

По определению результатами внеурочной деятельности являются личностные, метопредметные и предметные результаты основной образовательной программы образовательной организации. В ходе разработки занятия и его технологической карты, были определены нижеследующие планируемые результаты.

Личностные: формирование уважительного и бережного отношения к истории Родного края, окружающей среде.

Метапредметные: развитие познавательной активности, самостоятельное приобретение новых знаний.

Предметные:углубление знаний по истории и культуре Родного края, его природе.

Патриотическое воспитание - это длительная, целенаправленная педагогическая деятельность. Смысловое содержание данного внеурочного мероприятия - это знакомство с историей, с условиями жизни, общение с природой, т.е. “погружение в природу” и ощущение себя гражданами родного края.

Внеурочное мероприятие «Родной край» («Тыуған яҡ») предусматривает поездку в Ишимбайский район Республики Башкортостан.

1. Посещение музея Заки Валиди, где дети знакомятся с исторической личностью. Во время проведения экскурсии по музею обучающимся предлагается задание (им необходимо собрать информацию и подготовить проект “Историческая память”). Проектная деятельность является одной из наиболее интересных и целесообразных педагогических форм. Такая деятельность позволяет обучающимся научиться работать с инфорацией в команде.

2. Посещение горы Торатау. В процессе подготовки к поездке учащимся дается задание подготовить доклады (сообщения) о природном наследии горы Торатау. На природе с учащимися проводятся игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества (башкирские детские национальные игры). Игровая деятельность, на наш взгляд, эффективна в патриотическом воспитании, так как в процессе игр формируются волевое и физическое здоровье учащихся, происходит знакомство с культурной своего народа, “познание жизни”

Правильно организованная внеурочная деятельность дает широкие личностно - ориентированные воспитательные возможности. По нашему мнению, именно такого рода мероприятия являются фундаментом для воспитания истинного гражданина, помогая достигать личностные, метапредметные и предметные результаты основной образовательной программы образовательного организации.

Очевидно, что патриотическое воспитание начинается с любви к своему Родному краю. При формировании патриотических чувств учитель играет важнейшую роль, так как именно он является примером для детей. Если дети будут видеть и чувствовать, что учитель по-настоящему любит и уважает свою Родину, то воспитание патриотических чувств будет развиваться как: «сознание - установка - волевой акт-действие - активность - поступок - поведение - деятельность - отношения», в результате чего педагогическую деятельность можно считать успешной [1; 124].

Патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы и не только пронизывает их, а интегрирует и осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Так, М. Шульженко выделяет, что воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильное государство – Россию, без уважения к собственной истории, к традициям старшего поколения невозможно вырастить и достойных граждан. «Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки» [5].

 

Литература:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. 29 с.

3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - с. 29.

4. Хабибова Н.Е., Сытина Н.С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - 124 с.

5. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 30.03.2020).

УДК 371

Хабибова Н. Е.

Канд. филос.н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

Хамитова З. У.

БГПУ им. М. Акмуллы, студентка (Уфа, Россия)

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ТЫУҒАН ИЛКӘЙЕМДЕ ДАНЛАЙЫМ»

Аннотация. В статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, посредством внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности.

 

Содержание патриотического воспитания отражает смысловое определение понятия «патриотизм», включающее: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и др.

Внеурочная деятельность – это совместная деятельность учителя и обучающихся во внеурочное время, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей и интересов детей с целью их воспитания и социализации [2].

В трактовке понятия «внеурочная деятельность» делается акцент на ее деятельностной сути, практической направленности, самостоятельности обучающихся, а также педагогические условия которые организует и реализует педагог.

В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость организации в образовательных организациях специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Федеральный государственный образовательный стандартопределяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"), это: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и др. [1].

Целью внеурочного мероприятия «Тыуған илкәйемде данлайым» (для обучающихся 5 класса) является воспитание патриотических качеств, любви к Родине, к башкирскому языку и литературе посредством игрового и занимательного материала. Форма занятия – КВН.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

- формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности;

- обобщение и закрепление знаний обучающихся о Родном крае.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Метапредметные:

- сформировать комунникативные компетенции.

Предметные:

- углубить знания по теме «Моя родина Башкортостан».

 

Технологическая карта внеурочного занятия

« ТЫУҒАН ИЛКӘЙЕМДЕ ДАНЛАЙЫМ»

 

Этап занятия. Планируемый результат Деятельность учителя Деятельность ученика  
Организационный. Мотивационно-проблемный.  Введение. Создает эмоционально-творческий настрой. Подводит обучающихся к постановке цели и задач занятия.  Погружаются в тему занятия.
Деятельностный.  Задание. - Знакомит обучающихся с правилами и условиями занятия. - Делит на команды. Знакомятся правилами занятия. Обсуждают, обрабатывают полученную информацию.
Процесс работы   Координирует деятельность: 1 конкурс – знакомство команд; - 2 конкурс – сопоставление пословиц, посвященных родному краю; - 3 конкурс – викторина «На сколько хорошо знаю я свою Республику?»; - 4 конкурс – письмо в будущее «Какой я вижу свою Республику через 30 лет?»; - 5 конкурс – конкурс капитанов; - 6 конкурс –(музыкальный конкурс Получают задания. Знакомятся со своей командой (название, девиз) Сопоставляют пословицы. Отвечают на вопросы викторины. Пишут письмо, формулируют проблемы, а также решения. Капитаны команд выступают. Команды выступают с музыкальными номерами.
Контрольный. Представление результатов. - Заслушивает отчеты команд. - Жюри подводит итоги. - Учитель проводит игру с болельщиками («Назови одним словом героя»). Болельщики играют в игру. Участники делятся своими мнениями. Дают общую оценку работы в команде
Рефлексивный. Стадия рефлексии Подведение итогов занятия. - Организует обсуждение команд и взаимо и самооценку действий. Подводит итоги и проводит награждение. Осуществляют взаимо и самооценку деятельности команд. Обсуждают результаты с педагогом.

 

Внеурочное мероприятие состоит из 6 конкурсных этапов.

Применяются игровые технологии (у детей развивается способности саморазвития, коллективизма, совершенствуется коммуникативный опыт, организаторские и творческие способности, а также растет познавательная активность). Каждый конкурс требует знаний, внимательности, творческого подхода. По окончании занятия проводится рефлексия (анализ, оценивание, подведение итогов).

Таким образом, посредством внеурочного занятия детям прививается уважительное отношение к своему окружению, семье, Родине. У обучающихся повышается познавательный интерес к родному краю, к своей Родине и тем самым формируется система патриотических ценностей.

Литература:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071359/

2. Сытина Н.С., Хабибова Н.Е. Феномен "внеурочная деятельность": ключевые смыслы, проблемы организации и реализации // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. - № 6 (85). - С. 40-46.

 

УДК 376.5

Халимова И. И.

БГПУ им. М. Акмуллы, магистрант (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: