Военно – патриотические молодёжные

ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация. Задача учителя – формирование политического и идеологического мировоззрения учащихся. Необходимо показать, что сохранение безопасности всех, прежде всего, сохранение безопасности своей собственной и своей семьи. Именно по этой причине необходимо военно-патриотическое воспитание. Помочь в этом призваны военно-патриотические молодёжные объединения. На данный момент в России их насчитывается более 2500.

Ключевые слова: мировоззрение, патриотизм, объединение, воспитание, молодёжь, добровольное образование.

 

В современном мире очень важно уделять внимание предотвращению военных и других агрессивных проявлений. В современных условиях мировой политики невозможно не обратить внимание студентов на важность сохранения "мира", не приводя к военным действиям. Учитель должен понимать, что это его задача - формировать политическое и идеологическое мировоззрение учащихся. Важно обратить внимание на ценность человеческой жизни, сохранить экологическую ситуацию в мире или даже улучшить ее. Студент должен понимать, что "война" - это крайняя степень конфликта, крупномасштабная катастрофа, борьба за интересы, ценой которой являются жизни более ста человек. Сохранение безопасности всех, прежде всего, сохранение безопасности своей собственной и своей семьи. Защита своей Родины - это неотъемлемая часть безопасной жизни всего населения. Именно поэтому необходимо патриотическое и военное воспитание молодежи. Неотъемлемой частью этой системы воспитания можно назвать "военно-патриотические молодежные объединения".

Военно-патриотическое молодежное объединение или же детское военно-патриотическая группа - добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация, созданная по инициативе определённого круга граждан, осуществляющая военно-патриотическое воспитание подростков и детей в соответствии с Уставом о своей деятельности и с дополнительным участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также имеющая право на финансовую поддержку этой деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [8].

Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод, что в нашем государстве создание молодежных объединений, направленных на военно-патриотическое воспитание детей, всячески поощряется и поддерживается. Как правило, закон также регулирует основные задачи таких объединений и определённые сферы их деятельности. Например, деятельность таких самоуправляющихся организаций чаще всего направлена на решение следующих задач: воспитание чувства патриотизма у детей и подростков, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить своему Отечеству и его вооруженной обороне, изучение истории и культуры государства и родного края, передача и развитие лучших традиций российской армии, физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни, участие в подготовке граждан к военной службе и др.[8].

Поскольку это добровольное образование, оно в первую очередь направлено на самостоятельный интерес студентов к истории своей родины, своего региона. Молодые люди стремятся узнать что-то новое и видят необходимость внести свой вклад в развитие всех сфер государственной жизни. Для того чтобы школьники и студенты овладели этим стремлением и желанием, необходимо патриотическое воспитание. Конечно, большая часть представленной работы по организации воспитательной деятельности осуществляется учебными заведениями, но военно-патриотические молодежные объединения призваны помочь в этой непростой задаче. Основной деятельностью таких организаций можно назвать "гармоничное" развитие личности, то есть развитие как духовной, так и физической составляющих ребенка. Организовывается работа по техническим и военно-прикладным видам спорта, проводятся военно-спортивные соревнования, различные игры, необычные походы, интересные экскурсии.

Члены этих организаций участвуют в поисковых работах по увековечению памяти защитников Отечества: устанавливают имена погибших, записывают воспоминания очевидцев памятных событий в военной истории государства. Дети принимают активное участие в строительстве и уходе за памятниками воинской славы, а также оказывают помощь ветеранам военной службы и правоохранительным органам, уделяют внимание семьям погибших при исполнении воинской обязанности. Помимо каких-либо патриотических чувств, деятельность объединений помогает развить у молодежи чувство сострадания, интерес к окружающей среде, к экологической составляющей нашего государства, к культуре и истории его народов, а также служит стимулом для проявления сопереживания и уважения к старшим поколениям. Эта многоуровневая работа с детьми также помогает им сформировать представления о своем будущем, об окружающей среде и стране, в которой они хотят прожить свою жизнь, о своем "призвании" и "смысле жизни".

Стоит отметить, что военно-патриотические объединения берут свое начало еще в XX веке. Именно тогда впервые были созданы такие организации. Одним из первых объединений, ставших впоследствии плацдармом для появления современных, были октябристы и пионеры. В 1923-24 годах в Москве власти начали организовывать первое объединение - "октябрята". Эта организация принимала детей, родившихся в год Великой Октябрьской революции. При вступлении в эту организацию детям выдавали нагрудный знак - пятиконечную рубиновую звезду с изображением Владимира Ильича Ленина в раннем детстве. Символом представленной детской организации считался красный флаг. Деятельность этого детского объединения была организована вожатыми и учителями, которые проводили все необходимые мероприятия в игровой форме, что было очень интересно детям. 16-22 апреля ежегодно проводилась "Неделя октябрят". Организация также имела свои собственные журналы, такие как "Мурзилка" или "Веселые картинки". Дети "октябрята" готовились к тому, чтобы стать в недалёком будущем "пионерами".

Пионерская детская организация в Союзе Советских Социалистических Республик была образована единогласным решением Всероссийской комсомольской конференции от 19 мая 1922 года. Исследователи предполагают, что дети были приняты в эту организацию на добровольной основе. Пионеры принимали детей в возрасте от 9 до 13-14 лет. Среди пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Первопроходцами стали, прежде всего, отличники и активисты, а затем и остальные дети. В двадцатые и тридцатые годы пионеры обучали неграмотных, помогали взрослым организовывать детские дома, собирали средства для помощи рабочим в зарубежных странах. 8 ноября 1942 года отряды со всей страны приняли участие во Всесоюзном воскресном "Пионер – фронту". Дети пилили необходимые дрова, убирали медицинские палаты в военных госпиталях, собирали нужный металлолом, помогали семьям ветеранов убирать квартиры, готовиться к суровой зиме. Пионеры собирали деньги для фонда обороны. Первый танк пионеров, разбивший врага на поле боя, назывался "Горьковский Пионер" [7]. Помощь, оказанная детьми данной организации, являлась неоценимой. Детей учили тому, что нужно помогать не только своим родным и близким, но и тем, кто действительно нуждается в этом.

Расцвет военно-патриотических объединений в СССР пришелся на 1980-е гг. эти объединения были организованы ветеранами Второй мировой войны и Афганистана. Прежде всего, они были направлены на проведение военно-спортивной подготовки подрастающего поколения и привитие любви к своей Родине. Доминирующую роль в системе образования занимали спортивные дисциплины, как общего характера, так и рукопашного боя. Как уже упоминалось ранее, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Военно-патриотический клуб того времени сумел совместить лучшую армейскую подготовку, идейно-патриотическое воспитание и спортивную подготовку. Все это объединяла высокая идея военной службы своему народу и Родине, которая рождала в молодом человеке чувство жертвенной любви к Родине.

Начиная со второй половины 1990-х годов в Православной системе образования стали всё больше развиваться структуры военно-патриотического воспитания. Растет общее число военно-патриотических клубов в приходах и монастырях. Цель этих организаций довольно проста -привить подросткам нравственное и духовное воспитание, основанное на православной вере, любви и верности своей Родине, а также воспитать готовность и умение защищать свою землю и ее святыни. Один из наиболее известных в своё время активистов православного военно-патриотического движения, основатель и по совместительству руководитель клуба "Дружина" А. Кравченко [1], отмечает: "Православная Церковь всегда была, наряду со служилым сословием и народом, одним из главных столпов российского государства. И как таковой он всегда был озабочен защитой Отечества. Вспомним, как Дмитрий Донской был благословлен преподобным Сергием Радонежским в Куликовской битве. Или как родилось ополчение Минина и Пожарского, потому что прозвучал горячий призыв Патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров можно привести бесчисленное множество. Все наиболее выдающиеся русские военачальники были, как известно, людьми глубоко религиозными. Более того, до 1917 года существовала стройная система подходов к воспитанию солдат, полностью основанная на православных традициях. Так что повышенное внимание Церкви к военному воспитанию молодежи сегодня вполне закономерно. В отличие от тех, кто пытается превратить защиту Родины в один из способов заработка денег, Церковь рассматривает военную службу, прежде всего как служение Богу и Родине. Мы в военно-патриотических клубах придерживаемся той же точки зрения".

В настоящее время в России действует более 2500 военно-патриотических молодежных объединений, действующих на территории Российской Федерации. Патриотизм в современных условиях выступает как мобилизационный ресурс в целостном развитии личности, общества и государства.

Самой крупной молодёжной группой в России на данный момент является "Юнармия". Эта организация была создана 29 октября 2015 года. Движение юнармейцев было создано по инициативе Министерства обороны Российской Федерации и поддержано Президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, с целью систематизации патриотического движения, а также вовлечения студентов в военно-патриотическую тематику. Количество участников движения, по данным на июль 2017 года, составило около 140 тысяч человек. За весь период своего существования штаб-квартиры движения были открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня любой студент в возрасте от 11 до 18 лет может вступить в «Юнармию», потому что членство в этой организации является открытым и добровольным[10]. Основная цель этого объединения – развитие интереса молодежи к истории России и ее народов, географии и культуре страны, к выдающимся личностям государства, например, героям, ученым и генералам. Эта организация также предполагает наличие волонтерской деятельности в свободное от учебы время, участие в спортивных и различных культурных мероприятиях, в походах и экскурсионной деятельности, а также в различных концертах и собраниях, организованных как самими участниками организации, так и их непосредственными руководителями.

В настоящее время военно-патриотические молодежные объединения играют важную роль в военно-патриотическом воспитании молодежи нашей страны. Они обеспечивают нравственное и моральное воспитание подрастающего поколения.

Такие объединения формируют здоровый образ жизни для детей и подростков. В нашем государстве также существует определённая концепция военно-патриотического воспитания молодежи. Она была рассмотрена и утверждена Координационным советом при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах 6 марта 1998 года. концепция представляет собой системное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания. воспитание молодежи, обоснование ее исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности во взаимодействии ее субъектов - соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления [5].

В предлагаемой концепции рассматриваются основные направления повышения эффективности военно-патриотического воспитания в нашей стране. По мнению авторов, для этого необходимо обеспечить соответствующие условия, которые способствовали бы реализации задач военно-патриотического воспитания. Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что "патриотизм" должен быть одной из важнейших ценностей для молодежи. Для достижения этой цели необходимо усилить внимание средств массовой информации и прессы к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Также повышенное внимание уделяется средствам, необходимым руководителям для осуществления деятельности по военно-патриотическому воспитанию, таким как фундаментальная разработка комплекса образовательных и специальных программ и методов организации и проведения военно-патриотической работы в ее различных формах, использование разнообразных педагогических форм и средств, учитывающих особенности конкретной категории молодежи [5].

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что военно-патриотические молодежные объединения в Российской Федерации являются популярными молодежными организациями, которые поддерживаются государством в соответствии с законом не только морально, но и материально. Прежде всего, такие объединения призваны совершенствовать работу образовательных учреждений в этой сфере, помогать детям и подросткам в реализации их потенциала и талантов. Также необходимо сформировать гармонично развитую личность, способную брать на себя ответственность за свои поступки, помогать другим людям при необходимости, а также проявлять уважение к старшему поколению. Сопереживание и умение достигать своих целей, не нанося вреда другим людям, знание истории своего государства и народа – вот основные составляющие военно-патриотического воспитания на данный момент. На мой взгляд, работа таких организаций в нашей стране продуктивна и необходима. В современном мире, где темп жизни слишком быстр для ребенка, необходимо научить молодых людей ответственности и дисциплине, а также умению самоорганизовываться и желанию развивать свою личность.

 

Литература и источники:

1. URL: https://narodsobor.ru/2011/09/26/4834-intervyu-rukovoditelya-proekta-lstyagr-aleksandr-kravchenko/ (дата обращения: 18.03.2020)

2. Баранов А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование. – 2011. — № 1. — С. 21.

3. Баранов А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 2. — С. 28.

4. Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. -  Москва: Владос, 2008. – 176с.

5. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. Рассмотрена и одобрена Координационным Советом при Президенте РФ по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах 6 марта 1998 г. – URL: http://militaryarticle.ru/obozrevatel/1999-obozrevatel/13084-koncepcija-voenno-patrioticheskogo-vospitanija (дата обращения: 18.03.2020)

6. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание в России: проблема, её понимание и подход к решению: концептуально-аналитическая записка // Молодежь и общество. — 2008. — № 3. — С. 104–113.

7. Материалы к заседанию государственно-патриотического клуба ВПП «Единая Россия».

8. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551
"О военно-патриотических молодежных и детских объединениях". URL: https://base.garant.ru/182358/ (дата обращения: 27.03.2020)

9. Статья 14 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года. URL: https://base.garant.ru/178405/ (дата обращения: 27.03.2020)

10. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 18.03.2020).


УДК 378.147

Фоминых М. В.

Канд. пед. н., доцент РГППУ (Екатеринбург, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: